СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами в 4 классе (подготовка к ВПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет подготовить учеников четвёртых классов выполнить задания в ВПР по объяснению смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами в 4 классе (подготовка к ВПР)»

ВПР по русскому языку — пословицы и поговорки

В ВПР по русскому языку есть задание, которое звучит так: «Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение…»

В этой шпаргалке подобраны часто встречающиеся выражения и даны примерные ответы.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься — люби и саночки возить.

Вариант ответа: дети поиграли, а убирать за собой игрушки не хотят.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь есть калачи – не лежи на печи.

Вариант ответа: моя подруга хочет стать победительницей конкурса, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дарёному коню в зубы не смотрят.

Вариант ответа: когда человеку подарили подарок, а он начинает искать в нем недостатки.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Век живи – век учись.

Вариант ответа:  человек совершает действие не послушав совета опытного друга, а затем жалеет, что не воспользовался умным советом.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Повторенье – мать ученья.

Вариант ответа:   когда ученик понимает, что без повторения пройденного дальнейшее учение невозможно.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Всяк кулик своё болото хвалит.

Вариант ответа:   когда человеку кажется, что у него все лучше, чем у других.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Вариант ответа:  когда человек не подумав, поспешно принимает какое-либо решение, не взвесив все «за» и «против».

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Ум хорошо, а два – лучше.

Вариант ответа:   когда рядом есть помощник, выполнить сложное задание гораздо легче.

А еще вот такое заковыристое задание:

Запиши своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях так тебя называет, какой из вариантов имени тебе нравится больше всего? Напиши памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к тебе лучше обращаться в разных ситуациях.

Вариант ответа:

Ваня — так меня зовут учителя и знакомые.

Ванёк — так меня зовут друзья, когда мы играем вместе.

Ванюша — так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.

Иван — так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.

Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь.

Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя «Ванюша», хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому — Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.

Фразеологический минимум.

Учени__ 4 класса _______________

Фразеологизмы

Их значения

1

Бабушкины сказки

выдумки.

2

Белая ворона

человек резко отличающийся от других

3

Битый час

довольно долго

4

Биться как рыба об лед

делать что-то безрезультатно.

5

Бить баклуши

бездельничать

6

Бок о бок

рядом

7

Болеть душой

сильно переживать

8

Брать в руки

самому начать что-то делать

9

Брать за сердце

волновать

10

Брать слова обратно

отказаться от сказанного

11

Браться за ум

начинать серьезно заниматься каким-то делом

12

Бросить камень

обвинить кого-то

13

Буря в стакане воды

большое волнение по ничтожнейшему поводу.

14

В два счета

быстро, мигом

15

В ежовых рукавицах

В строгости

16

В поте лица

усердно

17

В розовом цвете

лучше чем есть на свете

18

Вверх тормашками

наоборот, не так как надо

19

Ветер свистит в карманах

нет у кого-то денег

20

Витать в облаках

мечтать

21

водить за нос

обманывать

22

Водой не разольешь

очень дружно

23

Войти в историю

стать известным

24

Все шишки валятся

преследуют неудачи

25

Вставлять палки в колеса

мешать

26

Всем миром

вместе

27

Высасывать из пальца

выдумывать

28

Глаза на мокром месте

плакать

29

Гол как сокол

беден

30

Голова на плечах

умный

31

Грести лопатой

быть богатым

32

Делить шкуру неубитого медведя

заранее делить прибыль от несуществующего дела

33

Держать язык за зубами

молчать

34

До свадьбы заживет

скоро пройдет

35

Душа болит

волноваться

36

Ждать у моря погоды

бездействовать

37

За тридевять земель

очень далеко

38

Задирать нос

важничать

39

Зарубить на носу

запомнить

40

Засучив рукава

усердно работать

41

Зайти в тупик

попасть в безвыходное положение

42

Золотые руки

умелый человек

43

Из мухи делать слона

преувеличивать

44

Изо дня в день

каждый день

45

Как белка в колесе

действовать безрезультатно

46

Как иголка в стоге сена

что-то что невозможно найти

47

Как с неба свалился

неожиданно возник

48

Как сквозь землю провалился

исчез

49

Как снег на голову

неожиданно

50

Кот в мешке

что-то неизвестное

51

Как две капли

очень похож

52

Львиная доля

большая часть чего-либо

53

Много воды утекло

много времени прошло

54

На авось

понадеяться на случай

55

На вес золота

очень дорогой

56

На каждом шагу

везде

57

На ночь глядя

вечером

58

На скорую руку

быстро

59

На широкую ногу

богато

60

Не в своей тарелке

неуютно

61

Не верить глазам

крайне удивляться

62

Не находить места

волноваться

63

Ни жив, ни мертв

уставший

64

Ни свет, ни заря

очень рано

65

Начинать с Азов

начинать с самого начала

66

Одним махом, одним духом

сразу

67

От всей души

искренне

68

От корки до корки

ничего не пропуская

69

Положа руку на сердце

правдиво

70

Правая рука

помощник

71

Птица высокого полета

важный человек

72

Птица низкого полета

невлиятельный человек

73

Руки опускаются

пропадает желание что-то делать

74

С глазу на глаз

наедине

75

Седьмая вода на киселе

дальний родственник

76

Сложа руки

Считать ворон

бездельничать

77

Уносить ноги

убегать

78

У черта на куличках

очень далеко

79

Ходить вокруг да около

говорить намеками

80

Яблоку негде упасть

места нет

2)

1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк, 
И так устали мы в дороге, 
Что еле волочили ноги.

2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.

3)

Фразеологический минимум.

Учени__ 4 класса _______________

Фразеологизмы

Их значения

1

Бабушкины сказки

 

2

Белая ворона

 

3

Битый час

 

4

Биться как рыба об лед

 

5

Бить баклуши

 

6

Бок о бок

 

7

Болеть душой

 

8

Брать в руки

 

9

Брать за сердце

 

10

Брать слова обратно

 

11

Браться за ум

 

12

Бросить камень

 

13

Буря в стакане воды

 

14

В два счета

 

15

В ежовых рукавицах

 

16

В поте лица

 

17

В розовом цвете

 

18

Вверх тормашками

 

19

Ветер свистит в карманах

 

20

Витать в облаках

 

21

водить за нос

 

22

Водой не разольешь

 

23

Войти в историю

 

24

Все шишки валятся

 

25

Вставлять палки в колеса

 

26

Всем миром

 

27

Высасывать из пальца

 

28

Глаза на мокром месте

 

29

Гол как сокол

 

30

Голова на плечах

 

31

Грести лопатой

 

32

Делить шкуру неубитого медведя

 

33

Держать язык за зубами

 

34

До свадьбы заживет

 

35

Душа болит

 

36

Ждать у моря погоды

 

37

За тридевять земель

 

38

Задирать нос

 

39

Зарубить на носу

 

40

Засучив рукава

 

41

Зайти в тупик

 

42

Золотые руки

 

43

Из мухи делать слона

 

44

Изо дня в день

 

45

Как белка в колесе

 

46

Как иголка в стоге сена

 

47

Как с неба свалился

 

48

Как сквозь землю провалился

 

49

Как снег на голову

 

50

Кот в мешке

 

51

Как две капли

 

52

Львиная доля

 

53

Много воды утекло

 

54

На авось

 

55

На вес золота

 

56

На каждом шагу

 

57

На ночь глядя

 

58

На скорую руку

 

59

На широкую ногу

 

60

Не в своей тарелке

 

61

Не верить глазам

 

62

Не находить места

 

63

Ни жив, ни мертв

 

64

Ни свет, ни заря

 

65

Начинать с Азов

 

66

Одним махом,

одним духом

 

67

От всей души

 

68

От корки до корки

 

69

Положа руку на сердце

 

70

Правая рука

 

71

Птица высокого полета

 

72

Птица низкого полета

 

73

Руки опускаются

 

74

С глазу на глаз

 

75

Седьмая вода на киселе

 

76

Сложа руки

Считать ворон

 

77

Уносить ноги

 

78

У черта на куличках

 

79

Ходить вокруг да около

 

80

Яблоку негде упасть

 

4) Учени__ 4 класса _______________

Замените фразеологизмы подходящими выражениями.

Наташа целый день била баклуши (...............). Ее не брало за сердце (...............), что у нее по математике будет в четверти “два”. Она всегда говорила что ей никогда не понять эту математику. Битый час (...............) она сидела перед раскрытой книгой. Она смогла лишь решить пару примеров. И только она закрыть книгу, как увидела в окне одноклассницу. Она жила бок о бок (...............), в соседнем доме. Мама держала Лену в ежовых рукавицах (...............). В два счета (...............). Наташа выбежала на улицу. Она показала тетрадь подружке. Та посмотрела и сказала: “Хватит витать в облаках!(...............) Ты написала все вверх тормашкам (...............) ”. Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (...............), в поте лица (...............) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (...............). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (...............) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: “Не будь белой вороной в классе (...............), это бабушкины сказки (...............) что ты никогда не сможешь понять математику”. Старайся, у тебя все получится!

5)

Брать слова………

Ветер свистит……

Вставлять палки …

Держать язык ……

Делить шкуру …….. и т.д.

6)

Душа в душу


у черта на куличках

Рукой подать


спустя рукава.

В поте лица


как кошка с собакой

Найти фразеологизмы-синонимы, соедините их линиями

В поте лица


Птица высокого полета

Сложа руки


Как с неба свалился

Как снег на голову


От всей души

Буря в стакане воды


Считать ворон

Положа руку на сердце


Как сельди в бочке

Человек с большой буквы


Засучив рукава

Летит стрелой


Много шума из ничего

Как огурцы в банке


Мчится сломя голову

7)

А) Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением.

бездельничать

обманывать

быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

Б) Найди в тексте фразеологизмы и подчеркни их.

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

В) Соедини стрелкой части фразеологизма.



уносить




зайти

в руки



львиная


лопатой


ноги



в тупик


лица



доля




опускаются

в поте


счета

грести




руки


брать

В два






Добрые дети — дому венец, а злые — конец.

***

Вежливость нужна каждому.

***

Посеешь привычку - вырастишь характер.

***

Глаза страшатся, а руки делают.

***

Родителей не только уважай, а и помогай им.

***

Для дружбы нет расстояния.

***

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.