СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с чувствами агрессии у ребенка с помощью методов арт-терапии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, либо у детей отсутствуют навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка психологу необходимо проводить  системную коррекционную работу.

Просмотр содержимого документа
«Работа с чувствами агрессии у ребенка с помощью методов арт-терапии»

Работа психолога с учащимися начальных классов.

Работа с чувствами агрессии у ребенка с помощью методов арт-терапии.


Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, либо у детей отсутствуют навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Данную модель поведения в семье ребенок часто переносит в детский сад и школу.

Для того, чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка психологу необходимо проводить системную коррекционную работу в нескольких направлениях:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

  2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в разных ситуациях;

  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

  4. Формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в направлениях:

- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Некоторые методики диагностики агрессивного поведения у детей:

  1. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

  2. Проективная методика «Кактус»

  3. Методика «Тест руки»

  4. Методика «Кинетический рисунок семьи»

  5. Опросник Басса-Дарки

  6. Тест «Сказки Дюсса»



Индивидуальное занятие педагога-психолога

в работе с чувствами агрессии методами арт-терапии


Аннотация: данное занятие является одним из 10 занятий сертификационной коррекционной программы по арт-терапии «Формирование навыков саморегуляции у младших школьников с помощью методов арт-терапии».

Материалы: пуговицы, цветные карандаши, листы А4, А3, ватман, песочница, декоративный скотч, стразы, наклейки, самоклеящаяся бумага и др.

Цели занятия: отреагирование чувств гнева, агрессии приемлемыми способами, стабилизация психоэмоционального состояния, формирование навыков эффективного взаимодействия, формирование положительного образа-Я.

Ход занятия:

Этап 1. Техника «Пять пуговиц»

После вступительной беседы о целях занятия, приступаем к технике «Пять пуговиц».

Цель: данная техника является очень увлекательным для ребенка занятием, которое помогает ему контролировать силу эмоционального посыла, понимать, какой силы выброс энергии он может создать, и к чему это может привести.

Материалы: 5 пуговиц различной формы и размеров.

1. Пуговицы выкладываются в ряд на небольшом расстоянии друг от друга;

2. Щелчком пальца ребенку необходимо запустить пуговицы на равное расстояние. В начале это задание кажется простым, но затем ребенок понимает, что, на самом деле, не всегда с первого раза удается правильно распределить силу удара;

3. Просим повторить упражнение, теперь уже, предлагая ребенку использовать все комбинации пальцев, не только указательный и большой. Просим ребенка отследить, как по-разному работают его пальцы, и как по-разному распределяется сила удара.

Идеальный вариант этой практики – когда ребенок делает упражнение одновременно двумя руками, и левой, и правой, но на правой руке работают, например, большой и указательный пальцы, а на левой – мизинец и большой палец. Это очень похоже на полушарное рисование песком. Пуговицы используются разные по размеру и по весу.

После «разогрева» с пуговицами необходимо перейти в более спокойный ритм.

Этап 2 Динамическое рисование форм (по книге «Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм» Петер Бюхи)

Цель: структуризация эмоционального состояния.

1. Выбрать цветной карандаш любого цвета. Можно рисовать на доске, ватмане прикрепленном к стене, листе формата А3.

Инструкция: вспомнить какую-либо неприятную ситуацию, озвучить чувство, связанное с этой ситуацией, рисовать линии на ватмане в любом направлении («линии, которые идут ниоткуда и никуда»)

2. Рисуем на листе формата А3,который размещен на столе.

Инструкция: рисовать линии только в одном направлении (например, слева направо)

3. Рисуем на листе формата А4, который размещен на столе.

Инструкция: поставить точку в центре. От центра проводить линии к периферии ( «как солнышко»)

4. Рисуем на листе формата А4, который размещен на столе (можно рисовать в песочнице на песке, на манке и др.)

Инструкция: Поставить точку в центре. Рисуем линии от угла к центру.

Прорисовав линии, важно спросить ребенка как он себя чувствует? Какие ощущения в теле?

Этап 3 Техника «Ребенок, который не умеет дружить»

Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия, отреагирование негативный эмоций, воспоминаний.

Материалы: лист А4, цветные карандаши

Лист А4 складываем пополам как книжку.

Инструкция: на внутренней стороне «книжки» нарисуй ребенка, который не умеет дружить. На «обложке» нарисуй человека, который умеет дружить.

Далее проводим беседу:

  1. Дай название рисунку №1 и рисунку №2

  2. Что чувствует первый и второй ребенок?

  3. Чего боится первый и второй ребенок?

  4. Чего бы очень хотелось первому и очень хотелось второму ребенку?

  5. О чем мечтает первый и второй ребенок?

  6. Что делает первый и второй ребенок, когда ему плохо?

  7. Есть ли между ними что-то общее?

  8. Если бы у второго ребенка (который умеет общаться) была бы возможность помочь ребенку, который не умеет дружить, как бы он ему помог, как бы его поддержал, чтобы он ему сказал?

Заключительный этап. Ресурсная техника «Девочка, похожая на меня» («Мальчик похожий на меня»)

Материалы: шаблон из картона девочки/мальчика, карандаши, фломастеры, декоративный скотч, стразы, наклейки, самоклеящаяся бумага и др.

Цель: повышение самооценки, коррекция образа-Я

Инструкция: Жила-была девочка, похожая на тебя (жил-был мальчик, похожий на тебя) (ребенку демонстрируется бумажный шаблон). Давай украсим эту девочку с помощью различных материалов. Ребенок рисует кукле лицо, одежду, украшает с помощью предложенных материалов. Когда кукла готова, важно провести с ребенком беседу:

- Как ее зовут?

- Какая она?

- Что она любит делать больше всего?

- Что у нее лучше всего получается?

- Что надо делать этой девочке, чтобы у нее было много друзей?

(В завершении техники ребенку можно предложить забрать свою куколку с собой).

Подводим итоги занятия:

-Что сегодня делали на занятии?

-Чему научились?

-Что понравилось больше всего?


Список литературы:


  1. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Лютова Е.К., Г.Б.Монина Г.Б.

  2. Агрессия у детей и подростков. Платонова Н.М.

  3. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Смирнова Т.П.

  4. Практикум по арт-терапии в работе с детьми: научно-методическое пособие. Тарарина Е.В.

  5. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм. Петер Бюхи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!