СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над словарными словами 1-4 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальном курсе грамматики,правописания и развития речи придаётся большое значение словарно - орфографической работе,в процессе которой детьми усваиваются слова с непроверяемыми написаниями,данные в специальных списках для каждого класса.Навык написания словарных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика,его активного словаря.Чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи,чем больше родственных связей он видит между словами,тем выше уровень его орфографической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словарными словами 1-4 класс.»

«1»


« Пополнение словарного запаса учащихся – путь к успешному усвоению знаний».

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи придаётся большое значение словарно-орфогфической работе, в процессе которой детьми усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Навык написания так называемых словарных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря. Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности. Если систематически проводить словарно-орфографические упражнения на уроке, это будет способствовать как сознательному усвоению младшими школьниками программного минимума словарных слов, так и развитию у детей интереса к их изучению и правильному употреблению их в речи.

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически на каждом уроке, в каждом классе.

А чтобы эта работа для детей была интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работы и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Работу над словарными словами начинаю уже в букварный период. Провожу слого - звуковой анализ слов. Дети складывают слова из букв разной азбуки и подбирают к ним соответствующие картинки из вкладышей букваря.

Затем записывают их.




1




«2»


Во втором полугодии первого класса начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми словарных слов. С этой целью использую следующие виды работы:

1.Задания для работы со словарём:

а) выписать 3-5 слов, начинающихся с буквы_с_: (сапоги, сделать, собака, сорока, стакан), или с буквы у: (увидеть, учитель, украинский, учебник).

б) выписать слова на тему школа:(класс, пенал, тетрадь, учебник, учитель).

Название птиц: (воробей, сорока, голубь, петух).

Название животных: (заяц, лисица, медведь, собака).

Название городов: (Киев, Москва).

в) выписать 3-5 слов с безударной гласной - а: (стакан, сапоги, пальто),

с безударной гласной - е (пенал, петух, ребята, деревня) и т. д.

г) выписать слова с ь знаком середине слова:(коньки, пальто).

д) широко использую индивидуальные карточки типа:

Проверь по словарю, правильно ли ты подписал.





Подпишите названия рисунков. Запомните ударение в слове морковь.


  1. Выборочные диктанты:

Дети записываю только словарные слова. (Наш класс светлый. В классе есть дежурный. Учитель учит детей. Москва - большой город. РебятаприехалиизМосквы. Тетрадь - лицо ученика.)

  1. Ответы на вопросы:



«3»

  • Кто учит детей? (Учитель)

  • Кто готовит уроки? (Ученик)

  • Кто живёт в лесу? (Медведь)

  • Кто верный друг человека? (Собака)

  • Кто прыгает через скакалку? (Девочка)

  • Кто поёт по утрам? (Петух)

  • Кто очень труслив? (Заяц)

  • Кто каркает? (Ворона) ит. д.

Учащиеся записывают ответы одним словом, а к концу года развёрнутыми предложениями.

  1. Составление маленьких рассказов на определённую тему:

«Учебные вещи» (В портфеле лежит пенал. Карандаш и

ручку я кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)

«Наши друзья» (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Вот сел воробей. Прилетела ворона. Дети помогают птицам пережить морозы.)

Рассказы составляются под руководством учителя, можно дать опорные(словарные) слова.

  1. Загадывание загадок на темы:

«Учебные вещи», «Растения», «Посуда», «Животные», «Птицы» и др.

Стальной конёк по белому полю бегает за собой чёрные следы оставляет. (Перо)

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)

В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки- Что угодно для души. (Пенал)

То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Длинные уши, короткий хвост.

Сердце - в пятки бежит без оглядки. (Заяц)

В самой чаще, самой-самой настоящей Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит. (Медведь)



«4»


Непоседа птица эта-

Одного с берёзой цвета. (Сорока)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Я весь день ловля жуков.

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю,

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый.. (Воробей)

  1. Дописывание предложений:

У нас в классе дружные...ребята.

В класс вошла.. .учительница.

На ветке весело ... воробей.

  1. Игры из занимательной грамматики:

  1. «Первый слог потерялся».

... род (город)

...нал (пенал)

...бака (собака)

... кан (стакан)

... зык (язык) и т.д.

  1. «Собери слоги»

де, ный, жур (дежурный) ца, ли, си (лисица) ги, по, са (сапоги) па, та, ло (лопата) ко, мо, ло (молоко)

  1. «Угадай слово»

Использую слоговые картинки. Показываю картинку с первым слогом словарных слов, а ученики пишут слова на этот слог:

пе - (петух, пенал)

во - (воробей, ворона)

ко - (коньки, корова)

со - (собака, сорока)

ме - (мебель, медведь)

мо-(молоко, мороз) и т.д.

  1. «Из каких слов выпали гласные?»:



«5»


г. ..р...д (город)

д. ..в...чк..„ (девочка)

М...СКВ., (Москва)

К в (Киев)

р...б...т.. (ребята) и т.д.

  1. При изучении нового слова систематически использую
    демонстрационный картинный словарь и слова печатные к нему.

  2. Очень любят дети разгадывать кроссворды. Кроссворды
    начинаю вводить в конце(4 четверти) первого класса.



3


4


5

1












2









и»




По горизонтали:

1. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под


крылечком, и хвостиком колечком. (Собака)

  1. Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета. (Сорока)

По вертикали:

3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)

4.Не лает, не кусается, а в дом не пускает. (Замок)

5. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)


Во втором классе работа над словарными словами
продолжается. Одновременно дети изучают новые слова.

Вот, например, как провожу знакомство с новым словом во 2
классе. Ознакомление с правописанием словарного слова берёза.

1 .Загадываю загадку:

Бела - не снег,

Зелена - не луг,

Кучерява - не человек. (БЕРЕЗА)

  1. Показываю картинку с изображением берёзы. Выясняем
    лексическое значение.


«6»


  1. Проговариваем слово берёза хором и поодиночке, определяем место ударения. Проговариваем по слогам и указываем количество слогов, последовательно называем все звуки в слове.

  2. Показываю карточку с написанным словом (карточки заготовлены на все три класса). В слове берёза гласная буква е выделена красным цветом, поставлен знак ударения. Прочитываем слово, объясняем, почему слово произносится не так, как пишется.

  3. Учащиеся записывают слово в тетради, проговаривая его по слогам про себя, подчёркивают гласную, ставят ударение.

6.Затем подбирают однокоренные слова:

- Как ласково в народе называют берёзу?

Берёзка, берёзонька.

- Как одним словом можно назвать берёзовый лес? Березняк.

-Как назвать гриб, растущий под берёзой? Подберёзовик.

-Образуйте от слова берёза при помощи суффикса -ов- однокоренное имя прилагательное. Берёзовый.

  1. Сопоставляем однокоренные слова, выделяем корень -берёз-.

Запись на доске сохраняется в течение урока.

  1. С любым из записанных слов дети составляют и записывают предложения. Проводится грамматико­орфографический анализ предложения. Можно составить небольшой текст.

На следующем уроке находим это слово в «Словаре русского языка», читаем его толкование, обращаем внимание на форму множественного числа, рода. Такая же робота проводится над однокоренными словами.

Во втором классе многие виды работ повторяются, но задания к ним носят уже более усложнённый характер и тесно связаны с изучаемой темой.

  1. Задания для роботы по индивидуальному словарю.

(Пишутся на отдельные листочки и вкладываются в конверты).

а) расположить слова в алфавитном порядке.

б) подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?

в) подчеркнуть в словах безударные гласные.

г) от указанных слов образовать родственные слова.

  1. Задания для работы со словарём:

а) выписать слова, отвечающие на вопросы кто? что?



«7»


б) выписать 5-6 слов, обозначающих предметы.

в) выписать слова обозначающие признаки предметов.

г) выписать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия овощей, названия ягод и т.д.

  1. Задания на классификацию предметов:

а) записать слова обозначающие названия: деревьев, птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т.д.

б) записать дни недели в нужном порядке.

в) записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев.

  1. Ответы на вопросы:

  • Что растет на грядке? (картофель, помидоры, морковь, огурцы).

  • Чем копают грядки? (лопатой).

  • Чем засевают поле? (пшеницей).

  • Какой день недели первый? (понедельник).

  • Кто живёт в лесу? (заяц, лиса ит.д.).

  • Каких домашних животных вы знаете?

  1. Комментированное письмо:

Для этого вида работы чаще всего использую пословицы: Нет в мире краше родины нашей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Корми корову сытнее, молоко будет жирнее, и т.д.

  1. Дописывание нужных слов.

Береги нос в большой...мороз.

Декабрь год кончает... январь начинает.

Усложняется во 2 классе и игры.

  1. «Кто как голос подаёт?»


с...бака с...рока в...робей п...тух к...рова


стрекочет

поёт

лает

мычит

чирикает


Учащиеся приписывают подходящие по смыслу слова, вставляя буквы.

  1. «Где начало слова?»

На доске написаны последние слоги. Дети вспоминают и пишут слова.



...на …род

...фель



7. Усложняются и кроссворды:



1


5










4




6


2














3












По горизонтали:

  1. То он - блин, то он - клин, ночью на небе он один. (Месяц)

  2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (Молоток)

  1. Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)

По вертикали:

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

  2. Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, а ночью под кроватью. (Сапоги)

  3. В лесу кланяется, придёт домой, растянется. (Топор).

Во втором классе применяю уже всевозможные творческие задания:

1 .Составить предложения с данными словами: товарищ, ученица, Киев и т.д.

  1. Составить словосочетания с данными словосочетаниями: дружные ребята, честный товарищ, берёзовый сок, осиновая роща и т.д.

  1. Составить рассказ по опорным словам: мальчики, коньки, ребята; народ, праздник, улица.

  1. Подобрать однокоренные слова с приставками от слов: берёза, город, мороз, дорога. (Подберёзовик, пригород, заморозки, подорожник.)


машина, осина, Родина, ворона.

народ, огород, город.

картофель, портфель

«9»


В третьем классе наряду с изучением новых слов повторяю ранее пройденные. Словарная работа проводится в связи с изучением программного материала по русскому языку.

Учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Написать названия месяцев в алфавитном порядке.

  2. написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п, с, т и т.д., которые являются именами существительными (пальто, пшеница, посуда, пассажир, победа).

  1. выписать из словаря 5 имён существительных l-ro склонения (погода, победа, берёза, библиотека, ягода).

  1. Написать 5-6 слов с безударной гласной е (а, о)(пшеница, берёза, берег, беседа, деревья),образовать новые слова с суффиксом -к- (берёзка, беседка, пшеничка и т.д.)

  2. Написать 5 слов, имен существительных, с ьна конце и указать склонение (мебель Зскл., медведь-2скл., морковь-Зскл. и т.д.)

  3. Подобрать одкоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн (привокзальная, автомобильный, тракторист, комбайнер).

В третьем классе уже чаще использую кроссворды, которые ещё больше усложняются, чем во втором классе.

По горизонтали:

  1. Когда чёрен, куслив и задорен, как покраснею так пресмерию. (Рак)

  1. Повертишь круг, заговорит друг. (Телефон)

  2. Два братца через дорогу живут, а никогда не видятся. (Глаза)

  1. Одной рукой всех встречает, другой провожает. (Дверь)

  2. Десять мальчиков живут в зелёном чуланчике. (Горох)

  3. Рукавом махнул, деревья погнул. (Ветер)

По вертикали:

  1. Сам худ голова с пуд. (Молоток)

  2. Иду в воду красен, выйду чёрен. (Железо)

  3. С подругами и сёстрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)

Ю.Сама пестрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

11 .Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)



«10»



Дети в третьем классе уже сами составляют простейший кроссворды.

Впишите буквы, чтобы получились слова:


м

О





м

О






м

О






(мороз)

(молоко)

(молоток)


В третьем - четвёртом классе при изучении нового слова предлагаю учащимся указать, какой частью речи оно является. Разбираем слово по составу. От имени существительного образовать прилагательное. Практикую склонение нового слова, если это существительное или имя прилагательное. Если же это глагол - то проспрягать. На сайт я уже отправляла пример урока (Склонение имён существительных по падежам), который проводила в 3 классе и на котором дети знакомятся с новым словарным словом правительство.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.




































стараюсь пос





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!