СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над ошибками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками»

Урок 8
Работа над ошибками

Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов; безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов; проверять написанное.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Карточки для индивидуальной работы.

Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

– На прошлом уроке мы работали над составлением рассказа по репродукции картины. После вашей проверки я тоже прочитала записанные вами предложения и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценки. Если нет, то, как вы думаете, почему?

– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.

II. Анализ работы по развитию речи.

Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные при письменном изложении текста (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные); акцентирует внимание на соответствие содержания изложенного текста теме.

III. Работа над ошибками.

Работа над ошибками проводится в тетрадях.

Пример работы над речевой ошибкой

На доске запись: Самое прекрасное, самое дорогое для человека – это его жизнь. А жизнь поддерживается разносторонним, неустанным трудом. Стоит замереть труду человека – начинает замирать и его жизнь.

– Прочитайте. Определите роль повторов в данном высказывании.

– В художественных произведениях автор использует повтор для выделения самого важного в высказывании, его основной мысли.

– Другое дело, когда повтор является неоправданным.

Учащиеся выполняют работу в группах.

Задание: Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст.

1-я группа. Начался разлив. Разлив – тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах.

2-я группа. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде.

3-я группа. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

4-я группа. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя спокойно, но потом освоился.

– К чему приводит неоправданное использование повторов? (К однообразию, монотонности речи.)

– Как устранить повтор-недочет? (Ответы учащихся.)

По итогам обсуждений составляется памятка, которая вывешивается на доску или проецируется на интерактивную доску.

Памятка

1. Объединить несколько предложений в одно с однородными членами.

Например: Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. (Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра, умываюсь, завтракаю, собираю портфель.)

2. Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.

Например: Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. (Большой, ярко-красный шар вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен.)

3. Исключить лишнее слово.

Например: Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. (Художник использует синий, зеленый, красный и много других цветов.)

4. Заменить повторяющееся слово местоимением.

Например: Ольга бежала навстречу ветру. Ольга была счастлива. (Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.)

5. Заменить повторяющееся слово синонимом.

Например: В лесу мы видели лося. Лось шел вдоль опушки и никого не боялся. (В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.)

– Какие способы использовали вы для устранения неоправданных повторов?

1-я группа. Начался разлив – тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах. (Исключили лишнее слово.)

2-я группа. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Лодка плавно скользнула по воде. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)

3-я группа. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Животные прижились и перестали бояться человека. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)

4-я группа. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала птица вела себя спокойно, но потом освоилась. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)

– Во многих работах встречается речевая ошибка – повтор: «Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Рассматривая картину, начинаешь вживаться в события, изображенные на картине».

– В двух подряд следующих предложениях встречается повторяющееся слово – «картина».

– Как избежать подобной ошибки? (Ответы учащихся.)

– Правильно, надо в одном из предложений заменить повторяющееся слово словом-синонимом, близким по значению. Какое слово является близким по значению к слову «картина»? (Произведение, она.)

– Верно. Выполним замену во втором предложении слова «картина». Какое предложение получится? (Перед нами произведение русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Рассматривая картину, начинаешь вживаться в события, изображенные на ней.)

Пример работы над стилистической ошибкой

– Одной из распространенных ошибок при письменном изложении текста является нарушение порядка слов в предложении. Во многих работах встретилось ошибочное построение предложения: «Травы болотные от ветра гнутся». Следует помнить, что для русского языка характерен следующий порядок расположения слов в предложении:

2 1 4 5 3

Травы болотные от ветра гнутся.

– То есть сначала в предложении следует подлежащее, затем сказуемое, а потом второстепенные члены предложения. Иногда порядок нарушается, но это должно быть обоснованно.

Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок.

Карточка

Задание: Составь предложение, используя правильный порядок слов.

Узкая полоска только с берегом связывает остров. (Только узкая полоска связывает остров с берегом.)

Физкультминутка (см. урок 3)

Пример работы над орфографической ошибкой

– Очень часто в самостоятельных работах допускаются орфографические ошибки, несмотря на то что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельным письменным изложением текста. Много учеников допустило ошибку в слове «гнутся».

– Какая орфограмма в слове? (Орфограмма «Написание -тся и -ться в глаголах».)

Учащиеся подчеркивают одной чертой орфограмму.

– Можно ли проверить орфограмму? (Можно. Необходимо поставить вопрос к данному глаголу: «что делают?» В вопросе нет мягкого знака, значит, надо писать «гнутся».)

Учащиеся записывают в скобках вопрос.

Далее учитель дает задание придумать и записать несколько слов с данным видом орфограмм.

Пример работы над пунктуационной ошибкой

В качестве тренировочного упражнения можно дать непунктированный текст.

Задание: Обозначить конец предложений.

Осень над лесом взошло солнце лучи осветили вершины деревьев кругом тишина и прохлада только птицы хлопочут около ягод рябины.

(Осень. Над лесом взошло солнце. Лучи осветили вершины деревьев. Кругом тишина и прохлада. Только птицы хлопочут около ягод рябины.)

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Над какой темой работали на уроке?

– Что выполняли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 10, упр. 21.