СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по формированию коммуникативных умений обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе освещены виды речевой деятельности, проблемы коммуникативной культуры и этапы развития речевой коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Работа по формированию коммуникативных умений обучающихся»

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка





Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Следовательно, возникает необходимость поиска условий, при которых развитие речи при изучении морфологии будет максимально эффективным и обеспечит готовность учеников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11-20% учебного времени.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание» («Концепция модернизации Российского образования»).

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт между людьми для общения и поддержания оптимальных отношений:

  • формулировать высказывание, используя термины;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение, так как наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Развитие речи должно стать главной задачей уроков русского языка. Необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Виды речевой деятельности

Во всех нормативных документах последних лет подчёркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность понимать чужую речь, письменную и устную (умения читать и слушать), а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли (умения говорить и писать).

Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение, слушание, письмо, чтение.

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли

Специальные психолого-педагогические исследования показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи.

Функциональная грамотность

В настоящее время грамотность стала пониматься широко - как грамотность функциональная, то есть прежде всего как способность человека извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной личной, профессиональной и общественной жизни.

Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределённости. Коммуникативная компетенция является определяющей при обучении родному языку и строится с учётом законов речепорождения в разных ситуациях и сферах речевого общения на основе понимания необходимости управлять речемыслительной деятельностью при аудировании и чтении, говорении и письме.

Сегодня основная деятельность педагогов, работающих в среднем и старшем звене, в основном направлена на подготовку обучающихся к различным экзаменам в виде письменного тестирования. И неоправданно мало учебного времени отводится на развитие устной речи обучающихся.

Какие же проблемы коммуникативной культуры выделяют сами учащиеся?

  • свободно выступать перед классом;

  • строить связанное высказывание по опорному конспекту;

  • анализировать и делать вывод;

  • удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала.

Также существуют затруднения в межличностном общении в процессе обучения:

  • внимательно слушать одноклассника;

  • не перебивать выступающего, чтобы высказать свое мнение;

  • принимать, отличное от собственного мнения, мнение одноклассников.

Все вышеперечисленное приводит к определенному дискомфорту, который испытывают школьники во время учебных занятий, что напрямую связано с недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями.

По мнению учителей, большинство ребят испытывает следующие трудности в построении монологической речи:

  • неумение логично и связанно построить высказывание;

  • неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;

  • небольшой словарный запас;

  • ограниченность в использовании выразительных средств;

  • односложность ответов;

  • неумение выражать мысль своими словами;

  • неумение слушать и слышать одноклассников.

Перед учителем стоит задача: развитие коммуникативных универсальных учебных действий в процессе учебного занятия, независимо от преподаваемого предмета.

Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивает ее, овладевая речевой деятельностью.

Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:

  1. специальная система ситуативных упражнений;

  2. использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;

  3. использование учебных ситуаций общения;

  4. обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;

  5. формирование умений систематизировать материал;

  6. умение работать в команде, группе и др.

Речевая компетентность ученика формируется через:

- обучение содержанию предмета;

- развитие прикладных исследовательских умений;

- развитие социально-коммуникативных умений;

- личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.


Основные формы учебной коммуникации на уроке можно разделить на монологические и диалогические.

К монологическим относится выступление с подготовленной речью, ответ у доски, рассказ, пересказ, сообщение, аргументация, доказательство и опровержение.

К диалогическим формам речевой коммуникации можно отнести: эвристическую беседу, учебное взаимодействие между учителем и учеником, учебное взаимодействие между обучающимися при организации групповой и парной работы, дебаты, дискуссию, ролевую игру, театрализацию, различные турниры, защиту проекта.

Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:

На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.

На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие уровни:

- языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

- речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей;

- дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умение управлять им;

- культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;

- риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.

Для развития коммуникативной компетентности обучающихся необходимо ориентироваться на развивающуюся и личностно-ориентированную технологию обучения. При этом необходимо в ходе проведения урока гармонично чередовать субъектно-субъектный и субъектно-объектный стили педагогического общения, создавать естественные ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном уважении отношения между учителем и учеником. Осуществлять деятельностный «режим» обучения: общению учим в общении. Использовать методы активного, развивающего обучения. Аспект знаний, приобретаемый учеником и учителем, должен носить личностно-ориентированный характер, предполагающий право на творчество, на ошибки в процессе творчества.

Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том числе личностного роста и социализации учащегося, зависит не только от путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от качества их реализации педагогом в профессиональной деятельности. Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса является совместная образовательная деятельность его субъектов, педагога и учащихся, которая носит дискуссионно-эвристический характер, а также наличие обратной исследовательско-творческой связи. В современной науке такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.

Обучение связной речи на уроках изучения морфологии

Морфология в курсе русского языка наиболее значительная его часть, которая изучает части речи, изменение слов, состав слова. Морфология в курсе изучается с 1 по 7 классы.

Структура курса такова, что она позволяет организовать изучение морфологии на синтаксической основе и осознать учащимися функциональную роль средств морфологии: так, лишь в предложении и словосочетании становятся понятными значения падежных форм имён существительных, прилагательных и т.п. Морфология в школьном курсе служит основой также для работы над культурой речи учащихся, над исправлением ошибок». Изучению морфологии придаётся огромное значение.

Одна из важнейших задач школы в области лексики и грамматики – научить детей ориентироваться в той массе слов, с которой они имеют дело постоянно в своей речевой практике. А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.

В процессе изучения частей речи учащиеся знакомятся с их грамматическими формами и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей. Объединяются и различаются части речи по своим грамматическим категориям, по способу изменения и по роли в связной речи.

Работа над частями речи всё время сочетается с лексическими и синтаксическими упражнениями.

В процессе изучения частей речи учащиеся усваивают многие грамматические нормы литературного языка. Например, дети учатся правильно употреблять формы рода существительных; правильно изменять существительные по падежам и числам; не изменять несклоняемые существительные. Учащиеся усваивают нормы согласования прилагательных с существительными. Изучение частей речи полезно использовать и для знакомства детей с нормами произношения.

Части речи охватывают большое количество слов, которые образуют словарь русского языка. Поэтому создаются довольно широкие возможности для выяснения лексических значений слов, для обогащения словаря учащихся.

Давая понятие о прилагательных, целесообразно продемонстрировать, как богат наш язык словарными средствами для обозначения самых различных качеств и их вариантов. Для тех же целей более точного словоупотребления большое значение имеет словообразовательная работа: выяснение роли суффиксов, приставок в образовании оттенков в значении слов. Целесообразно чаще давать учащимся составлять с подобными словами словосочетания и предложения.

Изучение глагола позволяет попутно уточнить значение некоторых глаголов, часто употребляемых неправильно. Эту ошибку дети допускают часто. В процессе изучения глагола учащиеся познакомятся со стилистической ролью его отдельных грамматических форм. К.Д. Ушинский, как известно, рекомендовал как эффективный методический приём замену учащимися одного времени другим в рассказах. Этот приём отчасти используется в современных учебниках.

Работа над словосочетанием и предложением.

Работа над словосочетанием и предложением проводится на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения.

Практикой установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании. При изучении темы “Глагол” важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например: касаться (чего?), прикоснуться (к чему?), вслушаться (во что?), прислушиваться (к чему?), удивляться (чему?), удивлять (кого? чем?), радовать (кого? чем?), радоваться (чему?), беспокоить (кого? чем?), беспокоиться (о ком?).

Специального внимания требуют глаголы, при которых учащиеся неправильно употребляют предлог с падежными формами существительного:  идти (куда?) в школу, в сад, на завод; идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы, от товарища; идти (где?) по дороге, лесом, мимо школы, около дома.

Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.

В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Упражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

Группа конструктивных упражнений очень разнообразна.

1. Восстановление предложений из разрозненных слов.

2. Постепенное, ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.

3. Соединение простых предложений в одно сложное.

Приведенные формы конструктивных упражнений выполняются на уроках русского языка как в связи с грамматическими темами, так и в ходе подготовки к творческим работам.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий. Школьники составляют предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлению предложений:

1) дается тема для составления предложения:

2) дается картинка – предметная или сюжетная; предложение составляется по картинке.
3) опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь.

Одна из характерных и замечательных особенностей глагольного слова – его организующая, конструктивная роль в предложении.

В результате изучения темы “Глагол” учащиеся должны не только распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм.

При анализе текстовых функций глагольной лексики учащимся раскрывается эстетическая сторона родного языка, они начинают понимать, что хорошо знакомые слова могут приобретать магическую силу воздействия на мысли, чувства и воображение слушателя (читателя).

Работа над вторичными текстами

Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.

Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому подобное. Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

Опыт работы

В  своей  работе  использую  информативные и игровые технологии,  личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.  Все  это  помогает  понять ученикам,  что  овладев  тем  или  иным  речевым  умением,  они  расширяют  свои  возможности  общаться  и  воздействовать  на  других  людей (вызывать  у  них  какие-то эмоциональные  переживания  и  пр.),  что  владение  речью  необходимо  для  самовыражения,  для  утверждения  своего  бытия  в  мире, и  тогда  они почувствуют  радость  творческого  роста  и  самосовершенствования.

Главное  внимание  на  своих  уроках  уделяю  тексту, поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста.

 В  свою  работу  включаю  следующие  основные  виды  работ. 

-  Работа  со  зрительной  опорой.    

Как  правило,  в  качестве  зрительной  опоры  используются комиксы,  какие-то картинки,  фотографии.           

 Виды  работ  со  зрительной  опорой:  а) устный  диалог; б) устный  рассказ;  в) письменный  рассказ.

-  Творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений: читательские,  жизненные, фантазийные

-   Устные  дискуссии.

Основная цель этой работы – научить  слушать и  слышать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их.

-  Устная или  письменная газета.

-  Языковые игры: «Корректор»,  «Вставь слово», буриме, продолжи рассказ  по  его  началу, собери  текст, распространи  предложение, найди третье  лишнее   и др.

- Минутки  поэзии.     

-  Мини-изложения, мини-сочинения.

-  Творческие  диктанты  на  основе  картин.  

- Пересказ художественного  текста  от  лица  героя.

   - Сообщения.

- Театрализованные сценки, спектакли.

Формы  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная. 

Для  развития  речи учащихся   очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, - важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и, конечно же,  речь  самого  учителя.  Необходимо  обращать  внимание на  удачные  образцы  речи  самих  детей.

Результативность.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах. Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и  с удовольствием  идут  на  эти  уроки.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.

Обучение родному языку имеет надпредметное значение. В результате обучения школьники должны научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, к сотрудничеству. Обучение должно способствовать увеличению словаря школьников; расширению круга используемых речевых и языковых средств; совершенствованию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворению познавательных интересов. Выпускник школы должен быть готов к самовыражению и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни государства.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!