ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат № 23»
Работа над речью слабослышащих школьников
во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.
Составила: Лепперт Т. В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Белгород, март 2019
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.
На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Единство обучения, воспитания, формирования и развития речи детей с недостатками слуха продиктовано прежде тем, что «… через словесное значение осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания». [5, с 12]
Образовательно-коррекционная работа с детьми с недостатками слуха проходит в условиях специальной педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт. Из опыта работы со слышащими детьми ясно, что полноценное общение с окружающими обеспечивается лишь в том случае, если слабослышащий не только свободно воспринимает обращенную к нему речь, но и сам владеет внятной речью. Речевое развитие слабослышащих детей обеспечивается в различных условиях: в быту, в семье, на специальных занятиях.
В структуру нашего образовательно-коррекционного учреждения включены специальные внеклассные занятия , где дети в непринуждённой обстановке учатся воспринимать и произносить достаточно внятно и выразительно разнообразный речевой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты диалогического и монологического характера. В процессе занятия создаётся естественная ситуация общения. Речевые ситуации часто создаются воспитателем так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование, демонстрация действий, экскурсия, прогулка). Каждое занятие насыщено материалом и построено таким образом, чтобы воспитанник был уверен в своих возможностях восприятия и воспроизведения речи.
Устная речь – это, прежде всего, диалогическая форма общения. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты воспитателя с воспитанником, с группой, детей между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик. Широкое использование диалога дает возможность соединить развитие речи воспитанников с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления. В организации устного общения в специальной школе имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания, поэтому нужен строгий контроль говорящих и воспринимающих речь. Глухие и слабослышащие дети в основном копируют схему диалога в игре. Если иногда и вносятся односложные реплики-стимулы (побуждение к действию), то ответная реакция чаще не речевая, а выполняемое действие. Поэтому очень важно на речевом занятии правильно составить схему диалога, чтобы обеспечить учащимся свободную ориентировку в ней, помогать быстрому запоминанию образца. Вести беседу так же свободно, как в школе слышащих, невозможно. Педагог должен оказывать постоянную помощь воспитанникам в построении реплик, исправлять их ошибки, специально обращать внимание на недочеты речи воспитанника, повторять отдельные фразы, слова и предлагать это делать детям, адаптировать речевой материал и всё это с использованием ИСА. Обращаться к дактилированию, записям частей разговора, побуждать детей употребить новое слово. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков общения. Важно не общение само по себе, а те результаты, которые оно может дать для развития речи и мышления детей с недостатками слуха. Поэтому большое внимание при формировании устной разговорной речи приходится уделять отбору языкового материала (тематика, типы и структура диалога, виды и типы предложений и словосочетаний, лексика).
В структуре внеклассных занятий реализуются специфические приёмы развития слухового восприятия и приёмы организации речевой деятельности школьников:
поэтапное формирование умений по развитию речи;
развивающие упражнения;
использование речи как средства развития речевого слуха;
связь слухового восприятия с развитием связной речи;
выработка слухового самоконтроля;
интеграция речевого материала;
восприятие речевого материала на слух;
организация диалогов «учитель-ученик», «ученик-ученик», «перекрестный диалог»;
развивающие игры.
Темы занятий по речи вне класса определяются содержанием воспитательной программы школы-интерната и программы по развитию речи и слухового восприятия слабослышащих школьников.
Цель таких занятий - формирование у детей с недостатками слуха навыка восприятия и воспроизведения устной речи на материале предложенной темы.
Все занятия по речи вне класса рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих школьников.
Вывод: необходимо отметить, что в организации и проведении работы по развитию речи во внеурочное время существуют и недостатки:
на внеклассных занятиях работа по развитию слухового восприятия зачастую не проводится или ей отводится крайне незначительная роль;
уровень методической подготовки педагогов часто оказывается недостаточным;
часто отсутствует взаимодействие воспитателя с сурдопедагогом, работающим в этом классе;
не всегда специальное занятие проводится, действительно, вне класса;
зачастую педагог увлечён накоплением словаря, усвоением понятий, забывая о контроле за произношением воспитанников.
Закреплённые во внеклассное время умения и навыки речевого общения требуют учёта воспитателем тематики занятий, соответствующей возрасту воспитанников. Постоянное участие в непринуждённых, естественных речевых ситуациях слабослышащих детей помогает создать основу для формирования у них прочных навыков восприятия устной речи, внятного выразительного произношения, навыков свободного общения с окружающими. В специально создаваемой для слабослышащих школьников речевой среде языковой материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать активные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятельность. Овладение устной речью слабослышащими детьми реализуется в полной мере, если воспитатель учитывает состояние слуха, уровень развития речи, объем словаря, нарушение отдельных психических процессов и функций учеников.
Приложение № 1
Примерный план проведения внеклассного занятия «Речь вне класса»
в 8-ом классе (30 минут).
Фразы на слух выделены подчёркиванием.
Тема «День рождения».
Цель – формирование умения вести беседу в разнообразных ситуациях, связанных с празднованием дня рождения: приглашение, подготовка праздничного стола, приём гостей.
Задачи:
- учить логическому построению высказывания;
- учить рассказывать о праздновании дня рождения: подготовке праздника, гостях, подарках, поздравлениях;
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников;
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения друг к другу;
- корректировать речь, работать над интонацией и звукопроизношением воспитанников, развивать слуховое восприятие на данном речевом материале.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Все надели слуховые аппараты?
- Как вы меня слышите?
2. Фонетическая зарядка «Дифференциация Щ-Ч в интервокальной позиции»
АЩА – АЧА
ЕЩЕ – ЕЧЕ
УЩУ – УЧУ
УГОЩАЕТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Именинник угощает гостей и придумывает для них развлечения.
3. Сообщение темы.
У нас на занятии гости. Не волнуйтесь. Следите за речью. Говорите внятно.
Фразы на слух.
- Когда у тебя день рождения, Вика?
- В каком году ты родилась, Анжела?
- Когда у тебя день рождения, Егор?
- Сколько тебе лет исполнилось, Паша?
- Как вы думаете, какая тема нашей беседы?
- Верно. Тема нашей беседы «День рождения».
4. Словарная работа в форме фронтальной беседы (сл\зр).
Поздравлять.
Благодарность – благодарить – говорить «что?» (спасибо).
Приглашение – пригласить – вежливо попросить куда-нибудь пойти. Пригласить на день рождения, на танец, в кино, в театр.
Праздник. Какие праздники вы знаете? День рождения тоже праздник.
Подарок – подарить. Именинник – человек, у которого день рождения. Развлечение – (игры, танцы, шутки, смех) развлекать – придумывать развлечение для гостей.
5. Основная часть.
– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема беседы. Попробуйте составить маленький рассказ «Что такое «День рождения»?
дополнение предложений;
Дополните предложения словарными словами (устно).
День …– это любимый … всех … и взрослых.
Тот день, когда кто-то появился на свет, считается … его ….
День рождения – это …, и он есть у каждого человека! В день рождения … гостей. Гости (что делают?) именинника и дарят …. … угощает гостей и придумывает для них развлечения.
Ответы: праздник,рождения, именинник, днём, рождения, подарки, детей, приглашают, именинник.
организация диалога;
Как можно пригласить друзей на праздник?
По телефону;
Пригласить лично.
В одноклассниках;
По скайпу или в агенте.
Диалог «Приглашение в гости».
- Здравствуй, Алёша. - Хочу пригласить тебя на день рождения. - Это будет в субботу, 22 января, в пять часов вечера. | - Привет, Данил. - Спасибо. Когда у тебя день рождения? - Я обязательно приду. |
инсценировка стихотворения Агнии Барто «Наденька»;
Подарки нужно уметь принимать правильно. Нельзя обижать гостя.
Участвуют в инсценировке 3 человека:
гость – 1.;
гость – 2.;
Наденька.
гость – 1: Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой…
гость – 2. Взглянула Надя на сирень:
Наденька.: Какой красивый сорт! (Нюхает букет).
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт! (Бросает букет).
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
гость – 1.: Ну, Наденька!
гость – 2.: Ну, скромница! Мы не могли опомниться.
беседа после просмотра инсценировки.
Вам понравилась Наденька?
Как нужно принимать подарки?
организация диалога.
- Здравствуй, Вика - Поздравляю тебя с днём рождения - Я принес тебе подарок – красивую заколку для волос. - Вика, кто подарил тебе красивые цветы? | - Привет, Егор - Спасибо - Я очень рада! Я люблю делать красивые причёски. - Меня поздравили мама и папа. Бабушка приготовила вкусный пирог. Проходи в комнату, будем веселиться. |
6. Развивающие упражнения.
Что нельзя дарить?
цветы
котёнок
торт
мягкая игрушка
( Котёнка нельзя дарить. Животных можно брать, только хорошо подумав, и с разрешения родителей).
Убери лишнее.





Итог.
Литература.
Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.
Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11
Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.