СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по введению, уточнению, закреплению в речи детей слова «Аквариум»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового занятия на тему: "Работа по введению, уточнению, закреплению в речи детей слова «Аквариум»"

Просмотр содержимого документа
«Работа по введению, уточнению, закреплению в речи детей слова «Аквариум»»

Работа по введению, уточнению, закреплению в речи детей слова «Аквариум»

Создание положительной мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня на занятии. У нас на уроке будет важный гость, ждем его с минуты на минуту (Раздается стук). Ребята, вы слышите? Кто-то стучит (еще стук), это, наверное, гость пришел, впустим его?

Ученики: Да!

Этап I. Введение слова в пассивный словарь

Учитель: Ребята, к нам на урок пришел кот Василий (достаем игрушку кота).

Василий: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Друг попросил меня купить кое-что в магазине, а я не знаю, как эта вещь называется.

Учитель: Поможем Васе?

Ученики: Да!

Учитель: Отлично! Василий, показывай, что тебе надо купить?

Василий: Посмотрите (достаем лист с иллюстрацией аквариума). Что это?

(учитель вешает на доску иллюстрацию)

Учитель: Ребята, вы знаете, что это?

Ученики: Нет! (если какой-то ученик знает, то спрашиваем у него, что это такое и говорим другим ученикам: «Сейчас мы узнаем, прав(ы)(Имя/имена ученика/ учеников)или нет).

Предъявление слова в контексте

Учитель: Ребята, Василия попросили купить АКВАРИУМ (произносим слово утрированно, выделяя его голосом). Вот он, посмотрите на картинку (обводим указкой аквариум). Это – аквариум. Давайте представим, что мы болеем за команду, которая называется «аквариум». Давайте, все вместе: А-КВА-РИ-УМ (на этом этапе используется прием скандирования, слово «аквариум» произносится три раза громко и по слогам). Отлично, молодцы! Теперь произнесем слово слитно, АКВАРИУМ. Все вместе – аквариум. Молодцы! Давайте поиграем в «Телефон» (используется прием «передай по цепочке», ученики уже знакомы с этим приемом).

Ученики: произносят слово громко по цепочке.

Учитель: Молодцы, ребята!

Толкование слова

  1. Запрос толкования у детей

Учитель: Ребята, что такое аквариум?

Ученики: дают или не дают толкование слова

  1. Объяснение слова

Учитель: Аквариум – это стеклянный, прозрачный дом, в который наливают воду для того, чтобы поселить туда рыб. Аквариум – это помещение для содержания домашних животных. Кроме рыб там могут жить водные черепахи, морские звезды. В аквариум добавляют еще разноцветные камушки, водоросли, каменные домики для рыб.

  1. Сравнение слова с близкими по значению словами

(Учитель вывешивает на доску две иллюстрации: аквариум, стеклянная миска).

Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Что это? (показываем на первую иллюстрацию).

Ученики: Это миска.

Учитель: Правильно, ребята, это миска. Что это? (показываем на вторую иллюстрацию).

Ученики: Это аквариум!

Учитель: Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите внимательно на картинки, на которых изображены миска и аквариум. Миску обычно используют для еды, туда кладут салаты, различные блюда. В миске также могут замешивать тесто. В аквариуме плавают рыбы, а в миске нет. В аквариуме могут расти водоросли, лежать искусственные камни, домики для рыб, а в миске этого быть не может. Миска – это посуда, а аквариум – это дом для рыб (педагог параллельно с рассказом показывает различия, водя указкой по иллюстрациям).

Аналогично проводим работу с другими иллюстрациями

Отличие аквариума от банки: в аквариуме широкое горлышко, а в банке – узкое. Банка обычно закрывается крышкой, а аквариум – нет. Банка – это посуда, а аквариум – домик для рыб.

Отличие аквариума от коробки для хранения: аквариум сделан из стекла, коробка для хранения делается из пластика..

Отличие аквариума от террариума: в аквариум всегда наливают воду, там живут подводные животные, а террариум – без воды, это дом для наземных животных, например, ящериц, змей, хамелеонов и т.д.

Учитель: Ребята, а где еще могут жить рыбы?

Ученики: в море, в реке, в озере, в океане.

Учитель: Хорошо, правильно.

Отличие аквариума от моря: рыбки живут в воде, поэтому вода – это дом для рыб, аквариум – тоже. Но главное отличие аквариума от моря, океана, реки, озера в том, что аквариум – это емкость, в нее можно налить воду, поставить дома на стол и смотреть, как плавают рыбки.

Учитель: Мы увидели, что аквариум отличается от других похожих предметов. Запомните, ребята, аквариум – это дом для рыб.

  1. Установление связи с жизнью ребенка

Учитель: Ребята, а вы где-нибудь видели аквариум?

Ученики: рассказывают, видели ли аквариум и где.

Учитель: Хорошо, действительно, аквариум может быть у вас дома, у соседей, у родственников, у друзей, в магазине, в больнице, в кафе.

Этап III. Закрепление значения слова

Учитель: Посмотрите внимательно на картинку. У аквариума есть прозрачные стены, пол. В аквариуме плавают рыбки, растут водоросли. Некоторые люди любят ставить в аквариуме домики для рыб. Ребята, а вы знали, что аквариумы бывают разными? (Вешаем иллюстрации разных аквариумов на доску).



Учитель: Посмотрите внимательно на картинки, чем отличаются эти аквариумы?

Ученики: Первый аквариум прямоугольный и большой, у него есть крышка, второй круглый и маленький, у него крышки нет.

Учитель: Молодцы, ребята, как вы думаете, где будет удобнее жить десяти рыбкам: в первом или втором аквариуме?

Ученик: В первом

Учитель: Почему ты так решил (а)?

Ученик: Первый аквариум гораздо больше, там рыбкам будет удобнее.

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Я тоже согласна с Дашей. Первый аквариум большой, вместительный, там могут жить несколько рыбок, а второй аквариум маленький, такие аквариумы обычно покупают для одной рыбки.

Аналогичная работа проводится с другими иллюстрациями. Рассказываем детям, что аквариумы бывают разные: разного цвета, размера, формы, с разным дизайном, с крышкой, без крышки. Предлагаем иллюстрации с различными видами аквариумов.





Учитель: Мы с вами узнали, какими бывают аквариумы. А теперь давайте поиграем в игру (раздаем детям карточки с изображением аквариума). На доске будут появляться различные изображения, а вам нужно поднять карточку с изображением аквариума, когда вы увидите аквариум.

Изображения:



Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично справились!

Учитель: Когда я купила в магазине рыбку, я ее поселила в террариуме. Правильно ли я сказала?

Ученики: Нет!

Учитель: Что я неправильно сказала?

Ученик: Вы неправильно сказали, что рыбка будет жить в террариуме, там же нет воды, рыбка должна жить в аквариуме.

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Молодцы, вы правы. А как нужно сказать правильно?

Ученик: Когда я купила в магазине рыбку, я ее поселила в аквариуме.

Выполнение упражнений

Репродуктивные упражнения

Учитель: Правильно, молодец! А теперь посмотрите на картинки.

Куда мы будем ставить аквариум: на специальную тумбу или рядом с телевизором?

Ученики: на тумбу!

Учитель: правильно, молодцы!

Этап IV. Активизация слова в речи

Учитель: Ребята, посмотрите на картинку.

Этот аквариум в форме прямоугольника, какой это аквариум?

Ученик: Прямоугольный

Учитель: Повторим, прямоугольный аквариум

Ученики: Прямоугольный аквариум

Учитель: Хорошо, какой аквариум по размеру?

Ученики: Большой

Учитель: Правильно, а как мы скажем полностью?

Ученик: большой аквариум

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Выполнение продуктивных упражнений

Учитель: Правильно! Молодец! Посмотрите на следующую картинку.

Учитель: Этот аквариум другой формы, Саша, какой аквариум?

Ученик: Круглый

Учитель: Саша, скажи полным предложением

Ученик: Это круглый аквариум

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Хорошо, я тоже согласна с Сашей, молодец. Какого размера аквариум, Маша?

Ученица: маленького

Учитель: Тогда аквариум какой?

Ученица: аквариум маленький

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Молодцы! Посмотрите на картинку.

(Детям дается задание описать иллюстрацию. Учитель задает вспомогательные вопросы: Что делает девочка? Где стоит девочка, возле чего? Какой формы аквариум? Кто живет в аквариуме? Чем кормит девочка рыбку? Где живет рыбка? Что находится в аквариуме? Придумайте имя для девочки, для рыбки. Дети должны отвечать полным предложением, используя в речи слово «аквариум»).

Подведение итогов занятия

Василий: Большое спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое аквариум, каких видов он бывает, без вас я бы не справился. Еще раз спасибо за помощь, до свидания!

Учитель: До свидания, Василий, приходи к нам еще! Вы большие молодцы. Хорошо поработали сегодня. Давайте вспомним, где живут рыбы в доме? А какие аквариумы бывают? Из чего их делают: из пластика или стекла? Хорошо! Молодцы!

Проводим самооценку и оценку детей.