СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по самообразованию «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях по искусству»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по самообразованию «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях по искусству»»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 84 г.Минска»






Работа по самообразованию

«Эффективность использования

информационно-коммуникационных технологий

на учебных занятиях по искусству»




Подготовил

учитель искусства

Суходолец Светлана Ивановна









Минск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………….............................................3-6

ГЛАВА 1. Сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения учебного предмета «Искусство»........................................................................................................7-13

1.1 Понятие ИКТ........................................................................................7-8

1.2 Цели использования ИКТ в изучении искусства..………………..8-10

1.3 Методические рекомендации при использовании на учебных занятиях по искусству ИК-технологий……………………………………..10-13

ГЛАВА 2. Использование возможностей системы Интернет для применения ИКТ на учебных занятиях и во внеклассной работе по искусству……………………………………………………………………...14-22

2.1 Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания искусства.…..14-19

2.2 Использование возможностей Интернета на учебных занятиях по искусству…………………………………………………………………..….19-22

ГЛАВА 3. Влияние ИКТ на эффективность и результативность работы учащихся на учебных занятиях и во внеклассной работе по искусству….23-27

3.1 Преимущества и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий на уроках………………………………...23-24

3.2 Контроль знаний, умений и навыков учащихся…………………24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………….28-32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………….....33


 






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Время стремительно и быстротечно. Наиболее заметен его бег, когда анализируешь перемены, которые происходят в нашей жизни. Прежде всего это связано с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Каких-то двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница, коммуникация же осуществлялась лишь путем переписки и отправки друг другу писем. Но уже к концу XIX века появилась печатная машинка, телефон, затем другие электронные технологии, основанные на использовании электрических печатных машинок, копировальных машин и др. Все эти перемены повысили эффективность и скорость обработки информации, так же это коснулось качества и стоимости. Но и это не все: наука и техника, шагая совместно, рука об руку развивались, и в дальнейшем это способствовало появлению сначала огромнейших ЭВМ, а затем маленьких, но удобных и эффективных ноутбуков, нетбуков и планшетов.

Современную жизнь мы уже не представляем без информационно-коммуникационных технологий. И если цель нашей педагогической деятельности – формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, учитель нового поколения должен использовать компьютер и компьютерные технологии в своей деятельности. ИКТ становятся необходимым компонентом учебного занятия по искусству в современной школе.

Работая учителем по предмету «Искусство» («Отечественная и мировая художественная культура»), я пришла к выводу, что действительно, применение ИКТ очень необходимо в процессе обучения. Как и большинство педагогов, при подготовке к урокам я столкнулась с нехваткой материалов: методических пособий, дидактического материала, репродукций картин, фотографий т.д. Построить урок без этого было очень сложно, практически невозможно, тем более начинающему педагогу. Подготовка к урокам у меня занимала много времени. Впоследствии, готовясь к урокам, для экономии времени и обеспечения наглядности я начала делать презентации, опираясь на уже готовые в интернете, находить на различных сайтах видеофильмы, в том числе, с анимацией, видеофрагменты уроков, аудиозаписи, тесты и т.п.

В кабинетах, актовом зале, где проходят учебные занятия по искусству, имеются телевизор, дивиди-проигрыватель, экран, видеопроектор, ноутбук. ИКТ мне очень помогают при проведении учебных занятий. К тому же у учащихся уроки с использованием ИКТ вызывают больший интерес, наблюдается лучшее и более глубокое усвоению материала. Ведь ребята могут не просто слушать учителя и работать с учебником, но и просмотреть видеофрагмент о том или ином художнике, скульпторе, музыканте, исторической эпохе, в которой жили и творили эти выдающиеся люди и т.д.

Цель работы – установить влияние ИКТ на эффективность и результативность учебной деятельности учащихся в преподавании искусства.

Для достижения поставленной цели определен круг задач:

1. Раскрыть сущность и содержание информационно-коммуникационных технологий и основные факторы их эффективного использования в процессе обучения искусству.

2. Проанализировать использование возможностей Интернета на уроках искусства и во внеурочной деятельности.

3. Обосновать влияние ИКТ на эффективность и более высокую результативность работы учащихся на уроках искусства и во внеурочной деятельности.

Объект – использование ИКТ в преподавании искусства.

Предмет  эффективность применения различных форм, методов и направлений ИКТ в преподавании искусства.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных ученых в области анализа применения информационно-коммуникационных технологий и опыт педагогов, использующих в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла концептуальные подходы, реализуемые в белорусской системе образования.

Информационную базу исследования составил общий и частный опыт преподавания предмета «Искусство» в школе.

В процессе работы использовались теоретические методы: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общих и частных методик преподавания.

Практическая значимость работы состоит в том, что в результате составлены рекомендации, позволяющие эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания искусства в средней школе. Кроме того, инновационный подход в изучении искусства:

- создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;

- повышает мотивацию изучения предмета «Искусство»;

- позволяет изучать искусство как проблемный, а не как репродуктивный курс;

- повышает качество освоения предмета.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении материала.

Методики и технологии:

1) лекции-дискуссии;

2) командные игры на обобщение и закрепление, деловые игры и уроки - ролевые игры;

3) беглый обмен мнениями по отдельным вопросам или разделам параграфа;

4) коммуникативная компетенция формируется при использовании технологий «Дебаты», «Диспут»;

6) интересные методики «Слет специалистов» или «Конференция государств».

Применяемые технологии:

- здоровьесберегающая технология;

- личностно-ориентированная технология;

- технология проблемного обучения;

- наглядно-иллюстративные технологии;

- мультимедиа-технологии;

- технология сотрудничества.

















ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИКТ

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю, можно увидеть множество определений. Вот одно из них: «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».

Основные принципы использования ИКТ – это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации (примерно 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха, и только 1% – с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. О степени сохранности информации в памяти можно судить по результатам исследований психологов:

Данная гистограмма отражает процесс усвоения информации человеком во время устного, визуального и аудиовизуального восприятия. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что, согласно исследованиям ученых, устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.


1.2 ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. На уроках я реализую это за счет использования схем, учебных картин, видео- и аудио-комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Первым шагом применения мною ИКТ на уроках стало сопровождение рассказа иллюстрациями. Чаще всего я брала готовые презентации, потому что на составление уходило много времени. Но иногда эти презентации меня не устраивали, и я начала их редактировать на свой манер: что-то убирала, что-то добавляла, пыталась находить интересные факты и картинки. Такой опыт показал, что ученики не могут каждый урок слушать меня и смотреть на слайды, поэтому я начала чередовать просмотр слайдов с видеовставками или просто аудиозаписью. Например, при изучении темы «Мир природы в искусстве – смотрим и слушаем» в 5 классе я предложила узнать по записанным голосам, кому они могут принадлежать (птицам, животным, насекомым…), проводила динамические паузы в стихах. При изучении темы «Сказка старая и новая» в 5 классе учащиеся смогли посмотреть фрагменты фильма-сказки «Золушка», снятого в 1947 году А.Роу, мультфильма-сказки «Двенадцать месяцев», созданного в 1956 году, и фрагмент из современного фильма-сказки «Хроники Нарнии». Ребята провели сравнительный анализ этих сказок (обратили внимание на костюмы, обстановку, манеры, речь, спецэффекты и др.). Просмотренные фрагменты мотивировали учащихся самостоятельно досмотреть эти фильмы до конца, что очень помогло им при написании теста по данной теме. Усвоение темы «В мире сказок» составило 100%.

В условиях информационного общества изменилась и деятельность учащихся. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого ранее был ограничен известным набором: восприятие при прослушивании, просмотре в процессе объяснения нового учебного материала определенного объема; запоминание, заучивание, как правило, только части представленного материала; воспроизведение вербально или в письменной форме усвоенного материала. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как сбор, накопление, хранение, обработку информации об изучаемых объектах и процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме.

В изучении предмета «Искусство» огромное значение играет фактор наглядности. В свое время было выпущено большое количество всевозможных картин, диафильмов и слайдов к учебным занятиям. Сегодня на помощь приходят мультимедийные программы.

Таким образом, в качестве основных целей использования ИКТ на уроках искусства можно выделить следующие:

1. использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к изучению искусства; в данном случае целесообразно использовать анимации, кино-уроки, картинное описание, составление кроссвордов, ребусов и многое другое;

2. повышение темпа урока, что обеспечивается уже готовыми иллюстрациями, картами и заданиями;

3. увеличение объема самостоятельной работы учащихся, в данном случае на уроке можно совмещать дополнительный материал с материалом учебника, а также использовать тезисы из различных источников и дать учащимся возможность согласиться с ними или опровергнуть с применением доказательств; на основе личного опыта можно посоветовать использовать задание на нахождение ошибок, это очень стимулирует познавательный интерес учащихся. Слабым учащимся я даю этот вариант работы с использованием текста, но не учебника, а какого-либо источника, а сильным учащимся выбираю либо посложнее текст, либо воспроизведение на память;

4. создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, это может быть:

- диктант, перфокарта;

- использование проблемных, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;

- реализация межпредметных связей, причем это можно сделать практически по любой теме с различными предметами;

- увеличение доли проектной работы учащихся и педагогов.

Безусловно, применение ИКТ оказывает неоценимую помощь педагогу:

1. в проверке знаний, умений и навыков;

2. в организации закрепления полученных на учебном занятии знаний;

3. в экономии времени;

4. в возможности эмоционально и образно подать материал.

 

1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ ИК-ТЕХНОЛОГИЙ

Организуя каждое конкретное учебное занятие с компьютерной поддержкой, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. В начале изучения новой темы необходимо показать ее связь с предыдущими занятиями, это помогает учащимся лучше включиться в работу. Напомнить основные положения предыдущего урока можно с помощью тестовых заданий, блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и др. Например, в 5-м классе при изучении темы «Мир детства в искусстве» первоначально необходимо вспомнить предыдущую тему «Семья в искусстве», а затем актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через просмотр картин, портретов, через задания на систематизацию данных: например, выделите лишнее в приведенном ряду: семья, мать, отец, сосед, сын, дочь. Целесообразно задание на соотнесение: например, соотнесите картину с ее автором и т.д. После повторения основных пройденных положений совместно с учащимися приходим к выводу, что эти две темы связаны, и пытаемся выяснить, известно ли им что-то на момент начала урока, после чего переходим непосредственно к изучению. Причем, учащимся нравится, когда учитель с ними советуется, спрашивает их мнения, просит дать оценку событию или личности, особенно можно выделить классы, в которых учащиеся ну просто обожают поспорить и подискутировать, что-то опровергнуть или доказать. Очень интересно проходят именно такие учебные занятия!

2. В начале учебного занятия нужно обратить особое внимание на сообщение плана, целеполагание и ожидаемый результат. Цели учебного занятия мы определяем совместно с учащимися. Первоначально это было сложно, но постепенно ребята так к этому привыкли, что уже сами напоминают о необходимости постановки целей.

3. Демонстрация заранее подготовленных компьютерных презентаций заметно усиливает познавательную активность учащихся. Но важно, чтобы презентации использовались не только в качестве наглядного пособия, но и создавались самими учащимися. Это позволяет ставить их в позицию субъекта, что способствует личностно-ориентированному обучению, формированию информационной культуры учащихся, для чего необходимо владение при­емами поиска, сбора, обработки, передачи инфор­мационных данных, методами анализа и синтеза информации. При проведении учебного занятия по изучению новой темы «Введение в мир искусства» учащимся 5 класса была составлена презентация, которая предполагала следующую работу класса: заполнить таблицу «Виды искусства». Показанная учеником презентация повысила интерес одноклассников, заменила фронтальный опрос, на работу со словарем. Учащийся очень серьезно подошел к составлению презентации, сам ее продемонстрировал, что подняло его самооценку и повлияло на эффективность усвоения материала. Это подтвердила проведенная после занятия беседа с учащимся. Он, довольно слабый и необязательный, нашел это дело очень увлекательным и изъявил желание и дальше заниматься данным видом деятельности.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому, так как изложение материала дается своими словами с объяснениями учащегося и комментариями педагога.

В конце занятия был проведен оперативный контроль по изученной теме, в том числе с наличием вопросов, касающихся презентации. Учащийся, создавший презентацию, справился с ним. Этот результат подтверждает, что при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету и углубляются знания.

Таким образом, необходимо стараться предоставлять учащимся возможность действовать самостоятельно. Обязательное условие при создании презентаций учащимися – формулировка в них заданий классу: составь схему, кластер, заполни таблицу, ответь на проблемный вопрос и т.д. Естественно, созданию презентаций учащегося нужно научить. Для этого сначала готовит презентацию педагог. Здесь он излагает пошаговый принцип ее составления. Кроме того, при создании презентации педагог предварительно консультирует учащихся, на что нужно обратить внимания и как построить защиту.

4. Упражнения – важная часть учебного занятия. Например, можно использовать устные задания. Для этого на слайд сначала выводятся вопросы, учащиеся отвечают на них, а потом путем наложения появляется ключ для самоконтроля или взаимоконтроля, что позволяет углубить восприятие материала учащимися.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом учащийся работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.























ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

2.1 ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА

Не секрет, что компьютер позволяет оптимизировать труд педагога, дает возможность хранить огромное количество разнообразного материала, кино-фоно-фотодокументов, аудио- и видеозаписей, разработок учебных занятий. На учебном занятии по предмету «Искусство» мной используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из научных трудов, исторических документов, высказывания великих людей. При подготовке к занятиям пользуюсь электронными пособиями. Учебник, книгу, исторический источник, документ – все это можно систематизировать в нужном файле и в нужный момент использовать на любом учебном занятии. Мало того, все эти действия можно сделать не только с текстовым материалом, но и с фрагментами музыки, фильма и др. Это позволяет сэкономить время при подготовке и проведении учебного занятия, а также быстро обеспечить учителя необходимым раздаточным материалом. Это хороший способ подачи материала и быстрой ориентации в нем учителя, но учащимся нужно объяснять, что применение учебника и посещение библиотеки – это также необходимое условие образования.

Для учебных занятий можно создать методические пособия, которые будут важным подспорьем как для учителя, так и для учащихся, в которых могут содержаться тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды, вспомогательный и дополнительный материал. В данном направлении я планирую работать в дальнейшем. Электронное пособие может значительно упростить подготовку к учебным занятиям, тем более, что разработано оно будет для себя с учетом специфики своего предмета.

С помощью ИКТ можно не только проводить учебные занятия, но и распространять опыт работы. В мае 2020 года на российском образовательном портале «Мультиурок» были опубликованы планы-конспекты открытых учебных занятий по предмету «Искусство» для 5 класса по темам: «Сказочный образ животного», «Наш дом – наш мир», «Жилище современного человека», «Традиционное народное жилище» и получены соответствующие сертификаты о публикациях. В качестве приложений к разработкам данных учебных занятий имеются презентации.

В целях повышения своего профессионального роста, планирую создать мини-сайт. На нем размещены некоторые методические разработки. На портале зарегистрировано множество учителей искусства, (отечественной и мировой художественной культуры), что позволяет сотрудничать с ними, делиться своим опытом, перенимать опыт других педагогов. Портал содержит очень много полезной информации как по конкретному предмету, так и по общей образовательной деятельности.

Немаловажное значение имеет возможность использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЦТ, например, по истории.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Использовать презентации можно и нужно для подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам, научно-практическим конференциям. Подготовка к олимпиаде, НПК – это очень трудоемкий процесс. Кроме литературных источников нужно, безусловно, использовать Интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки, это обеспечивает наглядность, доступность и широкий информационный кругозор.

При закреплении пройденного материала учащимся предлагаются различные варианты, причем это может быть предложено как в групповой, так и в индивидуальной форме: поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты, заполнить таблицы.

В процессе преподавания искусства можно использовать презентации нескольких видов. Среди них:

1) "Лекции" – это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу учебного занятия, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.

2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют учащимся ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий, и участвовать в интернет-конкурсах в режиме домашнего времени.

3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.

4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на учебном занятии и дома.

Процесс создания презентаций – процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учащихся. Представление докладов, рефератов, проектов может сопровождаться презентацией. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учащихся логическое мышление, формировать общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентаций учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку учащегося, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности учащегося, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры. Такие учебные занятия проходят интересно, никто не остается в стороне. Таким образом, можно выделить некоторые преимущества использования презентаций для педагога:

- педагог сам конструирует учебное занятие;

- возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.);

- позволяет успешно чередовать различные виды деятельности, такие как работа учебником, тетрадью, рабочей тетрадью, информацией на экране, что способствует повышению внимания и росту активности учащихся на учебном занятии, снижает утомляемость.

Кроме того, в педагогической деятельности важной помощью является использование учебно-методических комплектов-дисков. Он есть и в учебном пособии по предмету «Искусство» («Отечественная и мировая художественная культура»), 5 класс. Это позволяет воссоздать на учебном занятии атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим и культурным процессам. На личном опыте можно сказать, что после таких учебных занятий тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.

Но это далеко не полный перечень используемых на учебных занятиях по искусству форм, методов и приемов. Особо хочется отметить метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Результатами метода проектов можно считать создание проектов учащимися 5-х классов: «Родословная моей семьи» по теме «Семья в искусстве», «Мой любимый домашний питомец» по теме «Образ животного в искусстве» и др.

В 2020 году исполнилось 75 лет величайшему событию – Победе народов бывшего Советского Союза в Великой Отечественной войне. К этому событию было приурочено много мероприятий. Учащиеся 5-х классов также постарались принять в них участие – создали проекты «Мир военного детства в искусстве», «Образ матери в искусстве военного времени» и др.

Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию к изучению школьниками предмета, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения:

- возбуждает живой интерес к предмету познания через погружения учащихся в историческую эпоху и участие в событиях в качестве исторических личностей, посредством комментирования;

- расширяет общий кругозор учащихся путем привлечения к использованию дополнительных источников знаний по предмету: сайтов, особенно тех, где есть онлайн-игры по искусству и бесплатные конкурсы, а также курсы лекций по искусству и проверка знаний онлайн. Есть возможность просмотра материалов в различных форматах, таких как текст, графика, аудио и видео, выполнение упражнений и проведение опытов, обеспечение способов общения между обучающимися, преподавателями и пр. (электронная почта, телеконференции, чаты, вебинары);

- возрастает уровень использования наглядности на учебном занятии, потому как оснащение кабинетов картинами, плакатами и другой наглядностью по предмету «Искусство» оставляет желать лучшего, а за счет презентаций эта проблема разрешается;

- повышение интереса к изучению искусства, что подтверждается анкетированием, проведенным среди учащихся 5-х классов, в ходе которого было опрошено 64 человека, 90% из них ответили, что использование ИКТ на уроках искусства увлекает их;

- повышение успешности по предмету «Искусство»;

- более полное усвоение теоретического материала, потому что его объяснение сочетает в себе рассказ педагога и визуальное наблюдение, а также оперативное закрепление;

- овладение учащимися умениями добывать информацию из разнообразных источников. Это легко проверить, задав в качестве домашнего задания вопрос не из учебника. Обработка ответа на вопрос с помощью компьютерных технологий формирует умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. При составлении учащимся презентации или видеоряда сразу обращается внимание на то, что текста на слайде должен быть минимум, больше наглядности, а объяснение своим слайдам учащийся должен давать самостоятельно. При этом необходимо соблюдать нормы работы с компьютером для детей разных возрастов.


2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТ В ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

Большие возможности для пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию непосредственно на учебном занятии.

В понятие «мультимедиа» входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация, аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости.

Интернет-технологии на учебном занятии могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что педагог должен руководить своими учащимися в их «путешествии» по сети.

Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на учебных занятиях позволяет повысить эффективность деятельности учителя и учащихся. Но для эффективного использования ИКТ необходимо, чтобы технологии были доступны всем учителям и учащимся. Необходимо организовать систему обмена идеями и ресурсами между преподавателями. Компьютеры должны быть установлены в каждом классе, и с них должен быть выход в Интернет.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

- постепенно складывается личная «медиатека»;

- возрастает роль каждого Учебного занятия, так как пропустив его, учащийся может получить материалы и наверстать упущенное самостоятельно;

- необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы учащемуся приходится добывать самостоятельно; ребята при этом приобретают жизненно-практические умения;

- школьники испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие учащиеся для изучения нового материала; знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

- большая работа требует больших усилий; распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Интернет можно рассматривать как часть информационно- коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель отечественной и мировой художественной культуры может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках искусства в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты, которые можно прочитать онлайн или бесплатно скачать, что очень помогает в работе.

В своей деятельности я постоянно обращаюсь к Интернету для подготовки к учебным занятиям:

1. ищу дополнительную информацию для обновления традиционных планов-конспектов учебных занятий материалами из Интернета;

2. изучаю опыт и адаптацию имеющихся в Сети планов Интернет-уроков, методических пособий и разработок других педагогов для собственного использования. Для этого я составила собственный перечень ресурсов, который относится непосредственно к моей сфере: 1) различные научно-популярные издания, газеты, журналы; справочную информацию: сетевые словари, справочники, энциклопедии, “виртуальные библиотеки”; 2) образовательная информация: методические разработки, дистанционные курсы и т.д.; 3) познавательная информация: “виртуальные музеи”; существует интересный сайт, где есть, например, виртуальный музей Эрмитажа, экскурсии здесь проводятся по определенным дням.

Также планирую участвовать в различных педагогических конкурсах.

Что касается работы учащихся в Интернете, она охватывает различные виды деятельности:

- самостоятельная работа с информацией по той или иной изучаемой теме или проблеме;

- углубления знаний в определенной области;

- ликвидации пробелов;

- подготовка к конкурсам, мероприятиям, решение онлайн-тестов, участие в дистанционных конкурсах.

Использование Интернета на уроках искусства значительно увеличивает объем информации, задействованной в культурологическом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные.




























ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИКТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

В числе положительных моментов применения информационных технологий можно отметить следующие.

Во-первых, это гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на учебных занятиях в целом, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью. Данный метод позволяет ученикам быстрее вспомнить и лучше усвоить материал.

Во-вторых, позволяет формированию информационной культуры учащихся, предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных умений и навыков учащихся:

- выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические, так как работа с ИКТ и в системе Интернет не может обойтись без чтения при отборе нужного материала;

- составлять схемы, таблицы, графики, свертывать и развертывать учебную информацию;

- составлять тезисы, осуществлять пометки, выписки, цитирование, рецензию;

- работать со словарем, энциклопедией, ведь для того, чтобы научить ребенка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации;

- выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

- выступать перед определенной аудиторией и т.д.

В-третьих, возможность самостоятельного обучения учащихся с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода. Использование Интернета способствует смене субъект-объективного авторитарного стиля обучения на субъект-субъективный демократический стиль, когда обучающийся знакомится с различными точками зрения на проблему, сам формулирует свое мнение.

В-четвертых, применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Например, для этого необходимо готовить презентации с разноуровневыми заданиями.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса способствует формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивацию изучения искусства и развитие стойкого интереса к нему.


3.2 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается непрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Компьютер создает условия для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся.

Так, в качестве домашнего задания на повторение изученного материала по теме «Образ матери в искусстве» в 5 классе было дано задание на составление презентации. Класс был поделен на группы по 4 человека, в презентации необходимо было отобразить задания на соотнесение картин и авторов, словесное описание исторических эпох, в которые были написаны эти картины, на определение эпохи, исторического периода по картинам, выделение ошибок из текстов, составление синквейна. Учащиеся блестяще справились с заданиями, все задания были выполнены на учебном задании, а домашним заданием была подготовка к тесту.

Для подтверждения эффективного влияния ИКТ на качество знаний было проведено сравнение результатов входных диагностик в двух потенциально одинаковых по уровню знаний классах. В том классе, где в качестве повторения перед диагностикой была использована презентация и аудиофрагменты, результаты диагностики качества знаний выше и успеваемость составила 100%.

Такое повторение с использованием ИКТ позволяет раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов на учебных занятиях по искусству, благодаря чему, в частности:

  прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

  развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

  формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

  способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.

Для определения эффективности использования информационных технологий на уроках искусства с учащимися была проведена анкета.

Проведенное среди учащихся анкетирование показало следующее (опрошены 64 человека – учащиеся 5-х классов):

а) Какие эмоции вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ на учебных занятиях по искусству?

Положительные - 100%

б) Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ на учебных занятиях по искусству?

Да - 90%; Нет -10%

в) Использование ИКТ на учебных занятиях по искусству:

Оставляет меня равнодушным - 10%; Увлекает меня - 90%

г) Хотите ли вы, чтобы учебные занятия по искусству проходили с использованием ИКТ?

Да - 100%

д) Нравится ли вам создавать презентации для учебного занятия по искусству?

Да - 70%; Нет -30%

ж) Повысилась ли у вас успеваемость по искусству, когда учитель часто использует средства информатизации?

Да - 60%; Нет - 40%

Таким образом, необходимость проведения учебных занятий с использованием ИКТ очевидна. Немаловажным результатом можно считать и тот факт, что ребята заговорили о проектах, которые в будущем хотели бы представить на конкурсах различного уровня.

Для сравнения, влияния ИКТ на уровень усвоения материала, выявления эффективности и результативности была проведена анкета среди педагогов, преподающих разные предметы, применяющих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности (Приложение 26).

Проведенная анкета среди педагогов показала следующее (опрошено 20 педагогов):

А) Какие эмоции Вы чаще испытываете при необходимости использования ИКТ в образовательном процессе?

Чаще положительные - 80%; Чаще отрицательные - 20%

Б) Довольны ли Вы получаемыми результатами использования ИКТ в образовательном процессе?

Да - 60%; Иногда - 40%

В) Использование ИКТ в образовательном процессе чаще всего:

Увлекает - 90%; Оставляет равнодушным - 10%

Г) Обычно я активно овладеваю новыми возможностями ИКТ:

Да - 80%; Нет - 20%

Д) Хочется ли Вам использовать ИКТ на своих учебных занятиях?

Да - 90%; Иногда - 10%; Никогда - 0

Обобщив все выше сказанное, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий на учебных занятиях помогает формировать знания, умения и навыки учащихся, делает для них учебное занятие более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения культурологической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать их способность к самооценке.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Исходя из проведенной работы по теме: «Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании искусства» можно сделать определенные выводы. Для того чтобы правильно и плодотворно провести любое учебное занятие, прежде всего необходимо его правильно организовать. При применении мультимедийных средств необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по работе с компьютером, чередовать смену видов учебной деятельности, оставить место для самостоятельной и индивидуальной работы, т.е. нельзя, чтобы весь урок учащиеся только смотрели на слайды и слушали учителя, это не эффективно.

Вернемся к цели работы, поставленной в начале – влияние применения ИКТ на эффективность и результативность учебной деятельности учащихся в преподавании искусства.

В ходе работы для выявления эффективности использования ИКТ было проведено анкетирование с учащимися и педагогами. Опубликованы данные влияния ИКТ на усвоение учащимися культурологических знаний, расширен круг применения практических и теоретических знаний при подготовке к конкурсам, проектной деятельности учащихся.

Использование средств ИКТ на уроке повышает эффективность учебной деятельности учащихся, данные технологии используются как способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся, как способ расширения зоны их индивидуальной активности, дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Применение ИКТ способствует быстрому и эффективному закреплению материала, повышению качества обучения. Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением. Уместно на таком уроке использовать общеобразовательные сайты Интернета.

Электронные презентации являются частью учебно-методического комплекса учебного занятия и существенно расширяют образовательное пространство учебника. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетенций, получению навыков, любой информации, накоплению фактических знаний.

Обучение детей становится эффективнее, если учитель сам владеет ресурсами этой гигантской всемирной компьютерной сети, может активно использовать ее многогранные возможности в своей педагогической деятельности, что приводит к качественному изменению формы взаимодействия между педагогом и учащимся. Очевидно, что использование ИКТ экономит учебное время, повышается плотность учебного занятия, на котором школьники учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самое главное – оценивать свои возможности, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. повышение уровня использования наглядности на учебном занятии;

2. повышение производительности труда педагога;

3. установление межпредметных связей с информатикой;

4. педагог, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать внимание на подачу учебного материала;

5. изменяются к лучшему взаимоотношения с учащимися, далекими от искусства, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу»;

6. изменяется, особенно у пятиклассников, отношение к компьютеру как к дорогой, увлекательной игрушке; ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, чаще задают вопросы, посещают сайты с полезной информацией.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.

Когда педагоги активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к учебному занятию с использованием ИКТ педагог должен обязательно ответить на вопрос: в чем эффективность использования этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать.

Главным в работе педагога является результат – хорошие знания учащегося, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить учебные занятия с применением ИКТ постоянно, но в то же время учащиеся должны чувствовать, что такие занятия проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника, и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у педагога на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, схема и др. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учащихся в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия.

В начале работы были отмечены применяемые методики и технологии, сейчас остановлюсь на некоторых из них более подробно.

Наиболее доступными для школьников среди применяемых мной методик являются:

1) игры в качестве итоговых работ в конце изучения больших тем, разделов. Класс делится на 3-4 команды, которые соревнуются между собой, выполняя задания различной сложности. Это является повторением, подготовкой к итоговому тесту. Все это происходит с сопровождением презентации и разъяснением, после таких учебных занятий успеваемость практически всегда составляет 100%. Но работая командой, нужно увлечь всех. Не секрет, что в каждом классе можно выделить учащихся, которые чуть слабее в своих знаниях по предмету, чем остальные. На них в ходе игры я обращаю особое внимание. Иногда просто заставляю повторять ответ на прозвучавший вопрос, тогда все участники команды начинают не только слушать, но и работать.

2) беглый обмен мнениями. Этот вид работы очень помогает развивать аналитическое мышление. При этом все мнения должны быть приняты, даже ошибочные. Все учитывается, но затем общими усилиями и доводами мы приходим к выводу, что учащийся был не прав и объясняем почему.

Но не нужно забывать о человеческом факторе. Никакие новые информационные технологии не заменят педагогов и учебники. Они лишь создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся – актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.