СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

Вещева Е.И, учитель истории и обществознания

МАОУ «Посольская СОШ».



Работа по выявлению и развитию способностей

учащихся на уроках истории и обществознания

 



Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут в информационном обществе, в век новых открытий и динамичного прогресса. И задача учителя – вовремя выявлять индивидуальные способности детей, поддерживать и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Обучение способных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для детей, более способных к творческой деятельности, специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.

Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся конкурсы, интеллектуальные марафоны, предметные недели. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальная игра БРЕЙН-РИНГ, предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. 
Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 9 и 11 классах, оказываю им консультативную помощь. 

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность.

Диагностический инструментарий: 

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

4. Развитие элементов критического мышления.

Групповая работа. Работа в группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой группе можно использовать на любом уроке. При начале работы в группах лучше группы по два человека. Далее можно наращивать, но не более 8 человек. Для меня наиболее оптимальна работа в группе 5 человек, при нечетности легче решить проблему. Среди них сильные и слабые, можно разные национальности (если есть проблема), девочки и мальчики. Мои правила работы при организации групповой деятельности:

• Готовить четкие инструкции для работы группы, инструкции в письменном виде должны быть у учащихся

 • Быть готовым  к повышенному шуму, характерному для метода работы в группах;

 • Переходить от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекать внимание на себя;

• Убедиться в том, что учащиеся сидят в кружке - «плечом к плечу, глаза в глаза». Все члены группы должны хорошо видеть друг друга;

 • Быть внимательным  к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечь справедливый выбор докладчика.

 • Приготовить дополнительное задание, которым может заняться группа, справившаяся с основным. Очень хорошо, если результат групповой работы нагляден (синквейн, мини-газета, эмблема, коллаж, схема, график и т.д.). Рисование можно использовать в группе с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания. Рисование полезно при обучении правам человека потому, что работы участников могут быть выставлены на школьной выставке, что даст возможность большему количеству ребят познакомиться с понятиями прав человека

Ролевая игра. Детей можно научить многим серьезным вещам через ролевую игру. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализации, приобретение нового социального опыта, формирование и развитие новых сторон образа «Я».

 Игра увлекает и включает ребенка в новые социальные отношения. Перед игрой необходимо сделать понятное объяснение правил игры,  обратить внимание на ее обучающее значение. В ходе игры нужно уважать чувства, которые она может навеять на участников и зрителей. Необходимо оставить время для обсуждения итогов игры, узнать мнения участников и зрителей об игре. Конечно такой урок требует большой подготовки со стороны учителя: необходимо расписать роли участников, предложить примерные варианты этих ролей, но при этом обязательно нужно поощрять творчество учащихся. И если первая игра будет опираться в основном на предложенный сценарий, то следующая - на детские сценарии, можно заранее предложить темы, тогда возможно и появление различных реквизитов

 Анализ конкретных ситуаций. Цель этого метода - объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему. В основе метода конкретных ситуаций лежит описание ситуации (в различных сферах жизни общества: экономической, духовной, социальной, правовой) или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия ученика. При изучении  конкретной ситуации, и анализе конкретного примера учащийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

 1) Подготовительный этап;

2) Ознакомительный этап;

3) Аналитический этап;

4) Итоговый этап.

 На первом этапе учитель выбирает конкретную ситуацию, конкретизирует цели. Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса или соответствовать потребностям сегодняшних учеников. На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной  ситуации. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

 Анализ содержит:

 - выявление признаков проблемы;

 - постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

 -  различные способы действия;

 -  альтернативы и их обоснование;

 - анализ положительных и отрицательных решений;

 - первоначальные цели и реальность ее воплощения.

 Итогом является конкретное решение. Для учащихся среднего звена можно в данной работе использовать тризовскую игру «ДА-НЕТКа». Когда каждая ситуация оценивается с точки зрения отрицательного и положительного и делается соответствующий вывод. Прием «ДА-НЕТКа» может быть использован на любом уроке, на классном часе, взрослыми людьми при анализе конкретных событий, так как прием жизнеутверждающий – не бывает абсолютно плохих ситуаций, в любой можно найти решение. На основе этого приема учащиеся старших классов самостоятельно выявляют проблему, находят способы ее решения.

С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия. Работаем не только с заданиями, но и с другими учебниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На наших встречах я создавал проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы.

Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений. Как создавать ситуацию успешности на занятиях? Прежде всего, развивать в ученике поисковую активность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинств ученика, становится основным фактором развития творческой и целеустремленной личности. Как педагог я твердо уверена, что успех порождает успех.

В заключении я хотела бы сказать, что применяя различные виды работы направленные на выявление одарённых детей, получила следующие результаты: - Качество знаний повысилось; ежегодно мои ученики сдают экзамены по истории и обществознанию. Показывают наплохие результаты, поступают в ВУЗы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!