СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 83»







Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов





Составитель: Алексеева Наталья Николаевна, учитель начальных классов















г. Ульяновск

2019





Как организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Школа разрабатывает для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов специальные программы и обеспечивает все необходимые условия для их образования. Рассказываем, какие и когда. Для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации работает педагогический коллектив – учителя и специалисты сопровождения. Объясняем, какие требования предъявлять к их подготовке.

Образовательная деятельность ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптивная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при наличии даже одного обучающегося с ОВЗ, педагогический коллектив:

– либо разрабатывает АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

– либо АООП для обучающихся с умственной отсталостью на основе учебного плана по приказу Минобрнауки России от 10.04.2002 № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключение Психолого-медико-педагогическая комиссия– для обучающихся с ОВЗ; индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов. Условия для детей с ОВЗ и инвалидностью школа обеспечивает в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ:

– специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

–специальные образовательные программы и методы обучения;

– услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;

–специальные технические средства обучения;

– групповые и индивидуальные коррекционные занятия;

– сокращенное количество детей в учебной группе (классе);

– доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.).

Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с ОВЗ

(Таблица 1):

Вид ОВЗ

Школа

Нарушение зрения


Адаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности вебконтента и веб-сервисов (WCAG). Разместить расписание занятий в доступных слепым или слабовидящим местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля. Организовать поддержку тьютора, который оказывает учащемуся необходимую помощь в получении образования. Выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы. Обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенка

Нарушение слуха

Дублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения. Передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) при организации мероприятий

Нарушение опорнодвигательного аппарата

Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы. Организовать: пандусы; поручни; расширенные дверные проемы; лифты; локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; специальные кресла и другие приспособления. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида или заключением ПМПК организовать работу ассистента (помощника), оказывающего ребенку техническую помощь


Школа руководствуется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015

Какие специалисты организуют образовательную деятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает педагогический коллектив – администрация, учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учителя-логопеды, тьюторы, ассистенты, медицинские работники. Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

Педагоги. В том числе педагогические работники, которые реализуют программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда; по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и повышением квалификации в области инклюзивного образования.

Педагог-психолог. Должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки по специальности «Специальная психология»; по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ. Или педагог-психолог имеет высшее профессиональное образование по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». Педагог-психолог обязательно проходит профессиональную переподготовку в области специальной психологии и повышает квалификацию в области инклюзивного образования.

Учитель-логопед. Должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки по специальности «Логопедия»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». Учитель-логопед обязательно проходит профессиональную переподготовку в области логопедии и повышает квалификацию в области инклюзивного образования.

Воспитатели. Им необходимо высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии. Подготовку воспитатель, который работает с детьми с ОВЗ, и с детьми-инвалидами, подтверждает удостоверением установленного образца о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования. Требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы. А также у педагога дополнительного образования может быть высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и повышение квалификации в области инклюзивного образования.

Руководящие работники. Административные работники образовательной организации вместе с высшим профессиональным педагогическим образованием также должны иметь удостоверение о повышении квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Как администрация ОО распределяет обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ

Учителя и специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения помогают ему выявить особые образовательные потребности детей и проводят коррекционно-развивающие занятия.

Тьютор. Находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы. Может выполнять функции педагога сопровождения, воспитателя, который помогает ребенку с ОВЗ, ведет педагогическую и воспитательную работу на каждом этапе образовательной деятельности. Также тьютор организует общение ребенка с ОВЗ с детским коллективом на переменах, помогает всем участникам образовательной деятельности понять, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать. Тьютор может выполнять функции специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога.

Ассистенты (помощники). Помогают детям с ОВЗ и детям-инвалидам при посещении туалетных помещений, столовой. Переносят инвалидные коляски и ориентируют ребенка в здании ОО. Необходимость организовать техническую помощь детям с ОВЗ и инвалидностью регламентирует ч. 3 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, а также п. 23 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, пп. 18–19 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. Минобрнауки России в Методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленными письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07, рекомендует вводить ставку одного персонального ассистента для помощи двум детям, нуждающимся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание администрация может ввести помощника воспитателя и младшего воспитателя, которые будут выполнять функции ассистента.

Педагог-психолог. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендациями ПМПК. Он проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию высших психических функций, навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития детей. Ставку педагога-психолога в штатном расписании школа открывает, если в ней учатся 20 учащихся с ОВЗ. Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые ОО обязана выполнить. Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ. Для реализации АОП в п. 32 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования приведены штатные единицы для школы:

– учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на 6–12 учащихся с ОВЗ;

– учитель-логопед на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;

– педагог-психолог на каждые 20 учащихся с ОВЗ;

– тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

Чтобы обеспечить ОО специалистами сопровождения, администрация может ввести должности в штатное расписание или расширить должностные обязанности педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и др. А так же использовать ресурсы других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Какой режим дня установить для обучающихся с ОВЗ

На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к режиму отсутствуют, поэтому применяйте СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26. ПМПК может рекомендовать сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного пребывания – не более 4 часов. Эту рекомендацию выполняют педагоги дошкольной ОО и родители ребенка. Режим дня обучающихся в школе по АООП для обучающихся с ОВЗ определяет приложение 2 к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15). Обычные школы, которые обучают по АООП и АОП, используют рекомендации к режиму дня в части учебных занятий, приема пищи, прогулок, физкультурных пауз, дневного сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного дня). Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно п. 8.2 СанПиН 2.4.2.3286-15 питание (полдник), прогулки, дневной сон – для учащихся первого года обучения. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливает ОО и учитывает особые образовательные потребности ребенка, его готовность к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.

Как организовать временной режим обучения детей с ОВЗ

Временной режим обучения обучающегося с ОВЗ определяет учебный план класса (группы) или индивидуальный учебный план. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована урочная и внеурочная деятельность, в т. ч. коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность по программе коррекционной работы и программам дополнительного образования. В середине урока в обязательном порядке учитель проводит физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

Таблица 2. Учебная нагрузка для обучающихся с ОВЗ в неделю

Классы

Урочная деятельность

Аудиторная недельная нагрузка

Количество и продолжительность уроков в день

Начальное общее образование

1-й (1-й дополнительный)

21 ч + 10 ч внеурочной деятельности

Сентябрь – октябрь – до 3 уроков в день по 35 мин каждый. Ноябрь – декабрь – до 4 уроков по 35 мин каждый. Январь – май – до 4 уроков по 40 мин каждый. Один день в неделю – до 5 уроков – за счет урока физической культуры

2–4-й; 5-й – для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра; 6-й – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра

23 ч + часы внеурочной деятельности

До 5 уроков по 40 минут каждый

Основное общее образование

5-й

29 ч

До 6 уроков по 40 мин каждый

6-й

30 ч

До 6 уроков по 40 мин каждый

7-й

32 ч

До 7 уроков по 40 мин каждый

8–9-й

33 ч

До 7 уроков по 40 мин каждый

Среднее общее образование

10–11-й (12-й)

34 ч

До 7 уроков по 40 мин каждый

Какую установить учебную нагрузку для детей с ОВЗ в школе

Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования и раздел VIII СанПиН 2.4.2.3286-15 (табл. 2). В школе занятия для детей с ОВЗ проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг. Внеурочная деятельность составляет до 10 часов в неделю в каждом классе. Из них 5 и более часов занятий коррекционной направленности; остальные – на развивающие области. Продолжительность перерывов:

– либо перемены между уроками от 10 минут и большая перемена после второго или третьего уроков – 20–30 минут;

– либо две большие перемены после второго или третьего уроков по 20 минут каждая и перемены между урочной и внеурочной деятельностью – от 30 минут, динамической паузы – до 45 минут




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!