СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над ошибками 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит интересный материал для отработки пробелов по орфографии и пунктуации.

Просмотр содержимого презентации
«Работа над ошибками»

Мой университет - www.moi-mummi.ru        Работа  над  ошибками  9 кл.  Выполнила учитель МБОУ СОШ с. Мичурино РСО-Алания Гаглоева Б.Н.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Работа над ошибками 9 кл. Выполнила учитель МБОУ СОШ с. Мичурино РСО-Алания Гаглоева Б.Н.

Цели и задачи:  1. Повторить орфограммы:  а) безударная гласная в корне слова;  б) чередующиеся гласные в корне слова;  в) гласные после шипящих;  г) правописание приставок;  д) правописание суффиксов прилагательных и причастий;  е) правописание окончаний.  2. Повторить пунктограммы:  а) обособление причастий;  б) обособление деепричастий;  в) запятая в сложном предложении, части которого соединены союзом И ;  г) запятая между частями в бессоюзном сложном предложении;  д) запятая в сложноподчиненном предложении;  е) знаки препинания при прямой речи .  3. Повторить стили речи.

Цели и задачи:

1. Повторить орфограммы:

а) безударная гласная в корне слова;

б) чередующиеся гласные в корне слова;

в) гласные после шипящих;

г) правописание приставок;

д) правописание суффиксов прилагательных и причастий;

е) правописание окончаний.

2. Повторить пунктограммы:

а) обособление причастий;

б) обособление деепричастий;

в) запятая в сложном предложении, части которого соединены союзом И ;

г) запятая между частями в бессоюзном сложном предложении;

д) запятая в сложноподчиненном предложении;

е) знаки препинания при прямой речи .

3. Повторить стили речи.

Мой университет - www.moi-mummi.ru Поз д ним Заснеже нн ым Панц и рем Проб и рае тся  Прелес т ной Снеж о к Сер д цем Прик а саешься Прибл и жающейся Серебря н ых Дол е тев Прикасаеш ь ся Радос т ной С крыш _ Ш ё пот Говориш ь Гру д ь Л е дяным Небольшой реч о нкой Кто - то Приближающ е йся сказк и Заг о рае тся Поздним Заснеженым Панцырем Пробирается Прелестной Снежок Сердцем Прикосаешься Приблежающейся Серебрянных Долитев Прикасаешся Радостной С крыш Шопот Говориш Груть Лидяным Небольшой речёнкой Ктото Приближающийся сказки Загарается

Мой университет - www.moi-mummi.ru

  • Поз д ним
  • Заснеже нн ым
  • Панц и рем
  • Проб и рае тся
  • Прелес т ной
  • Снеж о к
  • Сер д цем
  • Прик а саешься
  • Прибл и жающейся
  • Серебря н ых
  • Дол е тев
  • Прикасаеш ь ся
  • Радос т ной
  • С крыш _
  • Ш ё пот
  • Говориш ь
  • Гру д ь
  • Л е дяным
  • Небольшой реч о нкой
  • Кто - то
  • Приближающ е йся сказк и
  • Заг о рае тся
  • Поздним
  • Заснеженым
  • Панцырем
  • Пробирается
  • Прелестной
  • Снежок
  • Сердцем
  • Прикосаешься
  • Приблежающейся
  • Серебрянных
  • Долитев
  • Прикасаешся
  • Радостной
  • С крыш
  • Шопот
  • Говориш
  • Груть
  • Лидяным
  • Небольшой речёнкой
  • Ктото
  • Приближающийся сказки
  • Загарается

поздним, прелестной, радостной, сердцем 1 . Непроизносимая согласная 2 . Безударная гласная в корне 3. Чередующиеся гласные в корне 4. О-Ё после шипящих 5 . И-Ы после Ц 6. Ь после шипящих 7. Правописание звонких и глухих согласных 8. Правописание окончаний прилагательных и причастий 9. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий 10. Дефис между частями слова 11. Правописание приставок 12. НЕ с разными частями речи приближающейся, долетев, ледяной пробирается, прикасаешься снежок, шёпот, речонкой  панцирем с крыш, говоришь, прикасаешься грудь приближающейся прелестной сказки заснеженным, серебряных кто-то приближающейся, прикасаешься небольшой речонкой

поздним, прелестной, радостной, сердцем

1 . Непроизносимая согласная

2 . Безударная гласная в корне

3. Чередующиеся гласные в корне

4. О-Ё после шипящих

5 . И-Ы после Ц

6. Ь после шипящих

7. Правописание звонких и глухих согласных

8. Правописание окончаний прилагательных и причастий

9. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

10. Дефис между частями слова

11. Правописание приставок

12. НЕ с разными частями речи

приближающейся, долетев, ледяной

пробирается, прикасаешься

снежок, шёпот, речонкой

панцирем

с крыш, говоришь, прикасаешься

грудь

приближающейся прелестной сказки

заснеженным, серебряных

кто-то

приближающейся, прикасаешься

небольшой речонкой

1. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. 2. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается по дому. 3. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»  4. Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.  5. Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. 6. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. 7. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. 8. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.  9. Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.  (По А.Иллюминаторской)

1. В эту ночь чудеса приходят без приглашения. 2. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается по дому. 3. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

4. Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

5. Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. 6. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. 7. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. 8. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

9. Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

(По А.Иллюминаторской)

1. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует данной схеме: . Сделайте морфологический разбор слова. 2. Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие настоящего времени. Сделайте морфемный разбор слова. 3. Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запишите их номера. 4. Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его номер. Графически объясните постановку знаков препинания при прямой речи в этом предложении. 5. Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер предложения, в котором оно встречается.

1. Найдите во 2 предложении 1 абзаца слово, которое соответствует данной схеме: . Сделайте морфологический разбор слова.

2. Выпишите из 3 предложения 3 абзаца страдательное причастие настоящего времени. Сделайте морфемный разбор слова.

3. Найдите в 1 абзаце предложения, в которых встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запишите их номера.

4. Найдите в тексте предложение с прямой речью, запишите его номер. Графически объясните постановку знаков препинания при прямой речи в этом предложении.

5. Найдите в первом абзаце обращение. Назовите номер предложения,

в котором оно встречается.

Мой университет - www.moi-mummi.ru 6. Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении. 7. Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте его синтаксический разбор. 8. Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения. 9. Каков стиль данного текста? Докажите.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

6. Найдите в третьем абзаце предложение, которое присоединяется к предыдущему при помощи личного местоимения в Д.п. Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении.

7. Выпишите из текста последнее предложение 3 абзаца и сделайте его синтаксический разбор.

8. Выпишите из текста по 2 эпитета, метафоры, олицетворения.

9. Каков стиль данного текста? Докажите.

Ё (Е)  В корне О Можно подобрать проверочное слово:  В суффиксе шёпот-шепчет Нельзя подобрать проверочное слово: Без ударения: ореш е к В существительных с суффиксом -ёр – : В окончании Во всех глагольных образованиях  дириж ё р, стаж ё р Под ударением: ремеш о к Без ударения : плач е м шорох , шорты  течёт, жжёшь ночёвка, сгущёнка завершённый, заключён Под ударением: мяч о м Не пишется

Ё (Е)

В корне

О

Можно подобрать проверочное слово:

В суффиксе

шёпот-шепчет

Нельзя подобрать

проверочное слово:

  • Без ударения: ореш е к
  • В существительных с суффиксом -ёр – :

В окончании

Во всех глагольных образованиях

дириж ё р, стаж ё р

  • Под ударением: ремеш о к

Без ударения : плач е м

шорох , шорты

течёт, жжёшь

ночёвка, сгущёнка

завершённый, заключён

Под ударением: мяч о м

Не пишется

не пишется пишется 1. Существительные  мужской род  мн.ч. Р.п. женский род  3 –е ск. 2. Краткие прилагательные и причастия не пишется  3. Наречия  После «Ч» и «Ш» Запомнить: настежь  Уж замуж невтерпеж 4. Глаголы  инфинитив  2-е лицо  повелительное наклонение

не пишется

пишется

1. Существительные

  • мужской род
  • мн.ч. Р.п.

женский род

3 –е ск.

2. Краткие прилагательные и причастия

не пишется

3. Наречия

После «Ч» и «Ш»

Запомнить: настежь

Уж замуж невтерпеж

4. Глаголы

  • инфинитив
  • 2-е лицо
  • повелительное наклонение

Мой университет - www.moi-mummi.ru  «Н» и «НН» в суффиксах  прилагательных и причастий.  1. Прилагательные  «НН»  «Н»  -ан, -ян-, -ин-  1. -онн-, -енн- Искл: оловянный, деревянный, стеклянный.  Искл :  масленый, ветреный  2. На стыке морфем.  2. Причастия. 1. Образованных от бесприставочных глаголов сов. вида  В кратких причастиях Искл: раненый 2.В полных приставкой Искл: смышленый  3. В полных с зависимыми словами

Мой университет - www.moi-mummi.ru

«Н» и «НН» в суффиксах

прилагательных и причастий.

1. Прилагательные

«НН»

«Н»

-ан, -ян-, -ин-

1. -онн-, -енн-

Искл: оловянный, деревянный, стеклянный.

Искл :

масленый, ветреный

2. На стыке морфем.

2. Причастия.

1. Образованных от бесприставочных глаголов сов. вида

В кратких причастиях

Искл: раненый

2.В полных приставкой

Искл: смышленый

3. В полных с зависимыми словами

При- Пре-  «очень»  «весьма»  высшая степень.  «близко»  «вблизи»  приближение  присоединение  близко к значению  приставки  пере-   неполнота действия  доведение действия до конца  добавочное действие

При-

Пре-

  • «очень»
  • «весьма»
  • высшая степень.
  • «близко»
  • «вблизи»
  • приближение
  • присоединение
  • близко к значению

приставки

пере-

  • неполнота действия
  • доведение действия до конца
  • добавочное действие

А//О И//Е  От суффикса От суффикса -к а с а - -кос- -б и р а - -бер- От согласной -м и р а - -мер- -л а г а - -ло ж - -ст и л а - -стел-  - ра ст-, - ра щ- - ро с- -т и р а - -тер- От ударения-  - зар- -з о р- -г а р- -гор-

А//О

И//Е

От суффикса

От суффикса

-к а с а - -кос-

-б и р а - -бер-

От согласной

-м и р а - -мер-

-л а г а - -ло ж -

-ст и л а - -стел-

- ра ст-, - ра щ- - ро с-

-т и р а - -тер-

От ударения-

- зар- -з о р-

-г а р- -гор-

4. Сложные прилагательные , которые: 1. Некоторые предлоги  2. Сложные существительные, которые:  обозначают оттенки цветов  могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И  обозначают части света  образованы от двух самостоятельных слов  являются собственными наименованиями и начинаются со слов восточо-, западно-, северно-, южно-, (юго-)  имеют первой частью пол-  перед гласными , прописными и л 3. Местоимения, имеющие в своем составе –то, -либо, -нибудь, кое-

4. Сложные прилагательные , которые:

1. Некоторые предлоги

2. Сложные существительные, которые:

  • обозначают оттенки цветов
  • могут быть заменены

двумя равноправными

словами с союзом И

  • обозначают части света
  • образованы от двух

самостоятельных слов

  • являются собственными

наименованиями и

начинаются со слов

восточо-, западно-,

северно-, южно-, (юго-)

  • имеют первой частью пол-

перед гласными , прописными и л

3. Местоимения, имеющие в своем составе –то, -либо, -нибудь, кое-

И-Ы после Ц И Ы  1. В корне: ц и рк 2. На стыке основы и окончания: лекц и я. 1. В окончаниях существительных и прилагательных: улиц ы , куц ы й. 2. В суффиксах притяжательных прилагательных: сестриц ы н, куниц ы н.

И-Ы после Ц

И

Ы

1. В корне: ц и рк

2. На стыке основы и окончания: лекц и я.

1. В окончаниях существительных и прилагательных: улиц ы , куц ы й.

2. В суффиксах притяжательных прилагательных: сестриц ы н, куниц ы н.

1. Правописание непроизносимой согласной: поз д ний – опоз д ать со л нце - со л нышко 2. Правописание безударной гласной в корне: л е са - л е с  3. Правописание звонких и глухих согласных: моро з – моро з ы коро б - коро б очка

1. Правописание непроизносимой согласной:

поз д ний – опоз д ать

со л нце - со л нышко

2. Правописание безударной гласной в корне:

л е са - л е с

3. Правописание звонких и глухих согласных:

моро з – моро з ы

коро б - коро б очка

Правописание окончаний прилагательных и причастий проверяется по вопросу: в тёмн ую [как ую ?] ночь ; о тёмн ой [как ой ?] ночи; в [как ое ?] бушующ ее море; в [как ом ?] бушующ ем море ; в тёмн ую [как ую ?] ночь ; о тёмн ой [как ой ?] ночи; в [как ое ?] бушующ ее море; в [как ом ?] бушующ ем море ; с [как им ?] бушующ им морем. с [как им ?] бушующ им морем. Помните: после твёрдых согласных пишутся гласные ы, о, у ,  после мягких согласных – гласные – и, е, ю :  краси в ые платья – си н ие платья,  в крас н ую кофту – в си н юю кофту, бушую щ ее море

Правописание окончаний прилагательных и причастий проверяется по вопросу:

  • в тёмн ую [как ую ?] ночь ; о тёмн ой [как ой ?] ночи; в [как ое ?] бушующ ее море; в [как ом ?] бушующ ем море ;
  • в тёмн ую [как ую ?] ночь ; о тёмн ой [как ой ?] ночи;
  • в [как ое ?] бушующ ее море; в [как ом ?] бушующ ем море ;

с [как им ?] бушующ им морем.

  • с [как им ?] бушующ им морем.

Помните:

  • после твёрдых согласных пишутся гласные ы, о, у ,
  • после мягких согласных – гласные – и, е, ю :

краси в ые платья – си н ие платья,

в крас н ую кофту – в си н юю кофту,

бушую щ ее море

НЕ с разными частями речи Слитно Раздельно 1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.   2) С существительными, прилагательными и наречиями на О-Е, если их можно заменить синонимами.   3) С полными причастиями , не имеющими  зависимых слов .   4) С отрицат. и неопред. местоимениями ( при отсутствии предлога ) и наречиями.  1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.   2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями .   3) С полными причастиями , имеющими зависимые слова .   4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.   5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не

НЕ с разными частями речи

Слитно

Раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.

  2) С существительными, прилагательными и наречиями на О-Е, если их можно заменить синонимами.

  3) С полными причастиями , не имеющими зависимых слов .

  4) С отрицат. и неопред. местоимениями ( при отсутствии предлога ) и наречиями.

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

  2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями .

  3) С полными причастиями , имеющими зависимые слова .

  4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.

  5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не

1.РАСПАХНУВ  -  деепричастие, так как :  обозначает добавочное действие (что сделав?); совершенного вида, невозвратный, не изменяется; в предложении является обстоятельством образа действия.  обозначает добавочное действие (что сделав?); совершенного вида, невозвратный, не изменяется; в предложении является обстоятельством образа действия.  2. ПОКРЫТ УЮ 3. 2 предложение :   3 предложение: 4. 3 предложение: 5. 3 предложение:

1.РАСПАХНУВ - деепричастие, так как :

  • обозначает добавочное действие (что сделав?); совершенного вида, невозвратный, не изменяется; в предложении является обстоятельством образа действия.
  • обозначает добавочное действие (что сделав?);
  • совершенного вида, невозвратный, не изменяется;
  • в предложении является обстоятельством образа действия.

2. ПОКРЫТ

УЮ

3. 2 предложение :

3 предложение:

4. 3 предложение:

5. 3 предложение:

Д.О. 6. П.О.  Повествовательное.  Невосклицательное.  Простое, односоставное, определенно-личное.  Распространенное.  Осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными | Д.О. |.   7.  8 -9 . Стиль текста художественный. Автор воздействует на чувства и мысли читателя при помощи образов и картин, используя эпитеты ( голубовато-серебряные снежинки, сладкий сон ), метафоры ( ледяным панцирем, с легким сердцем ), олицетворения ( метель окутывает ).

Д.О.

6.

П.О.

  • Повествовательное.
  • Невосклицательное.
  • Простое, односоставное, определенно-личное.
  • Распространенное.
  • Осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными | Д.О. |.

7.

8 -9 . Стиль текста художественный. Автор воздействует на чувства и мысли читателя при помощи образов и картин, используя эпитеты ( голубовато-серебряные снежинки, сладкий сон ), метафоры ( ледяным панцирем, с легким сердцем ), олицетворения ( метель окутывает ).

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!