СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа над темпоритмом в фольклорном ансамбле"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема актуальна для  руководителей фольклорных ансамблей, работаю щих в ДШИ

Просмотр содержимого документа
«"Работа над темпоритмом в фольклорном ансамбле"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» г. Курска.











Тема доклада:

"Работа над темпоритмом в фольклорном ансамбле".



преподаватель высшей квалификационной категории

по классу народного пения

Симонова Юлия Владимировна





















Курск 2018

Фольклорный ансамбль – синтезированное искусство, включающее в себя песню, танец, хоровод, народную игру, инструментальную музыку, пантомиму, декламацию, направлено на развитие творчества, музыкальных способностей, образовательного уровня детей.

По народной традиции певцы действуют в песне. Они – не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение и жест непосредственно вытекают из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении, импровизируются.

Использование с первых занятий простейших движений при исполнении игровых и плясовых песен является началом формирования творческих умений, способностей, которые развиваются при выполнении следующих заданий: сочинение текста на заданные ритмы, варьирование мелодии, импровизация движений под музыку.

Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.

Народное пение – самый демократический жанр хорового искусства. Участие в нем доступно многим, особенно детям, т.к. основано оно на естественном звучании голоса и не только не противоречит природе голоса ребенка, но и развивает её.

К тому же народные песни сами являются благодатным материалом для работы над вокально-хоровыми навыками. Каждый подголосок в них имеет яркую запоминающуюся мелодию, небольшой диапазон, многие народные песни используются без сопровождения, что способствует развитию слуха. Большое внимание следует уделять развитию чувства ритма, учитывая то, что народная песня исполняется без дирижера, а плясовые, хороводные, игровые, – основаны на движении. Четкое ощущение ритма можно вырабатывать различными путями: прохлопывать ритмический рисунок какой-либо музыкальной фразы, начиная с простейших песенных мелодий из репертуара ансамбля и переходя к более сложным, петь гаммы, ритмически варьируя, использовать распевание с активным ритмическим началом.

Пение в фольклорном ансамбле подразумевает не только коллективное творчество, импровизацию, но и органичное слияние индивидуальностей, умение подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других участников.

Поэтому руководитель должен постоянно обращать внимание не только на унисон ансамбля, но и следить за динамическим (слитность голосов по силе звучания), ритмическим (особенно в плясовых песнях, протяжных со сложным ритмом, огласовкой), темповым (единство темпового исполнения), тембровым, дикционным ансамблем.

В структуре музыкальности Б. М. Теплов выделяет «три основные способности:

- ладовое чувство (т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии). В него входят: ладовое тяготение к тонике и способность различения ладовой окраски звука;

Б.М. Теплов ладовое чувство определяет как «эмоциональное переживание (эмоциональная способность). Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности», которое представляет собой не только различение «общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения»

- способность к слуховому представлению (т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями). Его составляющие: звуковысотный (мелодический), гармонический, динамический, тембровый слух и чистота интонирования;

- музыкально-ритмическое чувство (т.е. способность точно воспроизводить музыкальный ритм). В состав этой способности ученый включил способность передавать ритмический рисунок и чувство метра

Кроме того, в процессе воспитания, специфические особенности фольклора, позволяют развить музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у детей музыкально-ритмических навыков, влияет на чистоту интонирования, а так же на укрепление дыхания, выработку навыков согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у детей воображение, активизировать их творческие способности. Наиболее часто на занятиях применяется самый распространённый вокально-хореографический жанр народного творчества — хоровод. Таким образом, у детей формируется ориентация в пространстве, координация, внимание, умение контролировать свои действия

Один из наиболее любимых видов деятельности детей на занятиях фольклорным ансамблем — игра на народных музыкальных инструментах. Учащиеся не только разучивают ритмические фигуры, повторяя за педагогом, но и сами придумывают сопровождение к песням, танцам или играм, т. е. приобретают навык импровизации. Тем самым, благодаря этому виду деятельности, у детей развивается чувство ритма, тембровый и интонационный слух.

С каждым занятием учащиеся узнают всё больше о музыкальных инструментах таких, как деревянные ложки, свистулька, бубен, коробочка, бубенцы, гусли, трещотка, рубель, жалейка.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Выстраивание ритмического ансамбля это очень сложная работа для руководителя. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.


Способы счёта:

- вслух хором ритмический рисунок.

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами. В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на 8 ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Поэтому только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

Например песня «Вот пришла весна» (Курская обл. календарная) Дети сначала учат только 1 и 2 куплеты, добиваясь свободного исполнения. Довольно прихотливая ритмика песни, меняющийся метр потребует серьёзной работы, поэтому полезно во время разучивания воспользоваться простейшими движениями на каждую «восьмую» длительность. Это даёт возможность детям пропевать каждую шестнадцатую длительность и выдерживать четверти. Хорошо если дети в каждой четверти будут ощущать две восьмые ноты (2 шага). Чтобы не утомить детей однообразным движением повторять мелодию желательно включить в работу и элементы игры: разбить ансамбль на две группы, одна поёт песню, а другая идёт по кругу ровным приставным шагом (шаг на каждую восьмую), а затем «вытанцовывает» ритмический рисунок, далее группы меняются ролями. Такой приём позволит добиться лёгкости и непринуждённости в исполнении. Как только песня зазвучала свободно, переходим к разучиванию следующих куплетов.













Список использованной литературы:


  1. Вестник Российского фольклорного союза (журнал).


  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству: 1-2 год обучения. - М., «Родник», 1996 г.


  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству: 3-4 год обучения. - М., «Родник», 1998 г.


  1. Гилярова Н. Н.., Фрумкин А. К. Детский фольклор Рязанской области // в кн. «Рязанский этнографический вестник». Рязань, 1994 г.


  1. Краснопевцева Е.А. Поют дети.- М., Совецкая Россия, 1989г.


  1. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие. - М., Пермь. 1989г.