ВПР по русскому языку — пословицы и поговорки
В ВПР по русскому языку есть задание, которое звучит так: «Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение…»
В этой шпаргалке подобраны часто встречающиеся выражения и даны примерные ответы.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься — люби и саночки возить.
Вариант ответа: дети поиграли, а убирать за собой игрушки не хотят.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь есть калачи – не лежи на печи.
Вариант ответа: моя подруга хочет стать победительницей конкурса, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дарёному коню в зубы не смотрят.
Вариант ответа: когда человеку подарили подарок, а он начинает искать в нем недостатки.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Век живи – век учись.
Вариант ответа: человек совершает действие не послушав совета опытного друга, а затем жалеет, что не воспользовался умным советом.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Повторенье – мать ученья.
Вариант ответа: когда ученик понимает, что без повторения пройденного дальнейшее учение невозможно.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Всяк кулик своё болото хвалит.
Вариант ответа: когда человеку кажется, что у него все лучше, чем у других.
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Вариант ответа: когда человек не подумав, поспешно принимает какое-либо решение, не взвесив все «за» и «против».
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Ум хорошо, а два – лучше.
Вариант ответа: когда рядом есть помощник, выполнить сложное задание гораздо легче.
А еще вот такое заковыристое задание:
Запиши своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях так тебя называет, какой из вариантов имени тебе нравится больше всего? Напиши памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к тебе лучше обращаться в разных ситуациях.
Вариант ответа:
Ваня — так меня зовут учителя и знакомые.
Ванёк — так меня зовут друзья, когда мы играем вместе.
Ванюша — так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.
Иван — так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.
Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь.
Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя «Ванюша», хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому — Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.
Фразеологический минимум.
Учени__ 4 класса _______________
№ | Фразеологизмы | Их значения |
1 | Бабушкины сказки | выдумки. |
2 | Белая ворона | человек резко отличающийся от других |
3 | Битый час | довольно долго |
4 | Биться как рыба об лед | делать что-то безрезультатно. |
5 | Бить баклуши | бездельничать |
6 | Бок о бок | рядом |
7 | Болеть душой | сильно переживать |
8 | Брать в руки | самому начать что-то делать |
9 | Брать за сердце | волновать |
10 | Брать слова обратно | отказаться от сказанного |
11 | Браться за ум | начинать серьезно заниматься каким-то делом |
12 | Бросить камень | обвинить кого-то |
13 | Буря в стакане воды | большое волнение по ничтожнейшему поводу. |
14 | В два счета | быстро, мигом |
15 | В ежовых рукавицах | В строгости |
16 | В поте лица | усердно |
17 | В розовом цвете | лучше чем есть на свете |
18 | Вверх тормашками | наоборот, не так как надо |
19 | Ветер свистит в карманах | нет у кого-то денег |
20 | Витать в облаках | мечтать |
21 | водить за нос | обманывать |
22 | Водой не разольешь | очень дружно |
23 | Войти в историю | стать известным |
24 | Все шишки валятся | преследуют неудачи |
25 | Вставлять палки в колеса | мешать |
26 | Всем миром | вместе |
27 | Высасывать из пальца | выдумывать |
28 | Глаза на мокром месте | плакать |
29 | Гол как сокол | беден |
30 | Голова на плечах | умный |
31 | Грести лопатой | быть богатым |
32 | Делить шкуру неубитого медведя | заранее делить прибыль от несуществующего дела |
33 | Держать язык за зубами | молчать |
34 | До свадьбы заживет | скоро пройдет |
35 | Душа болит | волноваться |
36 | Ждать у моря погоды | бездействовать |
37 | За тридевять земель | очень далеко |
38 | Задирать нос | важничать |
39 | Зарубить на носу | запомнить |
40 | Засучив рукава | усердно работать |
41 | Зайти в тупик | попасть в безвыходное положение |
42 | Золотые руки | умелый человек |
43 | Из мухи делать слона | преувеличивать |
44 | Изо дня в день | каждый день |
45 | Как белка в колесе | действовать безрезультатно |
46 | Как иголка в стоге сена | что-то что невозможно найти |
47 | Как с неба свалился | неожиданно возник |
48 | Как сквозь землю провалился | исчез |
49 | Как снег на голову | неожиданно |
50 | Кот в мешке | что-то неизвестное |
51 | Как две капли | очень похож |
52 | Львиная доля | большая часть чего-либо |
53 | Много воды утекло | много времени прошло |
54 | На авось | понадеяться на случай |
55 | На вес золота | очень дорогой |
56 | На каждом шагу | везде |
57 | На ночь глядя | вечером |
58 | На скорую руку | быстро |
59 | На широкую ногу | богато |
60 | Не в своей тарелке | неуютно |
61 | Не верить глазам | крайне удивляться |
62 | Не находить места | волноваться |
63 | Ни жив, ни мертв | уставший |
64 | Ни свет, ни заря | очень рано |
65 | Начинать с Азов | начинать с самого начала |
66 | Одним махом, одним духом | сразу |
67 | От всей души | искренне |
68 | От корки до корки | ничего не пропуская |
69 | Положа руку на сердце | правдиво |
70 | Правая рука | помощник |
71 | Птица высокого полета | важный человек |
72 | Птица низкого полета | невлиятельный человек |
73 | Руки опускаются | пропадает желание что-то делать |
74 | С глазу на глаз | наедине |
75 | Седьмая вода на киселе | дальний родственник |
76 | Сложа руки Считать ворон | бездельничать |
77 | Уносить ноги | убегать |
78 | У черта на куличках | очень далеко |
79 | Ходить вокруг да около | говорить намеками |
80 | Яблоку негде упасть | места нет |
2)
1. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, Что еле волочили ноги. | 2. Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не стали: От этой песни уши вяли. |
3)
Фразеологический минимум.
Учени__ 4 класса _______________
№ | Фразеологизмы | Их значения |
1 | Бабушкины сказки | |
2 | Белая ворона | |
3 | Битый час | |
4 | Биться как рыба об лед | |
5 | Бить баклуши | |
6 | Бок о бок | |
7 | Болеть душой | |
8 | Брать в руки | |
9 | Брать за сердце | |
10 | Брать слова обратно | |
11 | Браться за ум | |
12 | Бросить камень | |
13 | Буря в стакане воды | |
14 | В два счета | |
15 | В ежовых рукавицах | |
16 | В поте лица | |
17 | В розовом цвете | |
18 | Вверх тормашками | |
19 | Ветер свистит в карманах | |
20 | Витать в облаках | |
21 | водить за нос | |
22 | Водой не разольешь | |
23 | Войти в историю | |
24 | Все шишки валятся | |
25 | Вставлять палки в колеса | |
26 | Всем миром | |
27 | Высасывать из пальца | |
28 | Глаза на мокром месте | |
29 | Гол как сокол | |
30 | Голова на плечах | |
31 | Грести лопатой | |
32 | Делить шкуру неубитого медведя | |
33 | Держать язык за зубами | |
34 | До свадьбы заживет | |
35 | Душа болит | |
36 | Ждать у моря погоды | |
37 | За тридевять земель | |
38 | Задирать нос | |
39 | Зарубить на носу | |
40 | Засучив рукава | |
41 | Зайти в тупик | |
42 | Золотые руки | |
43 | Из мухи делать слона | |
44 | Изо дня в день | |
45 | Как белка в колесе | |
46 | Как иголка в стоге сена | |
47 | Как с неба свалился | |
48 | Как сквозь землю провалился | |
49 | Как снег на голову | |
50 | Кот в мешке | |
51 | Как две капли | |
52 | Львиная доля | |
53 | Много воды утекло | |
54 | На авось | |
55 | На вес золота | |
56 | На каждом шагу | |
57 | На ночь глядя | |
58 | На скорую руку | |
59 | На широкую ногу | |
60 | Не в своей тарелке | |
61 | Не верить глазам | |
62 | Не находить места | |
63 | Ни жив, ни мертв | |
64 | Ни свет, ни заря | |
65 | Начинать с Азов | |
66 | Одним махом, одним духом | |
67 | От всей души | |
68 | От корки до корки | |
69 | Положа руку на сердце | |
70 | Правая рука | |
71 | Птица высокого полета | |
72 | Птица низкого полета | |
73 | Руки опускаются | |
74 | С глазу на глаз | |
75 | Седьмая вода на киселе | |
76 | Сложа руки Считать ворон | |
77 | Уносить ноги | |
78 | У черта на куличках | |
79 | Ходить вокруг да около | |
80 | Яблоку негде упасть | |
4) Учени__ 4 класса _______________
Замените фразеологизмы подходящими выражениями.
Наташа целый день била баклуши (...............). Ее не брало за сердце (...............), что у нее по математике будет в четверти “два”. Она всегда говорила что ей никогда не понять эту математику. Битый час (...............) она сидела перед раскрытой книгой. Она смогла лишь решить пару примеров. И только она закрыть книгу, как увидела в окне одноклассницу. Она жила бок о бок (...............), в соседнем доме. Мама держала Лену в ежовых рукавицах (...............). В два счета (...............). Наташа выбежала на улицу. Она показала тетрадь подружке. Та посмотрела и сказала: “Хватит витать в облаках!(...............) Ты написала все вверх тормашкам (...............) ”. Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (...............), в поте лица (...............) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (...............). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (...............) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: “Не будь белой вороной в классе (...............), это бабушкины сказки (...............) что ты никогда не сможешь понять математику”. Старайся, у тебя все получится!
5)
Брать слова………
Ветер свистит……
Вставлять палки …
Держать язык ……
Делить шкуру …….. и т.д.
6)
Душа в душу | | у черта на куличках |
Рукой подать | | спустя рукава. |
В поте лица | | как кошка с собакой |
Найти фразеологизмы-синонимы, соедините их линиями
В поте лица | | Птица высокого полета |
Сложа руки | | Как с неба свалился |
Как снег на голову | | От всей души |
Буря в стакане воды | | Считать ворон |
Положа руку на сердце | | Как сельди в бочке |
Человек с большой буквы | | Засучив рукава |
Летит стрелой | | Много шума из ничего |
Как огурцы в банке | | Мчится сломя голову |
7)
А) Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением.
бездельничать | обманывать | быстро |
Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.
Б) Найди в тексте фразеологизмы и подчеркни их.
Мой друг.
Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
В) Соедини стрелкой части фразеологизма.
| | уносить | | | | зайти | в руки | | |
львиная | | лопатой | | ноги | | | в тупик | | лица |
| | доля | | | | опускаются | в поте | | счета |
грести | | | | руки | | брать | В два | | |
Добрые дети — дому венец, а злые — конец.
***
Вежливость нужна каждому.
***
Посеешь привычку - вырастишь характер.
***
Глаза страшатся, а руки делают.
***
Родителей не только уважай, а и помогай им.
***
Для дружбы нет расстояния.
***
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.