Урок 31
Работа над ошибками
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов, безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов, проверять написанное.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; определять цель и составлять этап выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Образовательные ресурсы:
1 Учебник, рабочая тетрадь.
2. Карточки для индивидуальной работы.
3. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru
Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– На прошлом уроке мы работали над составлением и письменным изложением текста (предложений) по репродукции картины. После вашей проверки я тоже прочитала записанные вами тексты и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценка. Если нет, то, как вы думаете, почему?
– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.
II. Анализ работы по развитию речи.
Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные при письменном изложении текста (предложений) (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные); акцентирует внимание на соответствие содержания изложенного текста теме.
III. Работа над ошибками.
Работа над ошибками проводится в тетрадях.
Пример работы над речевыми ошибками
– Распространенными ошибками в творческих работах по развитию речи являются неудачный порядок слов в предложении и неоправданные лексические повторы. (Учитель приводит примеры синтаксических конструкций с данным типом ошибок из работ по развитию речи.)
– Напоминаю, что обычный порядок слов в предложении следующий:
подлежащее
сказуемое
(может быть второстепенный член предложения, поясняющий его) | (могут быть второстепенные члены предложения, поясняющие его) |
– Приведу пример: «Картина вызывает чувства удивления и радости».
– А теперь прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
– Если мы перестроим предложение по вышеуказанной схеме, то получится следующее предложение:
– Почему А. С. Пушкин именно так расположил слова в предложении? (Чтобы сделать его более выразительным.)
– Приведу примеры из ваших работ.
Вариант 1. В центре картины изображена нарядная декоративная ваза.
Вариант 2. Нарядная декоративная ваза изображена в центре картины.
– В каком варианте характерный порядок слов для русского языка? (Во втором варианте.)
– Русский язык уникален и интересен тем, что из всякого правила в нем есть исключения. Мы с вами убедились, что порядок слов имеет большое значение в предложении.
– Неоправданные лексические повторы обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль.
На доске: Он увидел, как зайцы в ночное время, когда их никто не видит, жуют траву. Такое зрелище он увидел в первый раз.
– Чтобы избежать лексических повторов, нередко приходится значительно изменять первоначальный текст. Попробуем исправить речевую ошибку. (В первый раз он увидел, как зайцы в ночное время, когда их никто не видит, жуют траву.)
– Однако повторение слов не всегда свидетельствует о стилистической беспомощности автора: оно может стать стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Мы с вами об этом говорили. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». (Л. Н. Толстой)
Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок.
Варианты предложений:
••Сначала мы ехали на поезде, потом мы ехали в лобастом новеньком автобусе. (Сначала мы ехали на поезде, потом в лобастом новеньком автобусе.)
••Я забрался на переднее сиденье, я смотрю в окно. Всё жду, когда наша деревня покажется. (Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окно. Всё жду, когда наша деревня покажется.)
Учащиеся находят приемы, которые помогают избежать неоправданного повтора слов: пропуск слова, использование однородных членов.
Физкультминутка (см. урок 3)
Пример работы над орфографической ошибкой
– Очень часто в самостоятельных работах допускаются орфографические ошибки, несмотря на то, что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельным письменным изложением текста. (Учитель приводит примеры слов с допущенными орфографическими ошибками из работ по развитию речи.)
Порядок работы над словами с данным типом ошибок, а также над пунктуационными ошибками приводится в уроке 3.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Над какой темой работали на уроке? (Анализировали работу по развитию речи. Выполняли работу над ошибками.)
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 31–34, упражнение (по выбору) из числа невыполненных.