СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по формированию и развитию трудовых навыков ведения домашнего хозяйства на уроках ОСЖ, как одно из направлений формирования жизненных компетенций обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки ОСЖ учат умению планировать свои действия, исходя из ситуации – всё это положительно влияет на психологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, вселяя в них уверенность в завтрашнем дне и позитивное восприятие любых проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Просмотр содержимого документа
«Работа по формированию и развитию трудовых навыков ведения домашнего хозяйства на уроках ОСЖ, как одно из направлений формирования жизненных компетенций обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями»

Работа по формированию и развитию трудовых навыков ведения домашнего хозяйства на уроках ОСЖ, как одно из направлений формирования жизненных компетенций обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)

Практика показывает, что многие обучающиеся с умственной отсталостью при выпуске из школы оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Причем не только в плане социальной адаптации, когда наблюдается тенденция к частой смене работы, трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни, проблемы с распределением бюджета, но и возникают бытовые проблемы, связанные с неумением выполнять домашнюю работу и рационально вести хозяйство. Чаще всего такие ситуации складываются из-за того, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети имеют низкий уровень знаний об окружающей среде; не умеют продуктивно общаться с людьми и взаимодействовать с окружающими на равных, эмоционально-поведенческие особенности; не умеют применять полученные умения и навыки в новых условиях; несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности.

Формирование жизненных компетенций обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) обеспечивают все предметы, входящие в учебный план. Направленное же формирование компетенций осуществляется в ходе занятий ОСЖ.

На уроках ОСЖ обучающиеся усваивают систему знаний, умений и навыков, необходимых детям с УО для самообслуживания, организации быта и ведения хозяйства в собственном доме, установления коммуникативных связей с окружающими людьми и интеграции в общество с соблюдением требований и правил социума. Это очень важно, так как такой опыт дети с ограниченными возможностями здоровья могут и не получить в своих семьях, потому что зачастую семьи, являются неблагополучными. Иногда у выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Уроки ОСЖ учат умению планировать свои действия, исходя из ситуации – всё это положительно влияет на психологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, вселяя в них уверенность в завтрашнем дне и позитивное восприятие любых проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Можно сказать, что занятия курса направлены на социальную реабилитацию, позволяющую учащимся усвоить знания, умения и навыки, необходимые для существования дома в кругу семьи, в школе, в окружающей социальной среде.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.

2.Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

3.Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.

6.Вадно сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.

7.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.

8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.

9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.

10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название « Бюро добрых услуг»,

Основное место для эффективного обучения занимает оборудование и материально-техническая оснащенность