СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над речью слабослышащих школьников во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На педагога в школе - интернате возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы

Просмотр содержимого документа
«Работа над речью слабослышащих школьников во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат № 23»
















Работа над речью слабослышащих школьников

во внеурочное время в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.











Составила: Лепперт Т. В.,

воспитатель высшей квалификационной категории













Белгород, март 2019


Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных задач педагогов, работающих в школе-интернате II вида.

На педагога в школе - интернате II вида возложена огромная ответственность за речевое развитие учеников. Овладение устной речью детьми с недостатком слуха по своей значимости является ведущей в системе коррекционной работы. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Единство обучения, воспитания, формирования и развития речи детей с недостатками слуха продиктовано прежде тем, что «… через словесное значение осуществляется внутренняя умственная деятельность в плане сознания». [5, с 12]

Образовательно-коррекционная работа с детьми с недостатками слуха проходит в условиях специальной педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей развитие активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт. Из опыта работы со слышащими детьми ясно, что полноценное общение с окружающими обеспечивается лишь в том случае, если слабослышащий не только свободно воспринимает обращенную к нему речь, но и сам владеет внятной речью. Речевое развитие слабослышащих детей обеспечивается в различных условиях: в быту, в семье, на специальных занятиях.


В структуру нашего образовательно-коррекционного учреждения включены специальные внеклассные занятия , где дети в непринуждённой обстановке учатся воспринимать и произносить достаточно внятно и выразительно разнообразный речевой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты диалогического и монологического характера. В процессе занятия создаётся естественная ситуация общения. Речевые ситуации часто создаются воспитателем так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование, демонстрация действий, экскурсия, прогулка). Каждое занятие насыщено материалом и построено таким образом, чтобы воспитанник был уверен в своих возможностях восприятия и воспроизведения речи.

Устная речь – это, прежде всего, диалогическая форма общения. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты воспитателя с воспитанником, с группой, детей между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик. Широкое использование диалога дает возможность соединить развитие речи воспитанников с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления. В организации устного общения в специальной школе имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания, поэтому нужен строгий контроль говорящих и воспринимающих речь. Глухие и слабослышащие дети в основном копируют схему диалога в игре. Если иногда и вносятся односложные реплики-стимулы (побуждение к действию), то ответная реакция чаще не речевая, а выполняемое действие. Поэтому очень важно на речевом занятии правильно составить схему диалога, чтобы обеспечить учащимся свободную ориентировку в ней, помогать быстрому запоминанию образца. Вести беседу так же свободно, как в школе слышащих, невозможно. Педагог должен оказывать постоянную помощь воспитанникам в построении реплик, исправлять их ошибки, специально обращать внимание на недочеты речи воспитанника, повторять отдельные фразы, слова и предлагать это делать детям, адаптировать речевой материал и всё это с использованием ИСА. Обращаться к дактилированию, записям частей разговора, побуждать детей употребить новое слово. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков общения. Важно не общение само по себе, а те результаты, которые оно может дать для развития речи и мышления детей с недостатками слуха. Поэтому большое внимание при формировании устной разговорной речи приходится уделять отбору языкового материала (тематика, типы и структура диалога, виды и типы предложений и словосочетаний, лексика).

В структуре внеклассных занятий реализуются специфические приёмы развития слухового восприятия и приёмы организации речевой деятельности школьников:

  • поэтапное формирование умений по развитию речи;

  • развивающие упражнения;

  • использование речи как средства развития речевого слуха;

  • связь слухового восприятия с развитием связной речи;

  • выработка слухового самоконтроля;

  • интеграция речевого материала;

  • восприятие речевого материала на слух;

  • организация диалогов «учитель-ученик», «ученик-ученик», «перекрестный диалог»;

  • развивающие игры.

Темы занятий по речи вне класса определяются содержанием воспитательной программы школы-интерната и программы по развитию речи и слухового восприятия слабослышащих школьников.

Цель таких занятий - формирование у детей с недостатками слуха навыка восприятия и воспроизведения устной речи на материале предложенной темы.

Все занятия по речи вне класса рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих школьников.

Вывод: необходимо отметить, что в организации и проведении работы по развитию речи во внеурочное время существуют и недостатки:

  • на внеклассных занятиях работа по развитию слухового восприятия зачастую не проводится или ей отводится крайне незначительная роль;

  • уровень методической подготовки педагогов часто оказывается недостаточным;

  • часто отсутствует взаимодействие воспитателя с сурдопедагогом, работающим в этом классе;

  • не всегда специальное занятие проводится, действительно, вне класса;

  • зачастую педагог увлечён накоплением словаря, усвоением понятий, забывая о контроле за произношением воспитанников.

Закреплённые во внеклассное время умения и навыки речевого общения требуют учёта воспитателем тематики занятий, соответствующей возрасту воспитанников. Постоянное участие в непринуждённых, естественных речевых ситуациях слабослышащих детей помогает создать основу для формирования у них прочных навыков восприятия устной речи, внятного выразительного произношения, навыков свободного общения с окружающими. В специально создаваемой для слабослышащих школьников речевой среде языковой материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать активные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятельность. Овладение устной речью слабослышащими детьми реализуется в полной мере, если воспитатель учитывает состояние слуха, уровень развития речи, объем словаря, нарушение отдельных психических процессов и функций учеников.


Приложение № 1

Примерный план проведения внеклассного занятия «Речь вне класса»

в 8-ом классе (30 минут).

Фразы на слух выделены подчёркиванием.

Тема «День рождения».

Цель – формирование умения вести беседу в разнообразных ситуациях, связанных с празднованием дня рождения: приглашение, подготовка праздничного стола, приём гостей.

Задачи:

- учить логическому построению высказывания;

- учить рассказывать о праздновании дня рождения: подготовке праздника, гостях, подарках, поздравлениях;

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников;

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения друг к другу;

- корректировать речь, работать над интонацией и звукопроизношением воспитанников, развивать слуховое восприятие на данном речевом материале.


Ход занятия

1.Организационный момент.

- Все надели слуховые аппараты?

- Как вы меня слышите?


2. Фонетическая зарядка «Дифференциация Щ-Ч в интервокальной позиции»

АЩА – АЧА

ЕЩЕ – ЕЧЕ

УЩУ – УЧУ

УГОЩАЕТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Именинник угощает гостей и придумывает для них развлечения.

3. Сообщение темы.

У нас на занятии гости. Не волнуйтесь. Следите за речью. Говорите внятно.

Фразы на слух.

- Когда у тебя день рождения, Вика?

- В каком году ты родилась, Анжела?

- Когда у тебя день рождения, Егор?

- Сколько тебе лет исполнилось, Паша?

- Как вы думаете, какая тема нашей беседы?

- Верно. Тема нашей беседы «День рождения».

4. Словарная работа в форме фронтальной беседы (сл\зр).

Поздравлять.

Благодарность – благодарить – говорить «что?» (спасибо).

Приглашение – пригласить – вежливо попросить куда-нибудь пойти. Пригласить на день рождения, на танец, в кино, в театр.

Праздник. Какие праздники вы знаете? День рождения тоже праздник.

Подарок – подарить. Именинник – человек, у которого день рождения. Развлечение – (игры, танцы, шутки, смех) развлекать – придумывать развлечение для гостей.

5. Основная часть.

– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема беседы. Попробуйте составить маленький рассказ «Что такое «День рождения»?

  1. дополнение предложений;


Дополните предложения словарными словами (устно).


День …– это любимый … всех … и взрослых.

Тот день, когда кто-то появился на свет, считается … его ….

День рождения – это …, и он есть у каждого человека! В день рождения … гостей. Гости (что делают?) именинника и дарят …. … угощает гостей и придумывает для них развлечения.


Ответы: праздник,рождения, именинник, днём, рождения, подарки, детей, приглашают, именинник.


  1. организация диалога;

Как можно пригласить друзей на праздник?

  • По телефону;

  • Пригласить лично.

  • В одноклассниках;

  • По скайпу или в агенте.


Диалог «Приглашение в гости».


- Здравствуй, Алёша.

- Хочу пригласить тебя на день рождения.

- Это будет в субботу, 22 января, в пять часов вечера.

- Привет, Данил.

- Спасибо. Когда у тебя день рождения?

- Я обязательно приду.


  1. инсценировка стихотворения Агнии Барто «Наденька»;


Подарки нужно уметь принимать правильно. Нельзя обижать гостя.

Участвуют в инсценировке 3 человека:

  1. гость – 1.;

  2. гость – 2.;

  3. Наденька.


гость – 1: Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой…


гость – 2. Взглянула Надя на сирень:


Наденька.: Какой красивый сорт! (Нюхает букет).

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт! (Бросает букет).

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!


гость – 1.: Ну, Наденька!

гость – 2.: Ну, скромница! Мы не могли опомниться.

  1. беседа после просмотра инсценировки.


Вам понравилась Наденька?

Как нужно принимать подарки?


  1. организация диалога.


- Здравствуй, Вика

- Поздравляю тебя с днём рождения

- Я принес тебе подарок – красивую заколку для волос.

- Вика, кто подарил тебе красивые цветы?


- Привет, Егор

- Спасибо

- Я очень рада! Я люблю делать красивые причёски.

- Меня поздравили мама и папа. Бабушка приготовила вкусный пирог. Проходи в комнату, будем веселиться.

6. Развивающие упражнения.

Что нельзя дарить?

цветы котёнок торт мягкая игрушка

( Котёнка нельзя дарить. Животных можно брать, только хорошо подумав, и с разрешения родителей).

Убери лишнее.








Итог.

  • Вам понравилось занятие?

  • Назовите тему.

  • На следующем занятии поговорим о правилах поведения за столом.






Литература.

  1. Быкова, Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. – М: Владос, 2002. – 400 с.

  2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Методическое пособие для учителей школ глухих. – М.: Просвещение,1977. - 374 с.

  4. Зикеев, А.Г. Повышение эффективности обучения глухих детей. [Текст], // Дефектология. – 1998. - №1 С. 5- 11

  5. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина – М.: Педагогика, 1981.