«Система работы школы, обеспечивающая организационно-педагогические условия профессиональной самореализации учителя»
«Иди без устали вперед,
ибо это путь к совершенству».
Совершенствование уровня профессиональной компетентности - одно из основных направлений реформирования системы образования. Стимулирование самообразования и саморазвития педагогических кадров, оказания своевременной методической помощи является неотъемлемой частью для самореализации учителя.
С целью обновления содержания образования коллектив Государственного образовательного учреждения Луганской народной Республики "Артемовская специализированная школа № 8" участвует в экспериментальном исследовании по теме: «Система работы школы, обеспечивающая организационно-педагогические условия профессиональной самореализации учителя». Главной задачей эксперимента является стимулирование креативности, индивидуальности, конкурентоспособности, успешности педагога.
Наша школа работает над экспериментально - исследовательской деятельностью по теме: «Система работы школы, обеспечивающая организационно-педагогические условия профессиональной самореализации учителя», цель которого создать и апробировать модель управления развития и саморазвития личностно-профессионального потенциала учителя.
Тема нашего эксперимента актуальна и интересна, даёт возможность коррекции ценностно-целевых установок учителей, повышению их уровня информационной культуры, сознание необходимости методологической подготовки к инновационной деятельности, развитию компетенций, повышению квалификации, изменению стиля общения с учащимися и их родителями.
Педагогический эксперимент в школе является неотъемлемой составляющей современного образования. Его развитие требует создания инновационного образовательного пространства, в рамках которого будет происходить наиболее эффективное и органичное применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения,что дает каждому педагогу счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного саморазвития.
Проведение эксперимента переводит деятельность учителя на качественно новый уровень, требует от него приобретения новых, ранее не свойственных профессиональных компетентностей. Экспериментальная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, элементом долгосрочного прогнозирования и механизмом устойчивого развития отдельных учреждений образования и окружного образовательного пространства.
Работа педагогического коллектива школы тесно переплетается с методической проблемой: «Реализация стратегического направления современного образования, через развитие инновационного потенциала школы».
Задачи совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров, повышения их научного и общекультурного уровня решаются через систему методической работы. Еженедельные совещания, в виде «круглых столов», обучающих семинаров, тренинговых занятий, выступления на педсоветах помогают оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Педагоги школы апробируют и используют активные продуктивные технологии обучения, обеспечивающие развитие творчества, самостоятельного мышления школьников, формирующие умения и навыки: информационно-коммуникативные, проектные технологии коллективного творческого дела, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровьезберигающие технологии, игровые методы в обучении, обучение в сотрудничестве.
В школе создан стабильный, профессиональный коллектив учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Республики. Успех учителя достигается через развитие креативных качеств, готовность педагога к творчеству, самосовершенствованию и самореализации путем фундаментальных и всесторонних исследований в научно – методической работе. Результатами нашей работы стали: публикации на сайтах: "Форум педагогических идей «Урок», Методическом портале, «Мультиурок», «Инфоурок», «Готовим урок» на портале «Конспектека», на странице интернет-проекта «Копилка уроков-сайт для учителей». За последний год педагогический коллектив школы активно делится опытом своей работы на педагогических сайтах учителей в сети Интернет. Педагоги школы принимают участие в различных районных и республиканских конкурсах профессионального мастерства. Награждены дипломами, грамотами, сертификатами.
В школе ведется целенаправленная работа по созданию пространства творческого самовыражения, саморазвития, самосовершенствования личности педагога. В 2017 году коллектив авторов (Мезеря Л.А., Демиденко Т.В., Вязовская Н.А., Чепурченко О.А., Королева С.М.) стал участником конкурса проектов, организатором которого была Российская Академия образования, Институт консалтинга и развития образования, Саммит Всероссийской образовательной ассамблеи клуб «Успешный учитель» (г. Москва), награждены сертификатами участника и получили экспертное заключение председателя экспертной комиссии конкурса, кандидата педагогических наук, директора Института консалтинга и развития образования Пироговой А. Е.
Была опубликована и презентована работа школы «Реализация стратегии инновационного развития образования», вошла в каталог Министерства образования и науки ЛНР «Образовательные инициативы Луганской Народной Республики-2016». На августовской конференции «Развитие системы образования Перевальского района ЛНР о создании условий к эффективному результату» была представлена презентация экспериментальной работы школы.
Выступление на электронной педагогической конференции работников образования Перевальского района «Профессиональный апгрейд педагога в условиях перехода обучения на новые образовательные стандарты», учитель начальных классов Куликова Е.Н. поделилась опытом работы, какие современные технологии применяются при конструировании урока.
В текущем году Всероссийский сетевой педагогический журнал «Современный урок» и Издательская группа «Основа» приглашала учителей, преподавателей и воспитателей принять участие во Всероссийских педагогических конкурсах. Педагогический коллектив ГОУ ЛНР "Артемовская специализированная школа № 8" участвовал в Международном педагогическом конкурсе «Современный урок - 2017». 18 педагогов были награждены дипломами участника конкурса и дипломами, удостоверяющими авторство статьи во Всероссийском сетевом педагогическом журнале "Современный урок".
На основе инновационного метода «Фотобиеннале», в видео-формате на базе нашей школы прошли районные семинары-модули с элементами интеграции предметов. На семинаре учителей мировой художественной культуры, изобразительного искусства, трудового обучения, основ православной культуры был представлен творческий поисково-исследовательский проект-коллаж «Души обитель не теряет своего очарования», на семинаре учителей химии –«Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии средствами инновационных технологий».
Учителя имеют возможность на образовательных порталах знакомится с опытом, наработками других педагогов, принимать участие в конкурсах, форумах, публиковать свои разработки, транслировать собственный педагогический опыт. Учителя школы имеют хорошую методическую подготовку и принимают участие в различных профессиональных конкурсах, выставках, методических разработках (районном этапе конкурса «Технология – новый формат» (учителя технологии Иванова Е.Н., Боровик Г.С.),«Нестандартный урок»-10 учителей, в районной творческой группе по разработке методического пособия «Окружающий мир» (учителя начальных классов), разработке обучающей программы по декоративно-прикладному искусству «Технология айрис-фолдинг» (учителя технологии Иванова Е.Н., учитель музыки Ковалева Н.И.),в разработке практических работ для 2 класса, в виртуальном конкурсе «Калейдоскоп» по русской филологии), в конкурсе сценариев экологической агитбригады. Награждены сертификатами за участие в конкурсе «Актуальный опыт педагога»-10 педагогов, «Творческий учитель»-15 учителей. В дистанционной олимпиаде по ОПК Добрянковского управления образования приняла участие и получила сертификат Чепурченко О.А.
Самореализация педагога предполагает постоянное совершенствование, стремление к непрерывному творческому саморазвитию и совершенствованию.Одной из форм работы с одарёнными детьми является научно-исследовательская работа. В последние годы исследовательской работе по предметам уделяется большее внимание. Наша школа не однократно принимала участие в дистанционной защите научно - исследовательских работ "ПОИСК" Института консалтинга и развития образования города Москвы. В результате защиты работ учащиеся и учителя стали призерами и победителями конкурса. Результаты научно- практической конференции «Поиск»: I место Решетняк П. (рук. Королева С.М.) – секция биология, I место по литературе Алипова Д. (рук .Овчаренко Е.А.). Получили сертификаты участников и благодарности за работу Чепурченко А. и Щербинина А. – секция биология (рук. Королева С.М.), Талиманчук Ю. секция технологии (рук. Иванова Е.Н.), Сафонова М., секция естествознание (рук. Федосенко В.В.).
В минувшем учебном году 26 учащихся и педагогов награждены сертификатами за участие в разнообразных конкурсах районного и Республиканского значения.Творческая активность школьников проявляется участвуя в конкурсах различного уровня. Педагоги ведут систематическую работу по развитию творческих способностей детей в урочное и внеурочное время.
Исследовательская деятельность оказывает влияние на профессионально-квалификационный рост учителей. У педагогов повышается квалификация в области методологии и технологии исследований;
· возрастают инициатива и желание участвовать в различных творческих начинаниях;
· увеличивается роль самообразования;
· расширяется сфера обобщения и распространения опыта работы.
Это создает условия для развития профессиональной компетентности педагога, реализации его «горизонтальной» карьеры, и, следовательно, способствует повышению его квалификационной категории. Работа над экспериментом дает возможность развитию, усовершенствованию профессионального педагогического творчества, мастерства учителя, повышение педагогической культуры и педагогической техники, овладению инновационными методами обучения и воспитания.
Результат – это создание стратегии развития педагогического коллектива школы, повышение уровня не только профессионального мастерства учителя, а и повышение уровня учебных достижений учащихся. У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.