СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа обучающейся на региональный этап открытого форума исследователей «Грани творчества» (секция «Русская и зарубежная литература, журналистика») «Образ Родины в лирике С.А. Есенина и современных поэтов г. Моршанска»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа обучающейся на региональный этап открытого форума исследователей «Грани творчества» (секция «Русская и зарубежная литература, журналистика») «Образ Родины в лирике С.А. Есенина и современных поэтов г. Моршанска»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

















ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА И СОВРЕМЕННЫХ ПОЭТОВ МОРШАНСКА







Работу выполнила:

Д.Г. Маркина, ученица 10 класса МБОУ «Гимназия» г. Моршанск

Руководитель: Е.А. Шамова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» г. Моршанск Тамбовская область





2021г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………................

3

ГЛАВА I. Основные периоды развития образа Родины.

5

ГЛАВА II. Образ отчего дома и деревни в творчестве С.Есенина

7

ГЛАВА III. Творческое объединение «Исток», анализ стихотворения Александра Оленникова «Деревенька».

9

ГЛАВА IV. Образ природы, значение цветописи в ранних стихотворениях Есенина и поэтов-моршанцев.

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ Ы………………………..

17

























ВВЕДЕНИЕ.

Начиная с А.С. Пушкина, тема Родины стала главной темой отечественной поэзии. В многомерной и широкой теме Родины целесообразно уделить внимание таким её сторонам, как родной край («малая родина») – частица нашей необъятной страны, большой Родины, изображение природы, приметы обновлённой Отчизны. Россия как родной уголок земли ощущается более всего через пейзаж, знакомый с детства. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает первый шаг в большой мир, к его познанию. Родной уголок земли и есть конкретное понятие родины, потому что с этого уголка начинается для юного человека и уходит вдаль огромная страна, гражданином которой он осознаёт себя, повзрослев.

В созвездии ярких имён горит звездой первой величины имя Сергея Есенина, одного из самых крупных и самобытных поэтов двадцатого столетия. Как и на многих больших художников, впечатления детства, картины родины произвели на Есенина, на весь его творческий облик неизгладимое, самое сильное впечатление.

Традиции Есенина наследуют современные поэты XXI. Именно природа малой родины, то есть красота и самобытность всего того, что окружает нас с детства, способна воспитать патриотизм, пробудить любовь к окружающему миру. Поэтому я обратилась к творчеству талантливых людей, живущих рядом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что предлагаемый сравнительный анализ позволит выделить общие тенденции в создании образа, отметить глубину и новаторство поэта-классика и «живучесть» его традиций в современной поэзии.

Исследовательская работа посвящена анализу приёмов создания художественного образа Родины в поэтических текстах и С. Есенина и изучению есенинской традиции в творчестве современных поэтов города Моршанска.

Цель – отметить особенности образа Родины в раннем периоде творчества С.Есенина и поэтов моего города, что предполагает решение ряда конкретных задач:

- выявить различные способы создания художественного образа Есенина;

- проанализировать произведения С.А.Есенина, посвященные малой родине;

- выявить «есенинские» тенденции тропов в стихотворениях поэтов-земляков XXI века;

Предметом исследования является сопоставление изобразительно-выразительных средств Есенина и поэтов моей «малой родины» (В. Кулагиной, А. Куприянова, Г. Нифонтовой). Материалом для исследования послужили тексты поэтических произведений С. Есенина и поэтов-моршанцев.

Гипотеза: предположим, что воспеть красоту природы малой родины, пропустив её через призму собственного восприятия – одна из ключевых тем творчества Есенина, которая, трансформируясь, наследуется поэтами-современниками.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения её результатов в школьной практике преподавания литературы. Воспитание любви и уважения к «малой родине» и её талантливым людям – важнейшая задача нашего времени. Поставленные задачи будут решаться с помощью ряда традиционных методов исследования: наблюдения, обобщения, сравнительного анализа, анкетирования.



Моя лирика — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве.

Сергей Есенин

ГЛАВА I. Основные периоды развития образа Родины

Тема Родины – главная тема в творчестве С.А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его лирике. Еще в ранних юношеских стихотворениях (сборник «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа:

1-й. 1914 – 1917 г. – (ранние стихи)

2-й. 1918 – 1923 г. – (после революции)

3-й. 1924 – 1925 г. – (последние годы)

1-й этап, относящийся к 1914 – 1917 г., характеризуется для Есенина гармонией земли и неба, человека и природы. Родившийся и выросший в деревне, поэт с раннего детства впитал в себя дух и красоту родной природы. На его раннюю лирику большое влияние оказали русский фольклор, языческая мифология и православные образы. «Схимник – ветер шагом осторожным мнёт листву по выступам дорожным…», « Хаты – в ризах образа …»

Одухотворяя природу, автор пытается слиться с ней, растворится в её красоте и благоухании: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих сто - звонных». С огромной теплотой поэт создаёт образы родной природы, так как это для Есенина часть Родины. Русская природа предстаёт перед нами в самых разных красках; она трогательная, всегда меняющаяся и ослепительно красива. Поэтизация деревни также становится отличительной чертой раннего Есенина. Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи этого периода.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край, ты мой заброшенный...», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды...» Русь предстает печальная, серая, тоскливая. Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь.

2 этап. На смену радужному и светлому этапу раннего творчества приходит другой. (1918 – 1923 г). Революция. Разгул общественной стихии повлёк за собой разгул, разброд в жизни, в мыслях и чувствах Есенина. Изменяется тональность его стихов. В некоторых исчезает чистота и восторженность, появляется грубая маска. Есенин, с восторгом принявший революцию, надеясь, что наступит новая, светлая жизнь, особенно для деревни.

3 этап в творчестве Есенина 1924 – 1925 г. Разочарование ещё больше охватывает поэта. Он с болью и тревогой переживает ломку привычного уклада жизни: «Ах, милый край, не тот ты стал, не тот». Пытаясь уйти от горькой действительности, Есенин уезжает за границу. А, вернувшись, чувствует себя чужим: «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец».

Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.






ГЛАВА II. Образ отчего дома и деревни в творчестве С.Есенина.

Одно из наиболее известных его произведений раннего периода – "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна.

Русская изба для Есенина – целый мир. В нём – медленное течение сонной жизни за её толстыми бревенчатыми стенами. Поэт живописно, с использованием характерных развёрнутых метафор и сравнений, изображает этот мир в своих ранних стихах: «Смолкшим колоколом над прудом// Опрокинулся отчий дом» («Нощь и поле, и крик петухов…»); «Изба-старуха челюстью порога//Жуёт пахучий мякиш тишины» («О красном вечере задумалась дорога»).

Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике».
В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений. Удивительно, но современным детям тоже необходимо разъяснять смысл устаревших и диалектных слов, а ведь по этому стихотворению можно, словно в краеведческом музее, изучать бесхитростную обстановку простого деревенского быта.

Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.

В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт. Это и есть малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесёт через всю жизнь. Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

 Если крикнет рать святая:
     «Кинь ты Русь, живи в раю!»
     Я скажу: «Не надо рая,
     Дайте родину мою».

.







ГЛАВА III. О них узнала вся Россия.

В нашем маленьком городке вот уже более 20 лет существует творческое объединение «ИСТОК», которое основал Сергей Обручков. В группу творческих людей входят музыканты, поэты, композиторы. За время своего существования объединения поэты выпустили пять сборников: «Из ручейков рождается река», «Истоки вдохновения», «Философия чувств», «От чистого сердца», «Поэты видят мир иначе». Следует отметить, что стихи Елены Лакиной, Галины Нефедовой и Елены Олейниковой вошли в сборник Тамбовской области «Моя малая родина», в 2019 году Лидия Холодная и Вера Кулагина стали участниками Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия-2019» имени И.Д. Кабзона. Вера Кулагина – дипломант военно-патриотического конкурса в номинации «Автор» за песню «Памяти отца», Елена Лакина – дипломант Первого Всероссийского конкурса литературного творчества инвалидов «СТИХиЯ Пегаса». Кроме того, они постоянно встречаются на поэтических конкурсах с талантливыми детьми, пишущими стихи. Ежегодный конкурс поэтического творчества «Литературная гостиная», где читают свои стихи юные поэты, творческие вечера и и классные часы во многих школах города не обходится без стихов и песен Веры Кулагиной. Александра Куприянова, Елены Лакиной, Александра Оленникова. Их стихи ждут читатели городской газеты «Согласие». в которой ежемесячно выходит подборка стихов поэтов- моршанцев. Их стихи посвящены большой и малой Родине, согреты теплотой их чувств, болью за убогость и бедность деревень и маленьких городков Тамбовщины.

Мотив грусти, убогости, печали просматривается в стихотворении Александра Оленникова «Деревеньки»:

За церквушкой – погост,

Весь порос густой травой,

И бродячий пес

Над могильною плитой.

Эпитеты «бродячий» пес, могильной «плитой», «опустевшие» дворы, «темный» зев, «пустой» избы, «забытый Богом» край позволяют лирическому герою описать чувства неизбывной тоски и боли. Ностальгия по былому счастливому житью, по радостным дням, песням, праздникам, былому богатству очень созвучны есенинскими мотивами. Творческую преемственность не следует понимать как слепое копирование, поскольку Оленников окружает образ избы ореолом разрушения и полного уничтожения. Есенин прощается с деревней, а в стихотворении Оленникова деревня прощается с лирическим героем.





















ГЛАВА IV. Образ природы, значение цветописи в ранних стихотворениях Есенина и поэтов-моршанцев.

М. Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком». Стихи Есенина насыщены, цветописью, звуками, запахами. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками.   Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле,
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля»,  – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность» – замечает А. Марченко.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым.

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни:

Рождение – весна (голубой)
Расцвет –  лето (красно-розовый)
Увядание – осень (желтый, золотой)
Смерть –  зима (черно-белый)

Анализируя стихотворения Веры Кулагиной сборника «Признание в любви» с точки зрения использования цветовых эпитетов, я составила таблицу основных тропов, относящихся к описанию пейзажа.

Название стихотворений


Тропы

«Пора очарованья».

Багрец на летние холсты…,

Закрашивая неба просинь
В тона чернильной густоты.

«Март».


Даль лазоревых небес

в солнечном убранстве…


«Приход весны»

Небес преображенных бирюза…


«Летняя пора».


Волнует синева небес…,

синеокая река…


«Сохрани в душе, мой друг»


Васильковыми глядит

На детей глазами.

«Осенняя сказка»

в дымке сизой…,

Пожаром разноцветных листьев….

Малины колкой куст цветистый,

Горит оранжевый закат…

«Сентябрьский денек»


Уронил второпях позолоту,

И березы стоят, как девчонки,

Распустив свои рыжие челки.

«Рыжая плутовка»


Осень, рыжая плутовка…,

Изумруды и янтарь…,

Позолотой окропила,

Вставив кое-где рубин,




Сопоставляя эпитеты поэтессы Веры Кулагиной с эпитетами Есенина, хочу отметить, что среди традиционных тропов цвета выделяются такие яркие эпитеты, как чернильная густота, солнечное убранство, синеокая река, васильковые глаза, ясноокая луна, то есть преобладает тот же синий цвет. Традиции преемственности просматриваются не только в образах, но и в изобразительно-выразительных средствах.

Олицетворение – один из самых любимых тропов, который использует Есенин в древесной символике. В его поэтическом наследии нетрудно заметить авторское пристрастие к образам берёзы, ивы, рябины, черёмухи, липы, которые наделены женственным обликом. В стихотворении «Черемуха душистая...» дерево предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы...». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Многие стихи поэта — это поэмы о березе, которая стала символом русской природы. Есенин чувствует и передает читателю “зеленое” дыхание берез, “свежий и горьковатый” запах “милых березовых рощ”:



Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…



Среди стихотворений Веры Кулагиной очень многие посвящены деревьям, они тоже одушевленные, умеющие думать чувствовать и сопереживать лирическому герою.


Лишь на кроны берез ночью кто-то

Уронил второпях позолоту,

И березы стоят, как девчонки,

Распустив свои рыжие челки…

Эти строки напоминают знаменитые Есенинские строки стихотворения «С добрым утром»:

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, чувство родины – основное в творчестве Есенина, о чём поэт неоднократно говорил и что читается в его стихах.

Поэтов Моршанска роднит с Есениным общность лирической тематики, верность малой родине, образу отчего дома и природы. В творчестве Оленникова и Кулагиной прослеживается не только преемственность, но и намечаются собственные темы, свои образы, просматривается индивидуальный творческий почерк.

Образ родины — Руси Есенина является более масштабным по сравнению с «малой родиной»; вместе с тем он обладает сходным набором признаков. Это прежде всего крестьянская Русь с ее избами и храмами, лесами и озерами, полевыми работами и сельскими праздниками. Представление С. Есенина о родине является двойственным. С одной стороны, это пространство окрашено в светлые, радостные тона (белый снег, голубые небеса, белизна берез и цветущей черемухи, зелень трав. Образ родины связан с любимыми цветами поэта — голубым и синим. С другой стороны, это край… заброшенный, край темных от времени и дождей хижин, хилой и скудной природы, где земля черна и бедна, где звучит русская песня…, русская боль. Цветовая лексика играет значительную роль в создании С. Есениным образа родины.















ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Есенин и современность. Сборник/Под редакцией Базанова М. и Прокушева Ю. – М., 1975..

    2. Есенин С. А. в воспоминаниях современников. В 2-х томах. – М., Художественная литература, 1986.

    3. Есенин Сергей. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. - М., Наука, 2002.

    4. Кулагина В Признание в любви. Стихи. – Тамбов.: 2015.

    5. Прокушев Ю. Л. Есенин – это Россия. – М.: Советский писатель, 2002.

    6. От чистого сердца. Сборник стихотворений.– Моршанск.: 2017.



























Приложение 1.

Стихотворения Веры Кулагиной. Сборник «Признание в любви».

Март


Садится в марте рыхлый снег,

Как новый свитер после стирки,

И замедляют свой разбег

В полете белые снежинки.


Еще хватает по утрам

Мороз и за нос, и за щеки,

И кажется, что теплым дням

Пока не наступили сроки.


Но даль лазоревых небес

В весеннем тонет постоянстве,

И распрямляет ветви лес,

Купаясь в солнечном убранстве.


Звенит капель, бежит ручей,

Пробившись из-под юной ели,

И нет прекрасней и родней,

Чем звуки мартовской капели.



Сохрани в душе мой друг


Летний дождик напугал,

Постучав по крыше,

В палисадник забежал,

Пыль прибил и вышел.


Гром железом прогремел,

Молния блеснула,

И, устав от этих дел,

Все опять уснуло.


Зноем дышат облака,

Сердце жарче бьется,

Лишь веселая река

От жары смеется.


И играет, и блестит

Мокрыми телами,

Васильковыми глядит

На детей глазами.


Смех, жару и мокрый луг,

Песни до рассвета

Сохраним в душе, мой друг,

До следующего лета.



Осенние приметы


Вот и кончилось лето,

Отступила жара,

Поубавилось света,

В школах вся детвора,

Паутина на сетке,

Сад листвой не шумит,

На желтеющей ветке

Кисть рябины горит.

С дач антоновки запах,

Стылый воздух с полей,

Небо в мокрых заплатах,

Первый клин журавлей.



Осенняя сказка


Какая красота вокруг!

Собор белеет в дымке сизой,

Еще пестрит цветами луг,
И далеко зимы капризы,

Еще объят соседний клен

Пожаром разноцветных листьев,

И полностью не оголен

Малины колкой куст цветистый.

Горит оранжевый закат,

Как будто на исходе лета,

И дарит астра аромат,

Теплом нечаянным согрета.

Еще полна природа тайн,

Которые раскрыт так манит,

Осенний пожелтевший сад

Вас околдует, одурманит.



Пора очарованья


Грустят о теплых днях березы,

Осины, клены, тополя,

И, встретив первые морозы,

Оделась в золото земля.


Наносит щедрой кистью осень

Багрец на летние холсты,

Закрашивая неба просинь

В тона чернильной густоты.


Хрустальный воздух освежает,

Румянит щеки и бодрит.

Туман за крышей дома тает

И каплями в траве блестит.


Пройдет пора очарованья,

Не раз воспетая в стихах,

Как вкус от первого свиданья

Чуть горьковатый на устах.



Осень


Она бывает ранней,

Она бывает хмурой,

То ясной, то туманной,

С расплывчатой фигурой.


Она бывает яркой,

С погожими деньками,

И солнышко подарком

Играет под ногами.


Она бывает серой,

Внизу и сверху – слякоть,

И хочется, поверьте,

От этой хмари плакать.


Она бывает долгой,

Короткой, долгожданной,

То теплой, то холодной.

Но всегда – прекрасной.



Сентябрьский денек


Дарит осень прощальный подарок,

День сентябрьский спокоен и жарок,

Лучезарное солнце играет,

И на зелени глаз отдыхает.

Над кустами дрожит паутина –

Как мне по сердцу картина!

Скоро птицы в полет соберутся

И осенние ливни начнутся,

А пока замирает природа

В ожиданье ненастной погоды.

Лишь на кроны берез ночью кто-то

Уронил второпях позолоту,

И березы стоят, как девчонки,

Распустив свои рыжие челки.



Золотая осень


Золотая нынче осень!

Просто глаз не отвести…

Не тревожат неба просинь

Ненасытные дожди.


Заалела кисть рябины,

Закружился в вальсе лист,

А листочки у осины

С ветерком танцуют твист.


Небо к ночи изменилось,

Загустела синева,

И к утру принарядилась

Белым инеем трава.


Солнце в ярком ореоле

За луной вослед спешит,

А в садах, в лесу и в поле

Золотой ковер лежит.



Конец октября


Какой чудесный день нам дарит осень!

Тепло и ярко будто в сентябре,

Деревья голы, но чиста у неба просинь,

Пылает солнце, словно на заре.


Природа ожила, как в старой, доброй сказке,

Качают тихо ели головой,

И обнаженные березы без опаски

О чем-то нежно шепчутся с травой.


Последние цветы в небрежной раме

Мазками яркими спасает красота,

Рябиновая кисть пурпурными плодами

Бросает вызов серости холста.




















21