СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа по программе воспитания: результаты, проблемы, перспективы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад по программе воспитания -Каким должен быть современный человек; к чему ведет современное образование;

Просмотр содержимого документа
«"Работа по программе воспитания: результаты, проблемы, перспективы"»


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»









(совещание при директоре)



Подготовила воспитатель: Никулина С.И.

















Март, 2023г.

Для системы образования вопросы воспитания всегда были и будут в центре внимания. Каким должен быть современный человек? Ошибочным является распространенное мнение о том, что человек имеющий компьютер и мобильный телефон, может называться современным. Современным человеком может считаться тот, кто не растерял способность сопереживать другим людям. Он умеет ценить дружбу, добивается поставленных целей, стремится узнать больше нового, развивается духовно. Современный человек должен быть воспитанным, тактичным. Такая личность является олицетворением мыслей, образа жизни и состояния души. Именно тот, кто не стоит на месте, пытается развиваться, идти в ногу со временем и соответствовать его стандартам, способный адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельный с твердой гражданской позицией, является современным человеком.

Современное образование ведет к смене приоритетов в деятельности воспитателя, главное не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска обучающегося. Я уверена, что программа воспитания работает именно на это. Независимо от расположения образовательной организации. Специфика нашей школы в том, что мы – маленькая школа, в которой обучаются дети с ОВЗ. Это затрудняет многие моменты в работе. Наши дети – такие же граждане РФ, и зачастую мы сталкиваемся с тем, что, воспитывая вроде бы одни и те же ценности и ориентиры в современной молодежи, каждая школа ставит свою цель и пишет свою программу. В итоге получая, разного уровня воспитания обучающихся. Процесс воспитания в школе представлен в форме модулей. Так, инвариантные модули реализуются в каждой школе, они остаются неизменны. А вариативные - каждая школа выбирает свои. То есть мы включили в свою программу те модули, которые помогут нам реализовать воспитательный потенциал, с учетом имеющихся у нас кадровых и материальных ресурсов. Этот принцип делает программу открытой, гибкой, удобной в использовании.

С программой очень удобно работать. Изучив все методические рекомендации по написанию программы воспитания, рабочая группа школы выбрала именно те направления воспитательной деятельности, отвечающие конкретно укладу нашей школы, менталитету, воспитательным традициям. Мы пришли к выводу, что в ней сохраняется ресурс свободы. Мы смогли добавить «свое», отказаться от «ненужного»

Самым важным ключевым моментом является единство цели. Цель одна - ничего придумывать не нужно.

Воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива, который на основе цели реализует ряд задач. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги - энтузиасты.

Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.

В-третьих, ФГОС обязывает, по-новому, рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.

В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

Реализация на практике этих относительно новых требований ФГОС происходит не всегда просто.

Особенности программы:

«Программа-конструктор». Программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. На ее основе каждая образовательная организация может собрать свою собственную рабочую программу. Школа может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо – добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую она будет осуществлять в сфере воспитания.

«Одна школа – одна программа». На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы, и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.

«Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье1. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.

«Деятельностный характер». Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность

«Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

Структура программы. Программа состоит из пяти основных разделов.

1-й раздел «Особенности реализуемого в школе-интернате воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).

2-й раздел «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

3-й раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных целей и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Ценности человеческой жизни. Безопасность жизнедеятельности», «Организация предметно-эстетической среды», «Экскурсии».

4-й раздел «Основные направления программы воспитания». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления.

5-й раздел «Приложение. Календарный план воспитательной работы»

Рабочая программа воспитания - короткая и внятная, содержит конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к текущему учебному году.

Результатом реализации рабочей программы воспитания должна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания! Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации.

Таким образом, в школе реализуется программа воспитания. Из выше сказанного можно сделать вывод: на пути ее реализации встречаются положительные моменты, есть и сложности, есть над чем задуматься, есть над чем работать.













Список литературы:

1.Селевко Г.К., Басов А.В. «Новое педагогическое мышление»- Ярославль,1991 год.

2.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. «Программа воспитательной работы в школе».

3.Апробация примерной программы воспитания. Проект. М.,2019





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!