РАБОТА
НАД ЗВУКОМ
[Р]
Составитель: Латышева Виктория Николаевна
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 1
Развитие пространственного восприятия
— Что находится справа от тебя? Что находится слева от тебя?
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
Мимико-артикуляционные упражнения
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти
— Рот — это домик нашего язычка. Губы — это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.
Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
Упражнения для губ и щек
«Улыбка».
— Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Рупор».
— Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
«Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.
Упражнения для языка
«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Почистим зубы».
— После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.
«Вкусное варенье».
— Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Играем с мячом». Произнесение слоговых сочетаний та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге).
«Играем в теннис». Произнесение слоговых сочетаний та-ту, та-ту, то-ты, то-ты с ритмичным движением кисти правой руки вперед-назад.
Развитие фонематического восприятия
Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].
— Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
— Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак: (рука)?
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 2
Развитие слухового восприятия и памяти
Отстукивание ритма на барабане.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше?
Катать по столу катушку или пузырек.
Упражнения для губ
«Поиграем на дудочке». Вытянуть губы узкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6. Можно произносить звук [у].
«Играем на большой трубе». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и удерживать в таком положении под счет до 5—6.
Повторение упражнения «Месим тесто».
Упражнения для языка
«Щелканье».
— Чтобы блинчики испечь, включим мы электропечь.
«Печем блинчики». Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов.
«Вкусные блинчики». Облизать верхнюю губу широким языком.
«Губы с языком играют в прятки». «Спряталась верхняя губа». Закрыть верхнюю губу широким языком.
«Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь), ту-ты (ладонь — ребро), та-то-ту (кулак — ребро — ладонь).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Звуки [ш], [ж], [р], [л], [р], [л'], [р], [л]. Слоги шла, ра, жу, ру, ра, ла.
Выкладываются и называются картинки по теме «Овощи».
— Найди картинки, в названиях которых есть звук [р].
Покажи красный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох.
Определение позиции звука [р] в словах помидор, росток, горох.
Обозначение позиции звука [р] в «звуковом домике».
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 3
Релаксационные упражнения
«Лошадки». И.П. на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Руки перед грудью (напряжение), смена положения: уронить руки, встать на обе ноги (расслабление). Повторение со сменой положения ноги.
Упражнения на дыхание
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр.
Мимические упражнения
«Веселые — печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали.
Упражнения для щек и губ
«Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки.
«Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом.
— Открой рот, вытяни губы вперед.
«Заборчик».
— На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.
Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом.
Упражнения для языка
«Язычок смотрит, какая сегодня погода». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на верхнюю губу.
«Веточки деревьев качаются». Широкий кончик языка сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.
«Поедем на лошадке за грибами». Присасывание языка к небу и пощелкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: пррр.
«Приехали в лес, пробираемся сквозь бурелом». Просовывание языка между зубами.
«Приготовим лукошко для грибов». Загибание вверх кончика языка «чашечкой».
«Дятел стучит по дереву». Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: т-т-т-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
Развитие переключаемоcти органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-докс ударением на последнем слоге.
«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки [л], [р], [ш], [р], [л'], [р']. Слоги ра, ла, ша, ра, лу, ру, ли, ры.
— Найди и отложи картинки, в названиях которых есть звук [р].
— Определи позицию звука [р] в словах. Покажи на звуковой линейке, где живет звук [р] в слове хурма.
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 4
Развитие пространственного восприятия
— Куда пойдешь, что найдешь? Направо пойду — подосиновик найду, налево пойду — масленок найду.
Упражнение на дыхание
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
Мимические упражнения
«Собираемся в отпуск». Изобразить грусть. Жаль расставаться с любимыми игрушками.
Упражнения для губ
«Поцелуй». Прощаемся с мамой. Вытягивание вперед сомкнутых губ.
«Шли-шли, к яме подошли». Втянуть губы «воронкой».
Упражнения для языка
«Поедем опять за грибами на лошадке». Лошадка цокает копытцами по мостовой. Цоканье с переменным темпом, язык вначале присасывается, а затем падает вниз.
— Широко открой рот, придержи рукой нижнюю челюсть, пощелкай языком. Останови лошадку.
Вибрация губ и языка.
«Белочка зовет бельчат».
— Увидели белочку. Послушай, как она зовет бельчат.
Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз и назад.
«Грибок».
— Поможем белочке собрать грибов на зиму. Соберем грибки и повесим на сучок.
Присасывание языка к небу.
— Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик (выкладываются картинки с изображением грибов).
«Сдуем листок с грибка». Сделать «грибок» и произнести звук [ц].
«Чашечка».
— Приготовь чашечку, я налью тебе чаю.
Округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».
«Дятел».
— Нас снова встречает дятел.
Открыть рот, поднять язык за верхние зубы и постучать по альвеолам, произнося звук [т].
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
— Обратно поедем на электричке. Слышу стук колес.
Произнесение звуков т-д-т-д, т-д-т-д.
Произнесение слогов та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах рысь, трава, бугор.Перемещение кружочка — символа звука [р] в нужное окошко «звукового домика».
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 5
Психогимнастика
— Изобрази неуклюжего моржа на суше и грациозного — в воде, изобрази кита в ледовом плену.
Упражнения на дыхание
Выработка сильной воздушной струи.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка.
Мимические упражнения
— Представь, что мы с тобой попали в Арктику. Очень замерзли.
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: брррр.
Упражнения для губ
«Морж». В Арктике увидели моржа. Опустить уголки губ вниз.
Чередование улыбки и «трубочки». Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке.
«Кашалот открыл рот и ловит планктон». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Киты подают сигналы». Цоканье с переменным темпом и со сменой положения губ. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев.
«Киты качаются на волнах». Широко открыть рот, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
«Киты плещутся». Они то поднимают, то опускают хвосты. Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Пароход на волнах». Произнесение слогов пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо, пты-пту-пто, пты-пто-пту-пта в сочетании с волнообразным движением пальцев рук.
Развитие фонематического восприятия
— Есть ли звук [р] в словах морж, рак, кальмар?
Отстукивание ритмического рисунка слов кальмары, морж, нарвал.
Игра «Поймай звук». Различение слов, близких по звучанию: ров —лов, жарко — жалко, рожки — ложки, рама — лама.
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 6
Релаксация
«Строители». Поднимаем ведро с краской (напряжение). Опускаем ведро (расслабление). Держим тяжелый молоток (напряжение). Положили молоток (расслабление).
Упражнения на дыхание
Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков.
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для губ и щек
«Сердитый индюк». Надуть обе щеки. Попеременное надувание обеих щек.
Упражнения для языка
«Болтушка». «Индюк сердится». Вышли по улице и увидели сердитого индюка. Округлить губы и производить быстрые движения языком вперед-назад, касаясь верхних зубов.
«Смастерим качели».
— Возьми молоточек, сейчас сделаем качели. Подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по деснам, произнося д-т-д-т-д-т-дт-д-т.
Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Качели».
— Покачаемся на качелях. Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны. «Вверх — вниз, вверх — вниз, крепче, Оленька, держись!»
«Поставим чашечку на полку».
— Пришли домой, нам захотелось пить. Язык ровно лежит на нижней губе. А вот чашечка. Сделать «чашечку».
Чередование «чашечки» и распластанного языка.
Развитие фонематического восприятия
Есть ли звук [р] в словах телевизор, рак, ракета? Определение позиции звука [р] в словах.
Звук [р]
Подготовительный этап
Занятие 7
Релаксационные упражнения
«Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
Упражнения на дыхание
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Упражнения для языка
«Грибок». «Гармошка». «Качели внутри рта». «Маляр».
«Ковш экскаватора». Удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чередование «чашечки» и «лопаты».
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Включаем электродрель». Произнесение слогов джжжа, джжжи, джжжо, джжжу, джа-джу, джи-джо.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции первого и последнего звука в словах Рома, Рая, Захар, Егор.
— Где ты услышал звук [р] в слове Рома?
Положить кружочек синего цвета в окошко «звукового домика», соответствующего позиции звука.
Постановка звука [р]
Занятие 1
Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [р]
Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Передний край языка поднят к альвеолам верхних резцов. Между языком и альвеолами остается узкая щель, через которую проходит выдыхаемая воздушная струя, приводящая кончик языка в состояние дрожания.
Слуховое восприятие фонемы. Создание слухового образа звука
«Рычалочки».
«Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др.
«Гром гремит».
Формирование зрительного образа звука [р]
Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони.
Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции.
«Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.
Постановка звука [р]
по М.Е. Хватцеву (1959)
Занятие 2
1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.
2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы].
3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.
4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.
5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.
6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р].
После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.
8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з.Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.
Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.
9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.
10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.
11. Использование в качестве исходного звук [т]. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дда ..., дды, дды, дды ..., ддда, ддда, ддда ..., ддды, ддды, ддды ...). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.
12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится [т] — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр.Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук [д].
13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.
Если звук [р] получается с предшествующими звуками [т] или [д], тогда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук [ы] (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков [т] и [д]. Далее произносятся дарра, тарра. Еще позже произносятся слоги, начинающиеся со звуков [к], [п], [б] (крррр, прррр, брррр).
Использование механической помощи
«Балалайка».
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.
Постановка звука [р]
по Р.Е. Левиной (1965)
Занятие 3
При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.
При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].
Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.
Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.
Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды).
Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).
Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).
Постановка звука [р]
по А.И. Богомоловой (1979)
Занятие 4
Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж.Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.
Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого трнеобходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Автоматизация звука [р]
Произношение изолированного звука [р]
Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука
Звукоподражания
Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д.
«Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.
Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса).
Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом).
Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом).
Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).
Постановка звука [р]
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение подбирать слова-антонимы;
- закрепление кинестетического образа звука [р];
Коррекционно-развивающие:
- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
- формировать направленную воздушную струю;
- учить правильно произносить звук [р], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
- учить выделять звук в слове из потока других звуков;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы;
Оборудование: зеркало, форма шарика для дыхательного упражнения, картинка Незнайки, карточка с буквой Р, предметные картинки: рука, радуга, ракета, рак, пожар, комар, костер, помидор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу. Молодец!
Я сейчас прочитаю тебе стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах:
КО… АБЛИК
Мат… оская шапка,
Ве… евка в … уке,
Тяну я ко… аблик
По быст… ой … еке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И п… осят меня:
П… окати капитан!
Логопед: Правильно, я пропускаю звуки [р], [р’]. Сегодня мы закрепим произношение этих звуков.
К нам на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.
Сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнения «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
дыхательная гимнастика:
- давай подуем на шарик.
Логопед: А теперь давай посмотрим, кто к нам пришел?
- Незнайка.
- Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.
Повтори слоги столько раз, какую цифру ты видишь.
Ра – 2 ро – 3 ру – 2 ры – 3
Ра – 3 ро – 2 ру – 3 ры – 2
Логопед: Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.
-рука, радуга, ракета, рак;
Правильно звук[р];
Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?
Я называю звуки, а ты, если услышишь звук [р], подними карточку с буквой Р: П, Р, Н, К, Р, П, Р, Р;
В слогах: на, ор, пы, ро, ур, пу;
В словах: рыжий, полка, топор, мухомор, сумка, крот;
Физкультминутка:
Раз – мы руки вверх подняли,
Два – их дружно опустили.
А потом потопали,
А потом похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем все опять.
Игра «Четвертый лишний»
Рука, радуга, ракета, комар
Пожар, рак, костер, помидор
Игра «Наоборот»
Высокий – низкий; широкий – узкий; длинный – короткий
Логопед: А сейчас мы попробуем написать букву «Р» в воздухе. Сначала напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.
Развитие звукового анализа.
- Определи место звука в слове
Ромашка, костер, комары
Логопед: повтори за мной слова- мир, пир, костер
Итог занятия:
- Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?
- Какой звук ты учился сегодня произносить?
Домашнее задание:
Артикуляционная гимнастика.
Припоминание слов со звуком [р]
Буква, как Раскаты гРома,
Львиный Рык в пустыне словно.
Изучаю эту букву,
Но сказать её мне тРудно.
Я учился у воРоны
«КаР-Р-Р-Р!!!» кРичать сегодня дома.
А потом, когда писал,
«Р-Р-Р» всё вРемя повтоРял.
Целый день в кваРтиРе Рык,
КаРканье стоит и кРик.
К вечеРу «эР-Р-Р» смог сказать,
Спеть, а также пРочитать.
Автоматизация звука р
Слоговые цепочки
ра-ро-ру-ры-рэ ро-ру-ры-рэ-ра ру-ры-рэ-ра-ро ры-рэ-ра-ро-ру рэ-ра-ро-ру-ры ар-ор-ур-ыр-эр ор-ур-ыр-эр-ар ур-ыр-эр-ар-ор ыр-эр-ар-ор-ур эр-ар-ор-ур-ыр | тра-тро-тру-тры-трэ тро-тру-тры-трэ-тра дра-дро-дру-дры-дрэ дро-дру-дры-дрэ-дра кра-кро-кру-кры-крэ гра-гро-гру-гры-грэ пра-про-пру-пры-прэ бра-бро-бру-бры-брэ хра-хро-хру-хры-хрэ вра-вро-вру-вры-врэ | атр-отр-утр-ытр-этр отр-утр-ытр-этр-атр адр-одр-удр-ыдр-эдр одр-удр-ыдр-эдр-адр акр-окр-укр-ыкр-экр агр-огр-угр-ыгр-эгр апр-опр-упр-ыпр-эпр абр-обр-убр-ыбр-эбр ахр-охр-ухр-ыхр-эхр авр-овр-увр-ывр-эвр |
Слава
рак радио рукав рот рыбак рыть руль робот руки ракета рыба рынок | дыра гора нора народ пирог горох кукуруза кенгуру орудие бурый старый хмурый | бар дар бор хор бур тур мир пир сквер актёр бобёр шофёр | трава тройка труба трос труд отрывок трап тропка трубка астра утро завтра | дрозд дракон дроби друг подруга дружба ведро бедро мудрость бодрый щедрый кедры |
край кролик кросс крупный кружок крутить крышка крыса закрывать мокрый краб кран выкройка | град грохот грустить громко градус нагрузить грызть багровый тигры груздь грозить грудной игра | брак бродить брусника право провод пробка врун прыгун брод броня проход овраг добро | храп храпеть хромой охранник хрупкий хруст хранить махровый хроника фрамуга зебра храбрый храм | рупор мрамор оркестр размер торшер раствор трактор тротуар программа рапорт курорт простор фарфор |
Чистоговорки для автоматизации звуков
Р - рокочет и рычит, Если пёс цепной ворчит Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р Если мы мотор заводим: Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. Если к тигру в клетку входим: Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. Р - мотор в горах рычит. Р - нам эхо прокричит. Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. Вот высокая гора. Повторяет эхо - РА. Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра. Вижу чью-то я нору. Повторяет эхо - РУ. Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру | Кто хозяин у норы? Эхо тоже спросит - РЫ? Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры. На базар пошёл Макар. Ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар-ар. Он купил себе топор. Ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор-ор. Для хозяйки вкусный сыр. Ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр-ыр. Дочке - красочный ковёр. Ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр-ёр. А для бабушки кефир Ир-ир-ир-ир-ир-ир-ир-ир. Тёще - восемь пёстрых рук. Ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур-ур. |
Считалки для автоматизации звуков
Раз - морковка в огороде. Два - Егор забор городит. Три - на море пароход. На четыре - быстрый ход. Пять - ворона на пороге. Шесть - крапива вдоль дороги. Семь - рисую натюрморт. Восемь - режу бутерброд. Девять - роет крот нору. Десять - жук грызёт кору. | Раз - играет карапуз. Два - в порту огромный груз. Три - раскрасим мандарины. На четыре - нектарины. Пять - на карте города. Шесть - ракита у пруда. Семь - ныряет в прорубь морж. Восемь - пёк кондитер корж. Девять - бросим вверх шары. Десять - ночь, конец игры. |
Раз - в корыте корм для хрюшки. Два - нарвём скорей петрушки. Три - картошку дружно жарим. На четыре - рыбу варим. Пять - сугробы во дворе. Шесть - дрова горят в костре. Семь - в грозу грохочет гром. Восемь - строит Рома дом. Девять - грузим грузовик. Десять - вырос боровик. | Раз - матросы тянут трос. Два - трещит зимой мороз. Три - в тетради три пятёрки. На четыре - еду с горки. Пять - приедем на курорт. Шесть - украсим кремом торт. Семь - пройдём по зоопарку. Восемь - встретим там цесарку. Девять - серый кот на крыше. Десять - рядом котик рыжий. |
Скороговорки для автоматизации звуков
Захар сахар запасал, Закрома им заполнял. Захаровы закрома Засахарены сполна. Откуда на просеке просо? - Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали, Без спроса всё просо склевали. Две подружки загорали, Загорали за горами. За горами зря загорали - Загорожено солнце горами. Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна. | Макару в карман комарик попал, Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: - В кармане Макара КОРОВА пропала. Гром гремит, Гроза грохочет. - Это туча так хохочет! - Эту тучу кто щекочет? Брокколь, брат, бросать, бревно: Всё на БР - немудрено! БР помогут нам сказать - Брокколь, брат, бревно, бросать. К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот. |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ
Повтори (прочитай) слова:
[РА]
рак рога радуга ратник
раб рабы ракета рогатка
рань рагу ракита ракетка
рать Роман работа равнина
рама ранет рампа рафинад
рана рахит родня романтик
Рая радио родник раковина
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах со свистящими звуками)
роса рассудок радость расписка
разум ротозей розетка ровесник
ранец рассвет росинка росомаха
Россия рассказ росянка роговица
рация раскат разница растение
радиус романс развязка распутица
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РА]
Новый рояль. Раина расчёска.
Ранний рассвет. Разбитая раковина.
Радушная родня. Работящий рабочий.
Разные ракушки. Раненый разведчик.
Разлитый рассол. Радостные родители.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Рыбный рынок. Рытвина у дома.
Рычание рыси. Рабочий рычаг.
Рассказ рыбака. Рыжий рысёнок.
Последний рывок. Разделанная рыба.
Повтори (прочитай) слова:
[РО] (в ударной позиции)
рот род Рома Родина
ром рог робот рондо
рок роба рокот родинка
ров рота ропот ромб
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РО]
Розовые розы. Робкий Рома.
Ромб на робе. Ровный ров.
Роль робота. Осиновые рощи.
Маленькие рожки. Роспуск роты.
Повтори (прочитай) слова: [РУ]
рука рубин рубанок рукоятка
руда рукав рубка рукомойник
руно рубаха румба
румын руина рундук
[РУ] (в словах со звуками [Л], [Л'])
руль рулевой русалка руководитель
рулет рубли рубильник
рулон русло рукоделие
Повтори (прочитай):
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
Роза читает рассказ. В саду розовые розы.
В рундуке рабочая роба. Рабочий закончил работу.
В клетке рыжий рысёнок. У лося роскошные рога.
На кустах радужная роса. У Раи новые рукавицы.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
По равнине тёк ручей.
У рубахи длинные рукава.
Мы идём на рыбный рынок.
В роще расцвели незабудки.
Ракушки рассыпались по песку.
В оконной раме разбили стекло.
Рома поехал к родным в Ростов.
Из ракетницы выпускают ракеты.
Над ручьём раскинула ветви ракита.
Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции
Повтори (прочитай) слова:[РА] (в ударной и безударной позиции)
ура тара Иран герань
нора пара баран тарань
кора фара варан конура
бура фура буран пироги
гора Вера барак борода
дыра Кира бурак города
тура эра пират гитара
пора парад карат фанера
Ира уран Марат
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в ударной и безударной позиции)
аромат карабин веранда керамика
ураган парапет баранка Буратино
барабан парафин контора пирамида
таракан пароход пантера панорама
караван подарок куранты бородавки
хоровод короед городки куропатки
городок муравей детвора бумеранг
фараон воробей карантин орангутанг
боровик каравай воротник обморок
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со свистящими звуками)
сера Серафим гороскоп заморозки
сарай карапуз зверобой сыворотка
карась керогаз соратник хворост
Сахара керосин царапина сырость
сирота саранча поросёнок ярость
сарафан борозда операции
паровоз городки заработок
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах с шипящими звуками)
Шура шарада пирожок порожняк
жара мишура барашек горожане
гараж широта урожай жаворонок
вираж пещера чародей сыроежка
мираж парашют фуражка Чебурашка
тираж бородач карандаш сороконожка
жираф
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со звуками [Л], [Л'])
лира поролон караул тарантул
марал генерал корабли водоросли
Урал минерал заросли морозильник
коралл каракуль адмирал караульщик
мораль карамель лаборант
Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях
Повтори (прочитай) словосочетания:
Румяный каравай. Родной город.
Рыхлый сыр. Старый сарай.
Рыбный рынок. Ранний урожай.
Раненая ворона. Оранжевые шары.
Широкая дорога. Воробьёвы горы.
Парусный корабль. Разбитое корыто.
Короткий карандаш. Ровный румянец.
Ароматная карамель. Розовый сарафан.
Рассыпчатое пирожное.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Коровьи рога. Ровная дорога.
Хороший урок. Рыбный пирог.
Серая рубашка. Рыжий муравей.
Ромовый рулет. Короткий шнурок.
Творожный сырок. Заросший огород.
Розовый поросёнок. Дорожный короб.
Мороженая морошка. Дорогой подарок.
Бурая кора.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
Дорога ведёт в город.
Корова живёт в сарае.
Юра не боится мороза.
В огороде растёт горох.
Ворона клюёт кукурузу.
У машины разбита фара.
У Раи короткий сарафан.
Маруся собирает помидоры.
Муравей и саранча — насекомые.
Повтори (прочитай) предложения:
Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей.
На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья.
Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны.
Сороконожка ползёт по дорожке.
Тамара испекла румяный каравай.
Из молока коровы делают мороженое.
Рома дал Марусе коробку карандашей
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ра, ра, ра — тёплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ра, ра, ра — весенняя пора.
Ра, ра, ра — весёлое «ура».
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ра, ра, ра — мы ловим комара.
Ра, ра, ра — стоит летняя жара.
Ра, ра, ра — это наша детвора.
Ра, ра, ра — убежали со двора.
Ра, ра, ра — мне домой идти пора
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ры, ры, ры — летят комары.
Ры, ры, ры — наточили топоры.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ры, ры, ры — у нас синие шары.
Ры, ры, ры — зелёные дворы.
Ры, ры, ры — не люблю жары.
Ры, ры, ры — лось поел коры
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Рок, рок, рок — покупаю я сырок.
Рок, рок, рок — потяните за шнурок.
Ром, ром, ром — по реке плывёт паром.
Рок, рок, рок — осторожно: бугорок
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ру, ру, ру — котлеты на пару.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.
Ру, ру, ру — У забора кенгуру.
Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.
Карточка №1
Автоматизация звука [Р] с слогах
1. Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].
ра-ро-ру ро-ру-ры ры-ро-рэ
ра-ры-рэ ру-ро-ра рэ-ра-ро
ро-ра-ры ру-ры-ро рэ-ра-ро
2.Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].
Ар-ор-ур ур-эр-ар эр-ар-ор
Ор-ар-ур ыр-ур-ор эр-ур-ыр
Ор-ур-эр ыр-эр-ор эр-ыр-ар
Карточка №2
Автоматизация звука Р с слогах
1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].
Ара-оро-уру уру-оро-ара ыры-эрэ-уру
Ара-эрэ-ыры уру-ыры-ара эрэ-ара-оро
Оро-ара-ыры ыры-эрэ-оро эрэ-оро-уру
2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].
вра-вро-вру-вры дра-дро-дру-дры кра-кро-кру-кры
гра-гро-гру-гры мра-мро-мру-мры зра-зро-зру-зры
тра-тро-тру-тры сра-сро-сру-сры фра-фро-фру-фры
Карточка №3
Автоматизация звука [Р] с слогах
I Вспомним игру «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов.
1. Ррррррррррраа 2. ра-ро-ру
ррррррррррроо ро-ры-ру
ррррррррррруу ра-ру-ро
рррррррррррыы ру-ры-ра
рррррррррррээ ры-ру-ро
ру-ра-ро
ро-ра-ры
ры-ру-ра
II Играем в игру «Доскажи словечко».
«Во дворе идет интересная иг...(ра).
Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).
Мы залезли на высокую го...(ру).
Петух потерял в драке пе...(ро).
Карточка № 4
Автоматизация звука [Р] с слогах
«Закрытые» слоги. Играем в «Эхо» - повторяем слоги.
Ааррррррр
ооррррррр ар-ор-юр
ууррррррр ыр-ир-яр
ыыррррррр ер-ор-ар
ээррррррр ыр-ур-ор
яяррррррр ар-яр-ор
ёёррррррр ер-ор-юр
ююрррррр ёр-ер-ир
Снова играем в игру «Доскажи словечко».
Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).
Карточка № 5
Автоматизация звука [Р] с слогах
Слоги со стечением согласных.
1. Игра «Эхо» (повторяем слоги)
Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.
2. Игра «Доскажи словечко».
У Васи есть младшая сес...(тра).
Я приехал на ме...(тро).
Саша открыл те...(традь).
Иголка очень ос...(трая).
Карточка №6
Автоматизация звука [Р] в словах
Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].
Радио рама ролики роща рукопись
Радуга растение роса рубаха руль
Разлив расчёска росинка рубец русалка
Разлука ров рост рубль рыбак
Рак рога рота ружьё рывок
Ракета родник рот рука рысь
Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].
Бобёр жар костёр повар сыр
Бор жонглёр мухомор помидор тир
Веер забор отвар самовар товар
Ветер загар офицер сахар топор
Вечер катер пар север хор
Дар кефир пассажир сор шар
Карточка №7
Автоматизация звука [Р] в словах
1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].
Баран гараж дыра корыто пирамида
Ворон гора жара нора сорока
Ворота дорога корова пёрышко сырок 2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].
Бархат драп красотка праздник трос
Браслет дырка крахмал тёрка трубка
Брат карта марка трава труба
Горка корка норка трасса труд
Драже кража парта тройка трус
Драка кран порка трон труха
Карточка №8
Автоматизация звука [Р] в словах
Игра «Повторяй-ка»
1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.
2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -
вот слова со слогом ры:
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
Карточка №9
Автоматизация звука [Р] в словах
Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.
Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Карточка №10
Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях
Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [р].
Бобёр хитёр махровый георгин розовый зефир
Горная вершина метр бархата рыбные консервы
Икра осётра мокрая крыша старое корыто
Красивая брошка нора крота топор остёр
Красная роза огромная рыба хрупкая оправа
Крупный град ржавое ружьё яркая рубашка
Карточка №11
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].
Брат рвёт руками мокрую траву.
Быстроходный катер перевозил пассажиров через озеро.
В метро мраморные стены, а на потолке – красивые люстры.
В сарае инструменты: топоры, свёрла, набор отвёрток, рубанок.
Закрой форточку – ветер разобьёт окно.
Ира рисовала прутиком на земле: груши, виноград и персики.
Красная брусника растёт в траве у озера.
Мартышки в зоопарке прыгают по вольеру и бросают друг в друга корки. Мы собрали корзину рыжиков и чёрных груздей.
На день рождения Вере подарили дорогой подарок – красивый гранатовый браслет.
Карточка №12
Автоматизация звука [Р] в предлолжениях
Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].
На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.
На мокрой крыше сидели и каркали вороны.
На огороде растут помидоры, огурцы, петрушка и укроп.
На рынке продаются крупный виноград и красивые персики.
Оркестр играет торжественный марш.
Повар украшает торт кремовыми розами и красной смородиной.
Подруга купила два метра бархата на шарф.
Рожки, макароны, ракушки и вермишель продаются в супермаркете.
Рома прыгнул в озеро, разбрызгивая воду.
Российский боксёр одержал трудную победу.
Сороки и грачи прыгают по дороге.
Утром по радио передают прогноз погоды.
Шофёр грузовика ремонтировал фары в гараже.
Шофёр завёл мотор, и грузовик тронулся с места.
Яркими шарами и гирляндами украсили двор к празднику.
Карточка №13
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори предложения: Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.
Карточка №14
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:
Рома начертил квадрат.
Рома в тетради начертил квадрат.
Рома чернилами в тетради начертил квадрат.
Рома чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.
Рома на уроке чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.
Рома на уроке геометрии чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.
Карточка №15
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:
Уром на траве роса.
Ранним утром на траве росса.
Ранним утром сверкает на траве роса.
Ранним утром на просеке сверкает на траве роса.
Ранним утром на старой просеке сверкает на траве роса.
Ранним утром на старой просеке сверкает на траве красивая роса.
Ранним утром на старой заброшенной просеке сверкает на траве красивая роса.
Карточка №16
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:
Нюра кормит кроликов.
Нюра кормит кроликов морковкой.
Нюра кормит кроликов крепкой морковкой.
Нюра кормит кроликов крепкой красной морковкой.
Нюра кормит серых кроликов крепкой красной морковкой.
Нюра кормит серых и чёрных кроликов крепкой красной морковкой.
Карточка №16
Автоматизация звука [Р`] в словах
1. Автоматизация звука [р`] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].
Ребёнок река ресторан ринг рюмка
Ребята реклама рецепт рис рябина
Ревень ремень речь риск ряд
Редис ремесло решётка рисунок ряженка
Редька ремонт решето ритм ряска
Резина репортаж решка рифма
Рейка ресницы рёва рюкзак
2.Автоматизация звука [р`] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].
Богатырь монастырь пузырь сухарь январь
Букварь панцирь слесарь токарь янтарь
Ларь пахарь словарь фонарь
Лекарь пекарь снегирь ширь
Карточка №17
Автоматизация звука [Рʼ] в словах
Автоматизация звука [р`] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].
Берёза заря море перина тарелка
Варенье зарядка моряк поперёк токари
Варяг Ирина наряд порез фонари
Верёвка ириска орех серёжка хорёк
Гири карета сорю сирень черёмуха
Горе корюшка парень скворечник шарик
Жарить коряга парик слесари январи
Жерёбёнок Марина пекари сухари янтари
Карточка №18
Автоматизация звука [Рʼ] в словах
Автоматизация звука [р`] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].
Брелок греча крест предмет природа
Брюква гриб крестик прелесть пряжа
Брюки грива кристалл препарат прятки
Вред грим крюк призрак серьги
Время зорька крючок прилавок стрела
Времянка зритель крюшон пример стриж
Гребёнка крепыш кутерьма примета сурьма
Гребешок кресло перья принц трепет
Карточка №19
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Перед коровой короб корок.
Три вороны на воротах.
Добры бобры идут в боры.
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
У Кондрата куртка коротковата.
У редьки и репки корень крепкий.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Карточка №20
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.
На дворе – трава,
На траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
Карточка №21
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Сыворотка из-под простокваши.
Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.
Наши покупки - крупы да крупки.
По двору, подворью –
В добром здоровье.
Привез Пров Егору
Во двор дров гору.
Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.
С другом дружи, а другому не груби.
Карточка №22
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Сыпь песочек в черненький черепочек.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
Торопке порка не впрок,
Торопке коврижка впрок.
Три вороны на - воротах.
Три сороки – на пороге.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
Карточка №23
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Хорош в дорожку пирог с горошком.
Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.
Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.
У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.
В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.
Во дворе - горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.
Карточка №24
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Идут бобры во сыры боры.
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.
- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!
Карточка №25
Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).
Скажет друг дружке,
А дружка – подружке,
А подружка – борову,
А боров - всему городу.
У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
На дворе дрова топорами рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.