Урок 8
Работа над ошибками
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов; безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов; проверять написанное.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Карточки для индивидуальной работы.
Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– На прошлом уроке мы работали над составлением рассказа по репродукции картины. После вашей проверки я тоже прочитала записанные вами предложения и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценки. Если нет, то, как вы думаете, почему?
– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.
II. Анализ работы по развитию речи.
Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные при письменном изложении текста (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные); акцентирует внимание на соответствие содержания изложенного текста теме.
III. Работа над ошибками.
Работа над ошибками проводится в тетрадях.
Пример работы над речевой ошибкой
На доске запись: Самое прекрасное, самое дорогое для человека – это его жизнь. А жизнь поддерживается разносторонним, неустанным трудом. Стоит замереть труду человека – начинает замирать и его жизнь.
– Прочитайте. Определите роль повторов в данном высказывании.
– В художественных произведениях автор использует повтор для выделения самого важного в высказывании, его основной мысли.
– Другое дело, когда повтор является неоправданным.
Учащиеся выполняют работу в группах.
Задание: Оправдан ли повтор слов в данных предложениях? Если необходимо, отредактируйте текст.
1-я группа. Начался разлив. Разлив – тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах.
2-я группа. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде.
3-я группа. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.
4-я группа. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя спокойно, но потом освоился.
– К чему приводит неоправданное использование повторов? (К однообразию, монотонности речи.)
– Как устранить повтор-недочет? (Ответы учащихся.)
По итогам обсуждений составляется памятка, которая вывешивается на доску или проецируется на интерактивную доску.
Памятка
1. Объединить несколько предложений в одно с однородными членами.
Например: Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. (Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра, умываюсь, завтракаю, собираю портфель.)
2. Объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.
Например: Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен. (Большой, ярко-красный шар вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен.)
3. Исключить лишнее слово.
Например: Художник использует цвета: синий, зеленый, красный – и много других цветов. (Художник использует синий, зеленый, красный и много других цветов.)
4. Заменить повторяющееся слово местоимением.
Например: Ольга бежала навстречу ветру. Ольга была счастлива. (Ольга бежала навстречу ветру. Она была счастлива.)
5. Заменить повторяющееся слово синонимом.
Например: В лесу мы видели лося. Лось шел вдоль опушки и никого не боялся. (В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.)
– Какие способы использовали вы для устранения неоправданных повторов?
1-я группа. Начался разлив – тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах. (Исключили лишнее слово.)
2-я группа. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Лодка плавно скользнула по воде. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)
3-я группа. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Животные прижились и перестали бояться человека. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)
4-я группа. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала птица вела себя спокойно, но потом освоилась. (Заменили повторяющееся слово синонимом.)
– Во многих работах встречается речевая ошибка – повтор: «Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Рассматривая картину, начинаешь вживаться в события, изображенные на картине».
– В двух подряд следующих предложениях встречается повторяющееся слово – «картина».
– Как избежать подобной ошибки? (Ответы учащихся.)
– Правильно, надо в одном из предложений заменить повторяющееся слово словом-синонимом, близким по значению. Какое слово является близким по значению к слову «картина»? (Произведение, она.)
– Верно. Выполним замену во втором предложении слова «картина». Какое предложение получится? (Перед нами произведение русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Рассматривая картину, начинаешь вживаться в события, изображенные на ней.)
Пример работы над стилистической ошибкой
– Одной из распространенных ошибок при письменном изложении текста является нарушение порядка слов в предложении. Во многих работах встретилось ошибочное построение предложения: «Травы болотные от ветра гнутся». Следует помнить, что для русского языка характерен следующий порядок расположения слов в предложении:
2 1 4 5 3
Травы болотные от ветра гнутся.
– То есть сначала в предложении следует подлежащее, затем сказуемое, а потом второстепенные члены предложения. Иногда порядок нарушается, но это должно быть обоснованно.
Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок.
Карточка
Задание: Составь предложение, используя правильный порядок слов.
Узкая полоска только с берегом связывает остров. (Только узкая полоска связывает остров с берегом.)
Физкультминутка (см. урок 3)
Пример работы над орфографической ошибкой
– Очень часто в самостоятельных работах допускаются орфографические ошибки, несмотря на то что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельным письменным изложением текста. Много учеников допустило ошибку в слове «гнутся».
– Какая орфограмма в слове? (Орфограмма «Написание -тся и -ться в глаголах».)
Учащиеся подчеркивают одной чертой орфограмму.
– Можно ли проверить орфограмму? (Можно. Необходимо поставить вопрос к данному глаголу: «что делают?» В вопросе нет мягкого знака, значит, надо писать «гнутся».)
Учащиеся записывают в скобках вопрос.
Далее учитель дает задание придумать и записать несколько слов с данным видом орфограмм.
Пример работы над пунктуационной ошибкой
В качестве тренировочного упражнения можно дать непунктированный текст.
Задание: Обозначить конец предложений.
Осень над лесом взошло солнце лучи осветили вершины деревьев кругом тишина и прохлада только птицы хлопочут около ягод рябины.
(Осень. Над лесом взошло солнце. Лучи осветили вершины деревьев. Кругом тишина и прохлада. Только птицы хлопочут около ягод рябины.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Над какой темой работали на уроке?
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 10, упр. 21.