СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над музыкальным произведением в классе гитары.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над музыкальным произведением в классе гитары.»

Работа над музыкальным произведением в классе гитары.

В работе с учеником очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель — грамотное и рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на память, исполнить на публике — только тогда ученик будет чувствовать свое движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно.

На начальном этапе приведенные музыкальные примеры, на первый взгляд, просты по построению и как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех учеников процесс работы над художественным произведением. Необычайны е тонкости его связаны с индивидуальностью ученика, дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.

Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:

1. Создание общего представления о музыкальном произведении и знакомство с особенностями произведения (исполнить ученику).

2. Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.

3. Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое, подводящий итог предшествующей работе.

Разберем более детально эти три этапа.

Показ самим педагогом произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о произведении, о композиторе и характере произведения. При этом ученик слушает не пассивно, а принимает самое активное участие при обсуждении произведения. При повторном вашем исполнении ученик должен внимательно следить за исполнением по нотам.

После проигрывания пьесы расспросите ученика, какие элементы звучания и записи ему знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при повторном исполнении.

Очень часто педагог рассказывает ученику о характере, образе, как следует исполнять то или иное произведение, его фрагменты, не оставляя самому ученику места для рассуждений.

Не стоит спешить! Задача начального этапа обучения — как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике и только наводящими вопросами вести ученика к цели.

Естественно, все новые темы, связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно объяснять и демонстрировать. Но все то, что уже встречалось, и все то, что вы показывали раньше, необходимо спрашивать с ученика, и его личная активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением следующих задач.

Второй этап работы над произведением включает в себя следующие аспекты: более

детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов, звукоизвлечением в избранном произведении. После чего дайте возможность ученику прочитать произведение с листа. Первое чтение ученик проводит в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы он сам убедился в точности прочтения текста: в указанном метре и ритме исполняются все длительности, верно соблюдаются знаки альтерации, аппликатура обеих рук.

Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и такому желанию не стоит мешать, однако после проигрывания обратите внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его еще раз исполнить данное произведение, чтобы он сам почувствовал свои недостатки.

После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов добейтесь, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент, где бас, есть ли двойные ноты, созвучия. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезно подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков, различных или одинаковых длительностей; фактура ее, как правило, меняется: мелодия без аккомпанемента, мелодия с басом, мелодия с аккомпанементом и т. д. Важно выяснить, что во фразе, затем во фрагменте, главное: где мелодия, где аккомпанемент, где бас. Фактура произведения для ученика должна быть понятной.

Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное представление — как работать над техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без лишних потерь времени разрешить их. Не повторяйте много раз то, что сыграно легко, а выделяйте только наиболее трудные места и работайте отдельно над каждым тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно. По ходу работы предложите ученику специальные упражнения, аналогичные встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее упражнение. Все вышеприведенное развивает у ученика способность мыслить творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением.

Нами неоднократно отмечалось, что при первом же чтении нужно строго соблюдать аппликатуру, уяснять значение и необходимость ее точного выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры необходимо донести до сознания ученика.

Посредством достаточного количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности, путаницы. Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру, оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному тексту. Появляется возможность сосредоточиться на художественных задачах исполнения.

Постепенно, преодолевая различные частные трудности, внимание ученика переводите на целостное исполнение произведения. Раз за разом сосредоточивайте его внимание на выполнении художественной интерпретации текста. Помогайте ему от ощущения своего исполнения как бы заново вернуться к программному, образному исполнению, но уже на основе более совершенной подготовки. Необходимо дать прочувствовать общую линию звучания произведения, выявить главную кульминацию, научить ученика мыслить, опережая звучание!

Помогите найти для произведения именно тот верный темп, который бы полностью отражал характер; ведь порой от неверно выбранного темпа теряются и выразительность

и характер всего исполнения. Достижение нужного темпа и выразительности звучания порой еще не соответствует выученности произведения, его необходимо «обкатать» — обыграть: Разумеется, для большей уверенности и надежности исполнения проигрывайте музыкальное произведение целиком и в надлежащем темпе.

Когда произведение будет готово для выступления, расскажите ученику, что такое публичное выступление, — ведь к нему ученика необходимо тщательно подготовить.

Мелочей на сцене не бывает. Поэтому нужно учить его, как выходить и как держать инструмент, как делать поклон, как вести себя во время исполнения, настраиваться на выступление, играть с удовольствием, принося радость слушателям.

В данный раздел были включены некоторые моменты (в общих чертах) начальной стадии работы над музыкальным произведением.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!