СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Релаксация, как средство снятия психоэмоционального напряжения детей, переживших насилие

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЛАКСАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ

Комплексная психологическая реабилитация детей и подростков, направлена на:

- восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;

- создание чувства безопасности, защищённости;

- достижение релаксирующего эффекта;

- возвращение способности ощущать своё тело;

- восстановление тактильной чувствительности;

- развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

 

Релаксация –произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, расслабления мышц.

Релаксация — состояние слабого напряжения, в котором снижен эмоциональный уровень, особенно уровень таких эмоций, как тревога, страх, гнев и т.п.

Оборудование «Зеленой комнаты», позволяет включить в работу и эффективно использовать в качестве фонового наполнения занятия, такие техники, как релаксацию с применением визуализации и арттерапию – это лечение изобразительным искусством. Данная методика включает в себя такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, арома-терапия, цветотерапия и многие другие. Известно, что арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента.

Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Прослушивание произведений и музыкальных отрывков, формируют определенную атмосферу занятия, оказывают успокаивающий и расслабляющий эффект или в зависимости от преследуемых целей, способны стимулировать эмоции и ассоциации.

Специалистами в области ароматерапии разработаны принципы воздействия определенных эфирных масел на человека. Правильно применяя и грамотно составляя композиции из эфирных масел, можно добиться гармонизации эмоционального фона при раздражительности, конфликтности, беспокойстве, нарушениях внимания. При всей благоприятности ароматерапии, необходимо учитывать индивидуальную переносимость используемых эфирных масел, во избежание возможных аллергических реакций.

Использование песочной терапии, позволяет найти доступ во внутренний мир ребенка. Так же это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания.

Проведение занятий с детьми пережившими насилие и жестокое обращение в Зеленой комнате, усиливает эффект применяемых упражнений. Например, предлагая ребенку провести время в комнате, расположится в удобной ему позе, воспроизводится музыка, без предварительных инструкций, ребенку позволяется побыть в состоянии покоя достаточное количество времени, по истечение которого, ребенку дается возможность записать какие мысли возникали, насколько ему понравилась музыка и почему. Благодаря совокупности методик, таких как музыкотерапия, арт-терапия, песочная терапия используемых в работе, результат от проведенного упражнения, усиливается и позволяет добиться положительных результатов значительно быстрее, нежели используя, эти же упражнения в обычном кабинете.

Техники, используемые в работе с детьми:

- ТЕПЛЫЙ, КАК СОЛНЦЕ, ЛЕГКИЙ КАК ДУНОВЕНИЕ (С 8 ЛЕТ)

Обсуждение: Когда вы были напряжены? Когда вы были расслаблены? Почему каждый из нас не похож на других, уникален? Что в вашей радуге особенно прекрасно?

- ВОДОПАД, УЛЫБКА, СЧАСТЬЕ, ЗВЕЗДА, СПОКОЙНОЕ МЕСТО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ, НАЗАД В БУДУЩЕЕ, РАДУГА, ПРЕВРАЩЕНИЯ (С 6 ЛЕТ), ГРОМКО И ТИХО (с 6 лет), БЕСЕДА С ДЕРЕВОМ (С 8 ЛЕТ), ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ЛЮБИМЫМ С 8 ЛЕТ, ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ (С 9 ЛЕТ), ЦВЕТОК (С 8 ЛЕТ)

 

- СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ (с 6 лет)

Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом.

Возраст: 7-10 лет.

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

Проведение упражнения: в упражнении поочередно расслабляются части тела: правая, левая нога, живот, ягодичные мышцы, спина, плечи и голова, руки, шея, глаза, уши, рот.

После выполнения рекомендуется выполнить рисунок «Мое тело».

 

- СПАСИБО МОЕМУ ТЕЛУ (с 14 лет),

Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом.

Возраст: с 14 лет.

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

 

- ВЕРНЫЙ ДРУГ

Цель: проработать чувство вины, беспомощности.

Возраст: с 10 лет

- ДВЕ МИНУТЫ ОТДЫХА

Цель: возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

- ДЫХАНИЕ

Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая и индивидуальная

Проведение упражнения: «Сядьте на стул. За­кройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь толь­ко на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, за­помните, как вы дышите в состоянии покоя, за­фиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.

- КРИК

Цель: разрядка чувства фрустрации, гнева, ярос­ти и т. д.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

 

Вывод

Безусловно, «Зеленая комната», как самостоятельное и отдельное средство, не может решить всех целей и задач, необходимых для помощи детям, пережившим насилие и жестокое обращение. Поэтому занятия необходимо проводить в рамках специально разработанной индивидуальной программы, учитывающей потребности ребенка, особенности и специфику проблемы каждого отдельного случая насилия и жестокого обращения. В свою очередь опыт показал, что используя возможности Зеленой комнаты в работе с детьми – жертвами насилия и жестокого обращения, значительно повышается эффективность проводимых мероприятий. Комплексный подход, реализуемый в рамках использования возможностей комнаты, ускоряет процесс снятия эмоционального напряжения, снижает уровень проявления агрессии, стабилизирует эмоциональный фон, дает возможность создавать условия для применения навыков отреагирования чувств и эмоций в различных ситуациях.

 

Просмотр содержимого документа
«Релаксация, как средство снятия психоэмоционального напряжения детей, переживших насилие»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОГКУСО «КИРОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «Вятушка» релаксация КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ         Подготовила: педагог-психолог    первой квалификационной категории   Яна Алексеевна Турковская

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОГКУСО «КИРОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «Вятушка»

релаксация

КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ

Подготовила: педагог-психолог

первой квалификационной категории

Яна Алексеевна Турковская

Комплексная психологическая реабилитация детей и подростков, направлена на: восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги; создание чувства безопасности, защищённости; достижение релаксирующего эффекта; возвращение способности ощущать своё тело; восстановление тактильной чувствительности; развитие позитивного общения и взаимодействия.

Комплексная психологическая реабилитация детей и подростков, направлена на:

  • восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
  • создание чувства безопасности, защищённости;
  • достижение релаксирующего эффекта;
  • возвращение способности ощущать своё тело;
  • восстановление тактильной чувствительности;
  • развитие позитивного общения и взаимодействия.
Релаксация Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, расслабления мышц. Релаксация — состояние слабого напряжения, в котором снижен эмоциональный уровень, особенно уровень таких эмоций, как тревога, страх, гнев и т.п.

Релаксация

  • Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, расслабления мышц.
  • Релаксация — состояние слабого напряжения, в котором снижен эмоциональный уровень, особенно уровень таких эмоций, как тревога, страх, гнев и т.п.
Упражнения ТЕПЛЫЙ, КАК СОЛНЦЕ, ЛЕГКИЙ КАК ДУНОВЕНИЕ (С 8 ЛЕТ) Обсуждение: Когда вы были напряжены? Когда вы были расслаблены? Почему каждый из нас не похож на других, уникален? Что в вашей радуге особенно прекрасно? ВОДОПАД УЛЫБКА СЧАСТЬЕ ЗВЕЗДА СПОКОЙНОЕ МЕСТО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ ГРОМКО И ТИХО (с 6 лет) БЕСЕДА С ДЕРЕВОМ (С 8 ЛЕТ) ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ЛЮБИМЫМ (С 8 ЛЕТ) ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ (С 9 ЛЕТ) ЦВЕТОК (С 8 ЛЕТ) СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ (с 6 лет) Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом. Проведение упражнения:  в упражнении поочередно расслабляются части тела: правая, левая нога, живот, ягодичные мышцы, спина, плечи и голова, руки, шея, глаза, уши, рот. После выполнения рекомендуется выполнить рисунок «Мое тело».   СПАСИБО МОЕМУ ТЕЛУ Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом. Возраст: с 14 лет. Форма проведения : групповая и индивидуальная.

Упражнения

  • ТЕПЛЫЙ, КАК СОЛНЦЕ, ЛЕГКИЙ КАК ДУНОВЕНИЕ (С 8 ЛЕТ)

Обсуждение: Когда вы были напряжены? Когда вы были расслаблены? Почему каждый из нас не похож на других, уникален? Что в вашей радуге особенно прекрасно?

  • ВОДОПАД
  • УЛЫБКА
  • СЧАСТЬЕ
  • ЗВЕЗДА
  • СПОКОЙНОЕ МЕСТО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
  • ГРОМКО И ТИХО (с 6 лет)
  • БЕСЕДА С ДЕРЕВОМ (С 8 ЛЕТ)
  • ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ЛЮБИМЫМ (С 8 ЛЕТ)
  • ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ (С 9 ЛЕТ)
  • ЦВЕТОК (С 8 ЛЕТ)
  • СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ (с 6 лет)

Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом.

Проведение упражнения:  в упражнении поочередно расслабляются части тела: правая, левая нога, живот, ягодичные мышцы, спина, плечи и голова, руки, шея, глаза, уши, рот.

После выполнения рекомендуется выполнить рисунок «Мое тело».

  •   СПАСИБО МОЕМУ ТЕЛУ

Цель: снятие мышечных зажимов, работа с телом.

Возраст: с 14 лет.

Форма проведения : групповая и индивидуальная.

Упражнения

  • ВЕРНЫЙ ДРУГ

Цель: проработать чувство вины, беспомощности.

Возраст: с 10 лет

«Кому вы доверяли свои заботы и проблемы, когда были маленькими? Может быть это были ваши родители или дедушки с бабушками? Были ли это ваши братья и сестры или друзья? А может быть это были ваши игрушки или добрая фея?

А с кем разговариваете сейчас, когда хотите поделиться какой-нибудь проблемой или заботой? Куда вы идете, когда вам хочется поразмыслить о каком-нибудь сложном вопросе?»

Обсуждение: Кто был вашим верным другом? Как вы чувствовали себя в этом упражнении? Чем смог помочь вам верный друг?

  • ДВЕ МИНУТЫ ОТДЫХА

Цель:  возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст : 12-16 лет.

Форма проведения : групповая и индивидуальная.

Проведение упражнения:  «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

  • ДЫХАНИЕ

Цель : уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

Возраст:  12-16 лет.

Форма проведения : групповая и индивидуальная

Проведение упражнения : «Сядьте на стул. За­кройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь толь­ко на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, за­помните, как вы дышите в состоянии покоя, за­фиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.

Упражнения

  • КРИК

Цель: разрядка чувства фрустрации, гнева, ярос­ти и т. д.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: Для выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедив­шись, что никто не услышит ваш крик! Если та­кой возможности нет, то можно использовать дру­гой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глу­бокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подуш­кой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошенности.

Комментарии : Единственным недостатком этого упражнения, является то, что в процессе его вы­полнения может заболеть горло или же можно ох­рипнуть. Поэтому необходимо научиться правиль­но, выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин легких.

  • ИСТЕРИКА

Цель:  снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения : Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или на любую другую мягкую поверхность, на твердой поверхнос­ти это упражнение выполнять не стоит. Смысл уп­ражнения заключается в том, что нужно предста­вить себя ребенком, бьющимся в истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновре­менно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть. Это упражнение дает огромное освобождение.