25
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психологическая характеристика воображения. 5 1.1Общее понятие воображения. 5
1.2 Развитие воображения в детском возрасте. 7
Глава 2. Нетрадиционные способы рисования и их влияние на воображение. 11
Глава 3. Исследование сферы воображения детей в кружке «Веселый карандашик» по обучению нетрадиционному способу рисования. 18
3.1 Первичная диагностика воображения детей старшей группы. 18
3.2 Вторичная диагностика 19
3.3 Исследования влияния формирующего этапа на развитие воображения. 21
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22
Приложение. 23
ВВЕДЕНИЕ
Воображение развивается от 3 до 15 лет. И если в это период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Именно поэтому необходимо развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Проще сказать – лишите человека фантазии, и прогресс остановиться! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
В последнее время повысился интерес исследователей к разработке данной проблемы. Среди вопросов, связанных с проблемой обучения в детском саду, исследуются вопросы использования игровых умений на занятиях, сочетание различных средств воспитания в целях развития игры и усиления ее влияния на развитие ребенка (Жуковская Р.И.).
Актуальность темы работы, ее научная и практичная значимость, а также теоретическая и методическая не разработанность обуславливают выбор темы исследования: «Нетрадиционные методы рисования и их влияние на воображение». Нетрадиционные методы рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее, а главное, нетрадиционные способы дают ребенку возможность удивляться и радоваться миру.
Из этого следует поставленная нами цель: изучить использование нетрадиционных способов рисования на развитие воображение детей.
В соответствии с данной целью автором выдвинуты следующие задачи:
Творческое исследование проблемы.
Выявить наиболее эффективные нетрадиционные способы рисования.
Исследовать уровень развития воображения у детей групп кружка «Веселый карандашик» при помощи диагностик.
Проанализировать опыт работы по данной проблеме.
Гипотеза: Мы предполагаем, что через занятия кружка «Веселый карандашик» с применением нетрадиционных методов рисования у детей развивается воображение, внимание, чувство цвета, гармонии и красоты.
Если педагог систематически вносит разнообразие материалов, поощряет творческое исполнение в рисунке, то ребенок никогда не будет бояться творить новое и получит возможность самовыражения. Что способствует высокому уровню развития воображения.
Объектом нашего исследования являются занятия кружка по ИЗО «Веселый карандашик» детей дошкольного возраста МДОУ Центра развития ребёнка д/с «Незабудка» №44.
Объект исследования: Развитие воображения в нетрадиционных способах рисования.
Методы исследования: Беседы, наблюдения, экскурсии, игровые приемы, диагностика.
Исследования проводились с помощью следующих методик: Диагностика психического развития детей дошкольного возраста «Дорисовывание фигуры» Л.В.Симонова, Н.А.Белова, Р.Я.Васильева. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немова.
Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические выводы могут быть использованы в работе дошкольных учреждений воспитателями, преподавателями изодеятельности, родителями.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВООБРАЖЕНИЯ
Общее понятие воображения
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.
Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воссоздающее ( соз- дание образа по его описанию) | Воображение (фантазия) психологическая функция, направленная на создание новых образов | Творческое (созда- ние принципиально новых образов) |
Акцентиро- вание | Типизация | Схематиза- ция | Гиперболи- зация | Агглютина- ция |
Схема 1. Воображение, его виды и способы.
Способы:
Агглютинация – «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Гиперболизация это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер или мальчик с пальчик.
Схематизация – в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Типизация – для чего характерно выделения существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, инженера и т.д.
Акцентирование – в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения и его развития.
Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Париж, ледокол и т.д.), представления исторического прошлого (боярина, древнего Новгорода, Петра 1, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается), и того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).
Воображение и его физиологические основы.
Физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Значение воображения.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развилось воображение в процессе труда. Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы не возможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен процесс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.
Деятельность воображения всегда соотноситься с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения.
Виды воображения.
Бывает непроизвольное и произвольное воображение.
Наиболее простая форма воображения – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны. Всякое увлекательное, интересное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение у детей. Один из видов непроизвольного воображения – сновидения.
Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают 2 вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности.
В отличии от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства и т.п.
Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Четкой грани между воссоздающим и творческим воображением нет: артист создает образ в соответствии с ролью, музыкант-исполнитель исполняет произведение, написанное другим, но и артист, и музыкант дают чужим произведениям собственную оригинальную трактовку, что делает их творческими деятелями.
Мечта как особый вид воображения. Мечтой называют создание образов желаемого будущего. Мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями.
1.2 Развитие воображения в детском возрасте.
В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов воображения, способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия.
Советские психологи рассматривают воображение не как врожденную способность, а как сложную психическую деятельность, формирующуюся в общем процессе развития ребенка под влиянием условий его жизни и воспитания. Воображение – это своеобразное творческое отображение действительности. Его развитие требует накопление соответствующего опыта и выработки умения мысленно объединять образ в новые сочетания и комбинации, умение представлять возможные изменения действительности. Эти умения складываются постепенно и проходят в своем формировании ряд этапов.
У новорожденного ребенка воображения еще нет. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности и под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Это опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка в процессе его деятельности, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт. Под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности ученого, художника, рабочего.
Первое проявление воображение можно наблюдать уже в раннем возрасте, у детей 3 года жизни.
На основе следов прежних раздражений, путем новых их сочетаний у ребенка начинают складываться первые образы воображения. Эти зачатки воображения сказываются в первых сюжетных играх детей раннего возраста, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослым.
На первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребенок в своем воображении еще очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта. Так, дети 1,5-2 лет еще не способны слушать рассказ о сколько-нибудь отдаленных вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие истории из их собственной жизни, недавно ими пережитые.
Слабость и ограничение воображение детей 2 года жизни проявляются также в играх.
Таким образом, воображение детей раннего возраста вначале еще очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны непроизвольным характером.
В дошкольном возрасте, под влиянием воспитания в связи с расширением опыта ребенка, возникновением у него новых интересов и усложнением его деятельности происходит дальнейшее развитие детского воображения.
В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимается им в данный момент.
Оно приобретает черты некоторой целенаправленности. Все эти изменения в детском воображении возникают не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства. Воображение детей 3-4 года жизни еще во многом сходно с воображением детей раннего возраста. В своем воображении они еще мало самостоятельны, мало инициативны.
Обладая недостаточно практическим опытом, младшие дети еще плохо дифференцируют образы воображения и свои представления о действительно воспринятых предметах и явлениях. Они иногда смешивают воображаемое с действительным: то, что они сами выдумали, с тем, что произошло на самом деле.
Воображение можно рассматривать как процесс в определенном смысле противоположном мышлению: если мышление сжимает действительность, выделяя в ней только существенное и отбрасывая второстепенное, то воображение, наоборот, расширяет, так как ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Поэтому первое действие, которое осваивает маленький ребенок при выполнении творческих заданий, называется опредмечиванием и по своему психологическому смыслу обратно замещению: заместитель превращается в предмет. Так, малыш «видит» в красном кружке помидор, мяч, цветок (игра «На что похоже?», в которой детям предлагают кружки различных цветов и просят придумать, на что они похожи). Однако помимо операциональной стороны, связанной с процессом перекомбинирования образов, воображение имеет и другую, эмоциональную сторону. Ведь любое творчество означает попытку человека выразить себя, свое отношение к миру. Поэтому развитие творческих способностей включает освоение детьми действия не только опредмечивания, но и символизации. Это действие проявляется уже в 3-4 года.
Позднее (обычно на 5 году жизни) дошкольники овладевают действием детализации, что существенно обогащает продукты их творчества. Ребята дорисовывают схематические изображения, наполняя их конкретным содержанием, создают живописные полотна с подробной прорисовкой второстепенных элементов изображаемых объектов. Иными словами, в качестве продукта воображения выступает не схематизированный образ, как у малышей, а пополненный деталями. На 5-6 году жизни ребенка воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребенка, развитие его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер.
Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразней. В своем воображении ребенок этого возраста достигает уже значительно большей самостоятельности и инициативы.
Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение у детей этого возраста может успешно протекать лишь в том случае, когда оно не посредственно связано с внешней деятельностью ребенка.
Для того чтобы воображать, ребенку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Он не умеет еще воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным.
На 7 году жизни под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребенка, дающая ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружения действительности.
Воображение неразрывно связано с внешней деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Таким образом, воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.
Глава 2. Нетрадиционные методы рисования и их влияние на воображение
Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал нас давно. Работая с детьми по типовой программе, конечный результат состоял в приобретении детьми знаний, умений и навыков рисования. Но на этом положительном фоне проступало главное и, к сожалению, негативное- в работах детей не было творческого подхода: птицы были простым повторением птицы, нарисованной воспитателем, цветы, деревья, трава, небо, солнце имели одинаковые форму и цвет, как будто мир, окружающий нас, лишен неповторимого многообразия. Постоянная демонстрация образов и приемов работы по методике типовой программы приводила к тому, что дети не могли приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно», ждали указаний воспитателя, не видели цветового многообразия окружающего мира и т.п. Получалось, что любя рисование и доверяя взрослому, дети оказывались его жертвами. Ситуация изменилась, когда педагогический коллектив нашего детского сада перешел работать по программе «Развитие», хотя она была не сразу принята не только мной но и другими педагогами, ее задачи и методика шли в разрез с общепринятыми понятиями. Мы работали пробуя, ошибаясь и экспериментируя.
Было непривычным увидеть пятна всевозможных оттенков и форм, которые для детей были Бабой-Ягой, летящей на метле, зайчиком на поляне, яблочком, травкой, и все это считалось достижением, нормой изобразительной деятельности для ребенка. Невольно приходилось сомневаться и задавать себе вопросы: а правильно ли мы делаем, что обучаем детей таким образом? И обучение ли это вообще, если я демонстрирую способы рисования, приемы работы, а дети рисуют что хотят? Но когда дети стали создавать непохожие один на другой рисунки, когда практически ни один ребенок не говорит, что не умеет рисовать, тогда можно сказать, что выбран правильный путь. Видя увлеченность детей этим необычным способом рисования от пятна, наблюдая за работой детей с изобразительным материалом в свободное время, а также познакомясь с универсальной книгой, пособием для детей и взрослых. «Как научиться рисовать» М. Д. Латухи, где подробно и наглядно знакомиться с нетрадиционными способами рисования - у меня пришло желание открыть кружок «Веселый карандашик». В кружке дети имеют возможность работать с различными изобразительными материалами: карандашами, мелками, акварелью, а также экспериментировать с нетрадиционными изобразительными средствами: кусочками поролона, веточками, листиками, шишками, пробками, пальцами, ладонью, кляксами, зубной щеткой, паралоновым тычком, мылом, свечкой, нитками. На занятиях кружка я преследовала следующую цель: вырастить детей людьми умеющими видеть красоту окружающего мира, понимать ее беречь и отражать ее в своих рисунках нетрадиционным способом, усвоить приемы изображения. Тем самым, способствуя развитию воображения, творческой активности, оригинального мышления и индивидуальности каждого ребенка. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент волнует ребенка, радует, интересует, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно еще научить.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то в ребенке формируется «инфантильная восторженность». Через нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, что в свою очередь развивает воображение детей.
Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Работу кружка распланировала на год, распределяя темы занятий от простых к сложным, разнообразя использование нетрадиционного изобразительного материала. Занятия проводятся 30 минут, с несколькими паузами, практически все они комплексные. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей, интерес к теме занятия, и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корректирующая гимнастика). Обязательно в каждом занятии применяю русское народное творчество, малые литературные формы, чтение рассказов и стихов. Перед началом и в самом занятии использую психологические этюды, которые настраивают детей на занятия, раскрепощают их, создают эмоциональный настрой детей, развивают воображение, которое обеспечивает не только создание новых образов, но и специфическое возрождение» ребенка в эти образы. А через них в целостное психосоматическое состояние, способствующее, успешному решению на занятиях тех или иных задач.
Вот некоторые из них: - 1. Здравствуйте дорогие дети! Сегодня у меня хорошее настроение, потому что я рада нашей встрече. А с каким настроением пришли вы?
-Как я рада, что у вас хорошее настроение, оно нам сегодня пригодится. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успеха. После таких встреч перед занятием, ни один ребенок не сказал, что «Я нехочу сегодня рисовать».
В ходе рисования в случае затруднения говорю ребенку: «Пусть рука сама рисует, как умеет. Ты ни за что не отвечаешь и можешь отдохнуть». Если ребенок продолжает испытывать затруднения, вновь обращаюсь к нему». А теперь ты на минутку закрой глаза и представь, что ты превратился в художника. Пусть твоей рукой рисует художник». После выполнения заданий вместе с ребенком внимательно рассматриваю его рисунок. Задаю ребенку вопрос: « Что ты чувствовал во время работы? Каким было твое настроение? Когда у тебя появилась уверенность в своих силах? Как ты думаешь почему?» Ребенок поверил в свои силы, а в результате появился законченный рисунок.
Какие нетрадиционные способы рисования используются в нашем кружке? Это рисование пальцами, ладонью, кляксография, разбрызгивание, тампонирование, монотипия, рисование по сырой бумаге. Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать кляксами или мыльными пузырями? Рисовать можно чем угодно и как угодно. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце-концов вырисовывается узнаваемый объект. Ничем ни замутненная радость удовлетворения от того, что « это сделал Я – все это мое! Вою работу в кружке я начала с обучения детей рисованию пальчиками. Вначале не все дети восприняли такое занятие серьезно, не понимая где же грань между шалостью и рисованием.
А некоторые дети даже неохотно опускали свои пальчики в краску, боясь запачкаться. Были случаи, когда дети говорили «А почему надо рисовать пальцем, я не хочу». Чувствовалась зацикленность на традиционности, но постепенно это чувство страха прошло, и дети с удовольствием рисовали пальцами первый пушистый снег, веселые горошины, которые падают, подпрыгивают так высоко и весело! И остаются на альбомных листах. Попутно знакомлю с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. В следующий раз на занятии рассказываю сказку о том, как у наседки появилось много пушистых, озорных цыплят. И вот эти цыплята появляются и у нас на листочках. Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмем кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши! Работа выполнялась коллективно, поэтому вызвала большой интерес у детей: каждый хотел, что бы его цыпленок присутствовал на картине, и он мог показать его своим родителям вечером. Наблюдая осенью за рябиной, дети отличали ее красивые, спелые гроздья. Дети с увлечением рисуют на занятии это зимнее угощение снегирям. Рисуют сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз. Тонкой кистью пририсуем веточки и черные точки. Затем зовут птиц на угощение, дети радуются за птиц, считая что, сделали им самый настоящий подарок.
Любят дети рисовать и всей ладонью, но начинали тоже робко, настороженно воспринимали новый способ рисования. А рисовали перчатки, которые потеряли котятки. Но, освоившись, дети с удовольствием обмакивали обе руки в краску. Сколько было неподдельного счастья, что нашлись обе перчатки. В следующий раз после чтения интересного познавательного рассказа В. Гарамылина « Лебедь», мы рисовали этих гордых, белоснежных птиц, опять же ладонью. Приложим ладонь к листу бумаги, отставив в сторону большой палец и отпечаток руки, превращается в лебедя, остается дорисовать «своему» лебедю детали. На этом занятии пополнился словарный запас детей такими словами как лебедушка, царственная птица, плавно кружит, дети вспомнили о том, как осенью они видели этих летящих лебедей, а кто-то из детей слышал, как раздавались выстрелы по ним. Дети осудили стрелявшего и дали свою оценку, что так поступать нельзя, птиц надо беречь. На физминутке этого занятия дети на несколько минут превратились в лебедей и превратились в лебедей и принимали «позу лебедя». Это упражнение укрепляло плечевой пояс, улучшало осанку, вырабатывало устойчивость. Вечером дети с гордостью показывали своих птиц своим родителям. А «Домовенка Кузю» - дети рисовали отпечатком от одной ладони, без пальцев, дети рисовали его с увлечением, у каждого был свой Кузя, хотя в жизни никто никогда его не видел. Были и такие занятия: прошу поставить отпечаток руки на бумаге, а дальше даю детям игровую инструкцию. Это не рука, а волшебник заколдовал в ладошке птицу, животное, цветок, а вы добрые волшебники расколдуйте. И тут дело воображения каждого ребенка! На глазах дети превращали этот отпечаток в кактус, крону деревьев, ежика и т.д.
Мы знаем, что эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует его поведение и поступки. На одном из занятий показали прием «Что у меня в ладони» или «Кто сидит на цветке?» На прозрачном целлофановом листе – божья коровка. Положила на ладонь – «Как живая»! Максим – я тоже хочу такую._ А куда мы ее посадим? – Я нарисую ей цветок – сказал Егор, дети увлеклись рисованием. Кто полянку рисовал, кто цветок, а Саша нарисовал красивый листик. И ко всем прилетела коровка. Перемещая ее с рисунка на рисунок, я видела воображение детей, через игровой прием и их анализ работы. Почему « коровке» захотелось посидеть на том или ином цветке, также они выразили знание цвета.
Не менее интересным и удачным был прием клише. На занятии мы вместе с забывчивым художником отправились в лес на этюды, но позабыли кисточки и рисовали тем, что было у нас под рукой в лесу: листиком, колоском, шишкой, веточкой. Какой след они оставят на бумаге, мы узнаем, если раскрасим природную печать гуашью. Освоение новой изобразительной техники. Интерес к данной работе будет значительно выше в том случае, если каждый ребенок самостоятельно найдет в природе интересные по форме штампы, откроет для себя неожиданные свойства знакомых растительных объектов. Любая экскурсия с детьми на природу имеет познавательное значение: – « Какое красивое небо, нежно голубое, с легкими облаками, а почему они тают? – А я сегодня видел около своего дома красивое облако, оно было похоже на котенка, сказала Милана! – Я тоже видела его – иду в садик, а облако со мной тоже идет, тут как тут – сказала Катя. И новый прием появился на следующем занятии: « Найди облачко» рисовали по сырой бумаге. Промокая в разных местах тряпочкой. На мокрых листах, появились изображения, где яркие, а где прозрачные. И вот они поплыли по нашим небесам и у каждого свои, но на следующем занятии они появились вновь, когда мы рисовали облака способом тампонирования. Здесь облака у нас получились совершенно другими, дети превращали их в различные забавные животные, и не было ни одного одинакового облачка. И вспомнилось наблюдение на прогулке.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Разнообразие материалов в изобразительной деятельности помогают раскрыть ребенку многообразие богатства форм цветов в природе, в окружающей его жизни. Вот упала клякса на лист, возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. А на что похожа клякса – На жука, сказала Катя, нет на кляксу, сказал Саша. – Дети, а вы бывали в стране, где живут веселые кляксы? – Нет? – А хотите? Теперь на нашем полотне художников появилась веселая клякса. «Клякса прыгает и скачет, по листочкам словно мячик» Влево, вправо покатилась, снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать – мышонком,
Неуклюжим медвежонком.
Смело трубочку бери
Ну-ка, клякса оживи.
И по приему, «Кляксография» - дети увидели интересные превращения,.
В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях, событиях, наблюдениях над окружающим. В процессе занимательных рисунков, мы отметили, что среди рисунков детей можно встретить два типа рисовальщиков – наблюдатели и мечтатели. Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых образы сказок, воображения. Создание необходимой атмосферы и выбранный прием, как бы переплетаются и добавляют друг друга. Так у нас появились половинки бабочек, цветов , стрекоз и даже солнышко была половинка. – Дети мы приглашаем вас в страну «Двуляндию». Чем она отличается? Что здесь случилось? Открывая половинку, дети видят симметричное расположение. Дети, рисуя половинку предмета, другой частью листа печатали, получали целый предмет. Очень удачно была проведена инсценировка «Веселые краски». У детей на голове шапочки – кисточки по основным цветам спектра. Я веду сказку «Жили - были шесть дружных красок», ОРАНЖЕВАЯ, КРАСНАЯ, ЖЕЛТАЯ, ГОЛУБАЯ, СИНЯЯ, ФИОЛЕТОВАЯ. Однажды рано утром они выбежали на поляну. На мольберте большой белый лист. А там густой туман. Все белое, белое. Оранжевая – быстро вылезла на лесенку, и раскрасило солнышко, разбежались в сторону теплые лучи. Синяя краска раскрасила васильки. Очень любят девочки из синих васильков веночки плести. – « А кто раскрасит меня!» - Не хочу быть белым – проквакал в тумане лягушонок. Мы – закричали желтая и голубая краски. Вот и стал зеленным лягушонок. А к вечеру вышла фиолетовая краска на поляну. Увидела она белое облако и покрасила она его в фиолетовый цвет. И вдруг загремел гром, засверкала молния, пошел дождь. – Ой, что ты сделал? – закричали краски. Дождик смоет краски. И тут дружные краски одна за другой провели по небу разнообразные линии: оранжевую, голубую, красную, синюю, фиолетовую. И получилась радуга дуга. А когда появляется радуга – значит дождик, кончился. С такой незатейливой имитацией сказки, дети не только рисовали природные явления, они закрепляли цвета, умения получать производный (желтый + голубой = зеленый) умения коллективно создавать картину, радоваться красоте изображения.
Помогали мы и художнику закончить картину. Дети в рисунке видели не достающие детали, закрашивали их, доводили замысел до конца. Задача состояла в том, чтобы все увидели рисунок законченным, в цвете, будь то предмет или пейзаж, т.е. видеть целое.
Очень любят дети и игры – забавы в рисунках. Например: «Кто живет в точках?», «Найди животное» или «Удивительная птица то ли рыба, то ли зверь, ты возьми дружок проверь». – Здесь и смекалка, и умение воображать, ориентироваться на листе, соединять линии в целое. Очень интересно проходили игры – забавы художников «Кто первый нарисует зайчика», «Нарисуй закрытыми глазами и по описанию». Использование таких заданий – шуток очень помогает оживить занятия, уметь посмеяться над собой.
На следующем занятии детей опять ждал сюрприз. А их дети всегда ждут с нетерпением. Неожиданности для того и нужны, чтобы поддерживать интерес к нужной изобразительной деятельности. А сюрпризом был новый способ рисования – мыльными пузырями. Для этого нам понадобился шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью наливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена, осталось приложить пене лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов. Тематика была совершенно разной, у кого-то это были цветы, а у кого-то даже космическое небо. Стараюсь, чтобы дети давали названия получившимся изображениям. Эта сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. А еще рисовали свечкой. Краска скатывается с поверхности, по которой провели свечой. Берем большой тампон с краской, ведем по листу – на цветном фоне появляется рисунок. Дети рисовали «Смешного снеговика», «Елочки в лесу». Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу краской любого цвета. Вот они окрашенные и пушистые и у всех разные. На таких занятиях присутствует красота, добро, желание творить, развиваются технические приемы работы рукой. Однако, цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу: он помогает выявить основные свойства предмета свою индивидуальность.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: мы затронули лишь некоторые способы нетрадиционного рисования, которые мы применяли в кружке, они помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. Стоит только фантазировать и придет радость – радость творчества взрослого и ребенка. А главное – эти необычные способы рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, а занимательный материал не только развлекает ребят, он заинтересовывает, развивает инициативу, стимулирует творческое воображение.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРЫ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШИК» ПО ОБУЧЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННОМУ СПОСОБУ РИСОВАНИЯ
3.1. Первичная диагностика воображения детей старшей группы
Исследование проводилось:……………………………………………
В МДОУ Центр развития ребенка детский сад 44 «Незабудка» г. Южно-Сахалинска. Для исследования уровня развития были взяты 9 детей старшей группы, посещающих кружок. Дети хорошо общаются со сверстниками и взрослыми, легко идут на контакт, выполняют просьбы и поручения, имеют определенные навыки в рисовании. Для определения уровня развития воображения были проведены диагностики по методике А. В. Симоновой, Н. А. Беловой, Р. Я. Васильевой «Дорисовывание фигуры».
Полученные в результате исследования данные заносились в таблицы: Приложение № 1
Результаты, полученные в ходе диагностики, проведенной на первом констатирующем этапе.
В итоге можно сделать вывод, что три ребенка имеют низкий уровень творческого воображения, шесть средний, высокого уровня развития воображения нет. В процентном отношении это выглядит так:
67%
33%
низкий уровень средний уровень высокий уровень – 0 %
В процессе формирующего этапа мы приняли решение провести работу по развитию воображения со всеми детьми, особое внимание уделить детям с низким уровнем воображения.
Формирующий этап проходил …………………………………. ЦЕЛЬ этого этапа: коррекционно-развивающая работа по развитию воображения с помощью нетрадиционных способов рисования в изобразительной деятельности.
Перед собой поставили следующую задачу:
Научить детей дополнять и создавать новые образы в изобразительной деятельности, выполняя свои работы в кружке различными нетрадиционными способами.
На этом этапе проводились занятия по методике Р. С. Немовой «Нарисуй что-нибудь», Л.Ю. Субботиной «Незаконченные рисунки».
Для стимуляции творческой активности детей мы придерживались следующих правил:
Обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать детям прямых инструкций.
Не делать скоропалительных выводов. На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны.
Не сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать сами.
Старались не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.
Предлагали детям творчески решать возникающие у них проблемы, самим пробовать разные варианты. В случае необходимости оказать ребенку помощь, но не «руководить» им.
3.2. Вторичная диагностика.
Итоговый этап психолого-педагогической работы по развитию воображения детей проходил с ……………………………………………….
На итоговом этапе использовались те же методы исследования, что и на констатирующем этапе. Использование этих методов позволило проследить динамику изменений, которые происходили в течение второго формирующего этапа. Все данные заносились в таблицу. Приложение № 2
По результатам итогового этапа можно сделать вывод, о том, что низкого уровня воображения у детей нет, средний уровень развития имеют 7 детей, высокий 2 ребенка. В процентном отношении это выглядит так:
78%
Средний уровень высокий уровень 22% низкий уровень 0%
Для сравнения констатирующего итогового этапов данные полученные в ходе их проведения были занесены в таблицу: Приложение № 3
3.3 Исследование влияния формирующего этапа на развитие воображения.
Уровень развития у 5 детей на формирующем этапе имеет положительную динамику, 3 детей поднялись с низкого уровня на средний уровень, 2 детей со среднего на высокий. В процентном отношении это выглядит так: средний уровень развития творческого воображения детей в ходе использования нетрадиционных способов рисования поднялся на 11 %, появился высокий уровень в размере 22%, детей с низким уровнем развития воображения в кружке нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы была изучена различная педагогическая литература развития воображения дошкольников с помощью нетрадиционных методов рисования.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. Воображение очень важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Воображение – является высшей и необходимейшей способностью человека создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Поэтому для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку воплощать свои замыслы, подчинять свое воображение определенным целям, реализовывать задуманное, испытывая радость творчества, а помогут в этом – нетрадиционные способы рисования и в этом мы убедились. Проводя диагностику творческого развития воображения, когда, сравнив данные на констатирующим и итоговом этапе мы увидели что уровень развития воображения у 5 детей из 9 имел положительную динамику роста.
Ход исследовательской работы определен следующей гипотезой: с применением нетрадиционных способов рисования у детей развивается воображение, внимание, чувство цвета, гармонии и красоты.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: эта гипотеза подтвердилась – это и есть первая ступень «через красоту к человечности», а разнообразие нетрадиционных изобразительных материалов, использование игровых приемов развивает интерес к увиденной красоте, поощряет творческое исполнение в рисунке, т.е. ребенок никогда не будет бояться творить новое и получит возможность самовыражения.
Ребенок действует на основе собственных представлений, по намеченному плану.
Умеет отступать от шаблонности решения.
Создает оригинальное произведение полное и законченное.
На основе исследовательской работы были выданы следующие рекомендации родителям:
принимать своего ребенка таким, кокой он есть;
интересоваться жизнью ребенка, его взглядами;
проводить с ребенком свободное время (читать художественную литературу, посещать театр, кино, знакомить с творчеством великих художников в разных направлениях портретистов, абстракционистов, пейзажистов и т.д., посещение выставок, картинных галерей).
Список использованной литературы
1. Алексеевская В.В. Карандашик озорной. – М., 1999
2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М., 2000.
3. Галанов А. С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.,2000.
4. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.
5. Горичева В.С. Художественно – дидактические игры. Ярославль
6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
8. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
9. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду.- М., 2006.
10. Комарова Т. Детское художественное творчество. – М., 2005. 15.
11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей. – М., 2002
12. Латухи М.Д. Как научиться рисовать – М.: Росмэн, 2000
13. Матюшкина К. Школа кота Да Винчи, 2006
14. Рогаткина Т.И. Как краски искали друзей, ж. Дошкольное воспитание № 11 2000.
15. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.
16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.
17. Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша – М.: Филологическое общество «Слово», 2007.
18. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2001.
19. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
20. Фатеева А.А, Рисуем без кисточки – Ярославль: Академия развития, 2006.
21. Симонова Л.В., Белова Н.А., Визитова С.Ю., Литвинов Н.А., Малюгина О.А., Шумина Е.В., Диагностика познавательных процессов Южно – Сахалинск.: 2003.
| | | | | | | | | Приложение №1 |
| | | | | | | | | | | |
| Результаты, полученные в ходе диагностики, | | |
| проведенной на первом констатирующем этапе. | |
| | | | | | | | | | | |
№ | Имя ребенка | 1 вариант задания | 2 вариант задания | 3 вариант задания | промежуточный |
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
1. | Катя М. | | * | | | * | | | * | | средний |
2. | Саша К. | | * | | | * | | | * | | средний |
3. | Милана К. | | * | | | * | | | * | | средний |
4. | Камилла Т. | | * | | | * | | * | | | средний |
5. | Ми Сун | | * | | | * | | * | | | средний |
6. | Настя К. | | * | | | * | | * | | | средний |
7. | Дива П. | | * | | * | | | * | | | низкий |
8. | Марго П. | | * | | * | | | * | | | низкий |
9. | Алина П. | | * | | | * | | | * | | средний |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | Приложение №2 |
| | | | | | | | | | | |
| | Вторичная диагностика | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
№ | Имя ребенка | 1 вариант задания | 2 вариант задания | 3 вариант задания | промежуточный |
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
1. | Катя М. | | | * | | * | | | * | | средний |
2. | Саша К. | | | * | | * | | | * | | средний |
3. | Милана К. | | | * | | | * | | | * | высокий |
4. | Камилла Т. | | * | | | * | | | * | | средний |
5. | Ми Сун | | | * | | * | | | * | | средний |
6. | Настя К. | | * | | | * | | | * | | средний |
7. | Дива П. | | * | | | | | * | | | средний |
8. | Марго П. | | * | | | | | * | | | средний |
9. | Алина П. | | | * | | | * | | | * | высокий |
| | | | | | | |
| | | | | | Приложение № 3 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | Констатирующий итоговый этап | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
№ | Имя ребенка | I Этап | II Этап |
1. | Катя М. | средний | средний |
2. | Саша К. | средний | средний |
3. | Милана К. | средний | высокий |
4. | Камилла Т. | средний | средний |
5. | Ми Сун | средний | средний |
6. | Настя К. | средний | средний |
7. | Дива П. | средний | средний |
8. | Марго П. | средний | средний |
9. | Алина П. | средний | высокий |