Межрегиональный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Курская область
Горшеченский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Удобенская средняя общеобразовательная школа»
Возрастная категория: обучающиеся 5-8 классов
Номинация: «Лучшая работа по историко- церковному краеведению»
Название работы: Храм Иконы Казанской Божьей матери
Исследовательская работа на тему
«История храма Казанской иконы Божией Матери»
Автор: Кононов Александр Дмитриевич
Руководитель: Сидорова Оксана Викторовна
Курск, 2023
Содержание
Введение ……………………………………………………3-5.
Глава 1 История образования села и Храма …………….6-9
Глава 2 .Храм казанской иконы Божией Матери ………9-12
Глава 3. Икона Казанской Божией Матери. ……………..12
Заключение…………………………………………………12-14
Список литературы ………………………………………..14
Примечания …………………………………………………14-15
Приложения…………………………………………………16-27
Введение
Любите, дети, старину
С её былинными веками,
С её столетними Церквами,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину!...
Любите Русь- святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!...
Любите, дети, свой народ!
Сейчас молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Наши предки оставили нам богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и, самое главное, культурные памятники, которые мы, молодое поколение, должны сохранять и беречь. На территории нашего района сохранились культурно-исторические памятники 18-20 веков. В 20-30 годы 20 века исчезли навсегда прекрасные памятники архитектуры церковного зодчества в селах нашей области и всей страны. Но двери храма Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ были открыты для верующих и в роковые 30-е прошлого века, и в военные 40-е. Пережила ключёвская церковь не только сталинские, но хрущёвские антирелигиозные гонения. До 1917 года на территории современного Горшеченского района было 30 храмов. К 1988 году, в котором началось духовное возрождение нашего отечества, лишь в четырёх храмах нашего района совершались богослужения. Одним из них был Казанский храм в селе Ключ.
Сейчас не часто встретишь информацию об истории сооружения, времени строительства живых памятников истории. Меня эта страница истории заинтересовала, и я решил заняться исследованием истории храма Казанской Божией Матери и архитектурными особенностями церкви, одного из старейших архитектурных памятников нашего района.
Тема исследовательской работы –
«История храма Казанской иконы
Божией Матери»
Цель исследовательской работы –
изучить историческое прошлое и настоящее храма Казанской Божьей Матери и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о возведении православного храма в селе Ключ.
Изучить историю храма.
Проанализировать отношение населения к церкви.
Формировать духовно- нравственные качества у подрастающего поколения
Объект исследования: основные моменты истории села Ключ и храма Казанской иконы Божией Матери
Предмет исследования: история храма казанской иконы Божией Матери
Актуальность.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотел написать в своей работе.
Новизна исследовательской работы
заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Проблема:
что является причиной рождения храма в селе Ключ?
Гипотеза:
в результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории развития храма в селе Ключ, обосновать даты его строительства и выявить роль храма в жизни жителей села.
При написании работы были использованы архивные материалы, материалы книги священника Владимира Русина «История храма Казанской иконы Божией Матери», материалы школьного музея, статьи из районной газеты «Маяк», а также воспоминания старожилов села.
При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, с архивными источниками, экскурсия, беседа, наблюдение.
В своей исследовательской работе я попытался узнать историю Церкви Казанской Божьей Матери. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов села мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о его буднях и праздниках.
Глава 1. История образования села и Храма.
В час, когда беда стучится в двери,
В час, когда в спасение не веришь,
Испокон взывали на Руси:
Пресвятая Богородица, спаси!
Первый исторический очерк о селе Ключ составил священник Иаков Николаевич Богомолов. В 1864 году он был определён в Ключёвскую церковь, а в 1867 году в «Воронежских епархиальных ведомостях» появилось подробное описание села и прихода.[1] Там же указывалось, что раньше село называлось Дубинино. Название Ключ было взято из-за множества водных ключей, находящихся вблизи села.
Первая деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы была построена в селе Ключ в 1730 году. К этому времени здесь проживало около тысячи человек.
Во второй половине 18 века на одном из сельских колодцев чудесным образом явилась Казанская икона Божией Матери, впоследствии ставшая известной далеко за пределами ключёвского прихода и почитавшаяся как чудотворная. Ежегодно в июле на престольный праздник к обретённой святыне прибывало огромное количество народа.[2] Столько паломников не могла вместить маленькая церковь. В начале 1790 годов ключёвский приход относился к церковному округу, где благочинным был настоятель Троицкой церкви слободы Стрелецкой в пригороде Старого Оскола. Этот благочинный, «благоговея к чудотворной иконе», устыдил ключёвцев за маленький храм и призвал их к строительству новой церкви , которая приличествовала такой святыне. На время постройки он забрал икону в Стрелецкую слободу, где она пребывает и по сей день.
В 1794 году началось строительство нового храма, а освящён храм был в 1803году[3], когда село уже входило в состав Нижнедевицкого уезда Воронежской области.
В период строительства несколько раз Казанскую икону приносили в Ключ на праздник. Но когда, по завершению всех работ, жители Ключа обратились в Троицкий храм слободы Стрелецкой с просьбой вернуть им её насовсем, они получили отказ. В ответ на жалобу ключёвцев Курский епископ Феоктист благословил их лишь снять копию с некогда принадлежавшего им образа. Историк Фёдор Поликарпов свидетельствует, что в начале 20 века копия эта свято чтилась в Ключе. А оригинал пользовался большим почитанием среди жителей Старого Оскола и окрестностей.[4]
А жители Ключа смирились с потерей , и Пресвятая Богородица не оставила их без своего покровительства. В 1866 году, когда в окрестностях свирепствовала холера, ключёвцы обошли село со своей новой храмовой Казанской иконой, отслужив пять молебнов. На пути, ведущем в Старый Оскол, они отслужили молебен Казанской иконе Божией Матери, а на пути в Воронеж- святителю Митрофану, на пути в Задонск- святителю Тихону, на четвёртой стороне- святителю Николаю, а в центре села- водосвятный молебен Спасителю с коленопреклонением. «во время холеры в селе холерическою болезнию не померло ни одного, а больных не более было по всему селению пятнадцати человек. Так покровительствует нам Заступница казанская!»[5]- восклицал священник Иаков Богомолов. Он же с сожалением констатирует, что в начале 19 века « с утратою чудотворной иконы нравственное состояние ключёвцев стало упадать, усердие прихожан к церкви стало охладевать. В праздники и посты в церковь начали приходить очень немногие.»[6] Но с 1830 года местное общество пошло на поправку, в 1867 году отец Иаков мог уже воскликнуть: «А ныне, благодарение Господу Богу, нравственность ключёвцев в некоторых отношениях даже похвальна…И в малый праздник храм бывает всегда полон народа»
В начале 19 века к ключёвскому приходу относились 150 дворов. Священник Иаков Богомолов скончался в 1899 году. В начале 20 века в храме служили священник Василий Данков и псаломщик Иван Станков. Период истории с начала Первой Мировой войны и до коллективизации остаётся малоизученным. Приходская жизнь 1930 годов нашла отражение в районной газете, где несколько раз публиковались статьи антирелигиозного характера. В середине 1930 годов прихожане храма села Ключ сохраняли старинную традицию. В середине лета они приглашали в свои дома священника для служения молебна. Отец Даниил Басов обходил все сёла прихода с храмовой иконой, поздравляя крестьян с праздником. Однако встречали его селяне уже не без боязни, да и приглашали занести икону уже не в каждый дом. В 1936 году священник был арестован за «систематическую контрреволюционную, провокационную и явно выраженную фашистскую пропаганду». В 1937 году он был осуждён на 6 лет лишения свободы. Реабилитирован в 1992 году. Но и после ареста священника Даниила Басова богослужения в Ключе продолжались. Даже в местной прессе можно найти свидетельство, что на Пасху 1937 года служба в храме совершалась. И церковь посещали не только «тёмные старушки», но и советские школьники. Официально храм в Ключе был закрыт в августе 1940 года. Но в период оккупации богослужения в нём возобновились. Известно, что служил здесь в 1942- начале 1943 годах священник Дмитрий Гребёнкин.
В архивных документах имеются сведения, что в 1946- 48 годах в селе Ключ служил иерей Николай Иваницкий. В приходских документах 1950 года встречается имя священника Фёдора Пруткова. В 1958 году настоятелем ключёвской церкви был протоиерей Тихон Баронин, в 1962 году в храме служил Василий Дегтярёв. Среди священников второй половины 20 века нужно отметить иерея Александра Хайминова, чьё имя можно встретить в документах 1963 года.
11 июля 1988 года в Ключе побывала комиссия из Управления культуры по Курской области. По итогам их работы была составлена «Опись культового имущества, находящегося в пользовании религиозного объединения Казанской церкви»[7]. Члены комиссии признали, что условия их хранения в храме удовлетворительные. В сентябре 2003 года ключёвский храм пострадал от стихийного бедствия. Ураган сорвал крышу. Купола были восстановлены, но не так искусно, как прежде.
Конечно, современный вид Казанской церкви далёк от того, который видели местные жители в начале 19 века. Уже через 20 лет после первого освящения храма возникла необходимость в «исправлении церковных ветхостей». В 1830 году храм был «вновь внутри окрашен и расписан живописью».[8] А через 11 лет начался капитальный ремонт церкви, завершившийся лишь к 1862 году. В том же году храм был заново освящён. С 1903 по 1905 годы производилась перестройка церкви, в результате которой здание было значительно расширено. Храм, спрятанный вместе с прочими сельскими постройками в низину, не так часто попадал в поле зрения ярых богоборцев, потому и не подвергся разрушению, хотя время его не щадило.
Глава 2. Храм Казанской иконы Божией Матери
в настоящее время.
Весной 2009 года в Ключ был назначен священник Александр Каримов. Уже в первый год своего настоятельства он приступил к ремонту колокольни, превратил в жилой дом неуютную сторожку. Затем подвёл к церкви газ и смонтировал систему отопления. По свидетельству Дарьи Маклаковой, посвятившей истории ключёвского храма свой доклад на конференции «Знаменские чтения» в 2014 году, « за достаточно короткий срок батюшка Александр и матушка Наталия смогли расположит к себе жителей села…Искреннее тепло человеческих сердец привлекло не только людей старшего возраста, но и подрастающее поколение»[9]
В 2011 году в село Ключ из Москвы прибыла съёмочная группа документального фильма «Флавианы» во главе с автором сценария и режиссёром протоиереем Александром Ториком, тем самым, который написал популярную серию книг о сельском священнике Флавиане, неутомимо приводящем ко Христу всё новых и новых «словесных овец». Документалисты решили показать, что не перевелись ещё флавианы на Руси. В фильме приняли участие столичные священники: игумен Киприан, протоиерей Георгий Бреев, иеромонах Дионисий. Но и на их фоне наш «ключёвский флавиан» не потерялся. В кадр попали и некоторые прихожане.
Через год Александр Каримов принял участие ещё в одном документальном фильме «Кунье небесное». Это был проект Покровского храма в селе Кунье. Именно отец Александр произнёс ключевую фразу, выразившую главную мысль фильма: Лучшая работа- это служить Богу».
В 1910 году на святой горе Афон специально для Казанского храма в селе Ключ была написана большая икона святого великомученика Пантелеимона Целителя. Об этом свидетельствует памятная надпись на оборотной стороне образа: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в Русском святага великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в Казанскую церковь села Ключ в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящихся перед Его образом».
В настоящее время эта икона- одна из главных святынь ключёвской церкви. В 2011 году икону реставрировали в Курске. Благодаря этому об иконе узнали за пределами прихода. И с 2012 года по благословению митрополита Германа икона ежегодно в дни Великого Поста приносится на поклонение в Курск и Курчатов. Курские журналисты уже назвали ежегодное принесение в город ключёвской святыни «доброй традицией».
[10]Многие жители областного центра полюбили этот образ, а через него и храм. Бывает в Ключе в гостях настоятель Успенского храма г.Курчатов протоиерей Роман Братчик. Особенно его ждут в селе на престольные праздники и Соборование, которое совершается в храме в дни Великого поста.
Возрождается в приходе ещё одна традиция. В дни престольных праздников (21 июля и 4 ноября) на площадке перед храмом после завершения Божественной Литургии и крестного хода разворачивается маленькая ярмарка и начинается концерт. В них активное участие принимают жители села. В концертной программе звучат душевные песни и стихи.
Уже несколько архипастырских визитов в село совершил епископ Паисий(Юрков), с августа 2014 года возглавивший новообразованную Щигровскую епархию.
«В этом древнем храме чувствуется молитвенный дух»[11] отметил владыка в своей проповеди после Божественной Литургии в день престольног праздника 4 ноября 2015 года.
Настоятелю приходится заботиться и о том, чтобы молитва под сводами храма не угасла, и сами своды не рухнули. Конечно же, человеческих сил для восстановления «церковных ветхостей» не хватает. Но Господь посылает Свою помощь через добрых людей, не позволяя отчаиваться. Как- то в конце 2011 года отец Александр получил посылку от итальянской фирмы «Аристон Термо Русь». А в ней два газовых котла, необходимых для отопительной системы храма. Теперь в тёплом храме и зимой можно вести ремонтные работы. Однако, ремонт- это не самое главное. Вокруг церкви собираются люди, для которых молитвенное общение с Богом является насущной необходимостью. Собирается церковная община. В 2016 году священник Александр Каримов был возведён в сан протоиерея.
Одним из главных для села Ключ церковных праздников является престольный праздник, который отмечают 4 ноября, День Казанской Божьей Матери. Престольный праздник – это память о святом или каком- либо событии. То есть, если храм (его престол) освящен в честь святого, то в тот день, когда по церковному календарю припадает святой, служится торжественное богослужение. Так заведено, что в Ключе к этому празднику хозяйки очень тщательно готовятся. Все годы село хранила и оберегала Икона Казанской Божьей Матери.
Глава 3. Икона Казанской Божьей Матери.
Икона Казанской Божьей Матери – это изображение Пресвятой Богородицы и Спасителя, стоящего слева от нее. Правая рука Христа воздета в благословении, а голова Богоматери чуть наклоненная к Сыну Своему.
Казанская икона Божьей Матери на Руси пользуется особым почитанием. Икона Казанской Богоматери присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы есть и в каждой верующей семье, поскольку икона эта имеет особую силу.
Иконой Казанская Божья Мать благословляют молодых, идущих к венцу, также икону Казанской Богоматери вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик озарял и оберегал ребенка. Просят у иконы Казанской Божией Матери об исцелении от недугов, а также о семейном счастье и благополучии.
Защитила Казанская икона Божьей Матери Россию от гибели и в Великой Отечественной войне. По научению Божией Матери, явившейся патриарху Александру III, чудотворную икону Казанской Божией Матери обнесли вокруг осажденного Ленинграда. Город выстоял.
Ныне чудотворная икона Казанской Божьей Матери стоит в пережившем блокаду городе.
К Казанской иконе Божьей Матери чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.
Заключение.
Данное исследование – это попытка в общих чертах рассмотреть историю возникновения и развития храма Казанской иконы Божией Матери с момента его основания и до наших дней.
Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках истории, краеведения и основ православной культуры, а также в воспитательной работе.
В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой родины и его духовному возрождению.
Изучив документы и литературу, я стал лучше ориентироваться в духовном наследии нашего народа.
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли на рождение и возрождение Храма в селе. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней будет стоять и наша страна.
Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне
Практическая значимость
собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.
Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа и бережно относились к вере своих предков.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Николай Мельников.
Список литературы:
Карташов В.А. Очерки по истории русской церкви», с 133.
Рудин.В. Ключ. История храма Казанской Божией Матери, Старый Оскол, 2016.
Теоретические проблемы исторических исследований. М., 1998. Вып.1.
Троицкий Н.А. Лекции по русской истории. Саратов, 1994.
Интернет-ресурсы
http://www.bibliotekar.ru/r
Примечания:
[1]-Богомолов Иаков, священник. Село Ключ.//Воронежские епархиальные ведомости.1867 г.№18.неоф.часть.-с.587-597.
[2]-Богомолов Иаков, священник. Село Ключ…-с.589-590.
[3]-Поликарпов Фёдор. Историко- статистическое описание церквей и приходов Нижнедевицкого уезда Воронежской губ.// Воронежская старина. Выпуск 6. Воронеж. 1907.- с.30.
[4]-Поликарпов Фёдор. Указ.соч.
[5]- Поликарпов Фёдор. Указ.соч.- с.593.
[6]-Богомолов. Указ.соч.
[7]- Архив Курской Епархии. Опись культового имущества, находящегося в пользовании религиозного объединения Казанской церкви с.Ключ Горшеченского района Курской обл.л.1
[8]- Поликарпов Фёдор. Увказ.соч.-с.30.
[9]-Маклакова Д.В., Василевская Л.А. Православие в Горшеченском районе: прошлое, настоящее, будущее. http://www.xn- -7sbbtgha7begew9a9jh.xn-p1ai/znamenskie_chteniay/2014images/pdt/010-016.pdf.
[10]-http://www/-курская-епархия.
[11]-http:щигровская- епархия.