Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Новикова Л. Г. Протокол № ___ от «30» 08. 2023 г. | «Согласовано» Заместитель директора МКОУ СОШ №1 по УВР __________ Шардакова Т. В. «30» 08.2023 г. | «Утверждено» Директор МКОУ СОШ №1 _________ Живова А. В. « 30» 08.2023 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Я - самоделкин»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(срок реализации 1 год 2023-2024 учебный год)
Направленность: декоративно-прикладная.
Составила:
Незамединова Зарема Михайловна
учитель высшей категории
с. Кочубеевское.
2023 год
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ предполагает признание того, что развитие личности обучающихся зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной, а затем и внеучебной. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка. Этого можно достичь через использование педагогом занятий декоративно-прикладного творчества, ведь это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия декоративно-прикладным творчеством дают реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивают пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность.
Программа «Я – самоделкин» составлена для детей с ОВЗ 2-4 класса.
Цель программы:
развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ОВЗ через освоение технологий декоративно-прикладного искусства.
педагогическая помощь и поддержка обучающегося с ОВЗ
организация социально значимой, творческой деятельности обучающегося.
Задачи:
создание благоприятных условий для развития личности
самоутверждения каждого обучающегося
сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей
Актуальность программы определяет потенциал технологии коллективной и индивидуальной творческой деятельности и возможности обучающегося с ОВЗ в современном процессе внеурочной деятельности. Актуальность обучения детей с ОВЗ заключается в создании условий и оказании помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Помочь ребёнку с ОВЗ научить любить свой труд и стать в нём творцом.
Целевая аудитория - дети с ОВЗ 8-10 лет (ЗПР) получающие образование в общеобразовательной школе.
Содержание программы выделяет четыре основных раздела:
Бумага и картон- 10 часов
Работа с текстильным материалом- 10 часов
Пластилин – 6 часов
Комбинированные работы из различных материалов- 8 часов
Каждый раздел даёт возможность обучающемуся:
1 раздел- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами- чертёжными (линейка, циркуль), режущими(ножницы). Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для выбранного изделия.
2 раздел - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Изготавливать конструкции изделий по рисунку, чертежу, образцу и доступным заданным условиям.
3 раздел - отбирать и выполнять в зависимости от свойства материалов оптимальные и технологические приёмы выполнения выбранной работы.
4 раздел - прогнозировать конечный результат и самостоятельно комбинировать технологии создания поделки.
Реализовать программу «Я – самоделкин» для раскрытия творческого потенциала обучающегося помогает система методических приёмов
«Безопасность» «Информация»
«Наблюдения» «Открытия»
«Замена» «Варианты»
«Творчество»
Каждое занятие включает в себя несколько этапов
Организационно - мотивационный.
Ориентировочный этап.
Операционный этап.
Контрольно – оценочный.
Практические навыки подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностях.
В ходе реализации программы на выходе обучающийся получит возможность:
организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работ
уважительно относиться к труду людей
создавать мыслительный образ конструкции с целью решения определённой задачи
соблюдать безопасные приёмы труда
Формы внеурочной работы могут коллективной и творческой
учитываются интересы и потребности
индивидуальные цели не противоречат общим целям группы
коллективная работа позволяет каждому найти своё значимое место в общем деле
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Раздел 1. Бумага и картон
Тема 1. Театр оригами
Теория – знакомство с оригами. История возникновения оригами. Знакомство с театром масок сказочных персонажей, игрушек и пальчиковым театром
Практика: общие методические указания. Складывание базовых форм – заготовок.
Тема 2. Модули масок.
Теория: Виды модулей. Выбор сказки из предложенных.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение индивидуальных работы «Корона - кольцо».
Тема 3. Кокошник.
Теория: Технология выполнения кокошника. Просмотр готовых изделий. Выбор кокошника
Практика: Выполнение работы с учётом выбранной модели
Тема 4. Маска Мышка
Теория: Загадка про мышонка. Техника выполнения работы.
Практика: Просмотр работ Изготовление работы «Мышка»
Тема 5. Маска лягушка
Теория: Загадка про лягушку. Техника выполнения работы
Практика: Просмотр готовых работ. Выполнение работы.
Тема 6. Маска зайца
Теория: Описание признаков зайца. Техника выполнения работы.
Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы.
Тема 7 Маска лиса
Теория: Описание признаков лисы. Техника выполнения работы.
Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы.
Тема 8 Маска волк.
Теория: Описание признаков волка. Техника выполнения работы.
Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы
Тема 8 Маска медведь
Теория: Разгадывания ребуса. Техника выполнения работы.
Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы
Тема 9 Вырезание и аппликация.
Теория: Из истории ножниц. ТБ с инструментом.
Практика: Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Выпуклая прорезная аппликация.
Тема 10 Играем в театр. Сказка «Теремок»
Теория: Вспоминаем героев сказки и их действия.
Практика: Играем по ролям.
Раздел 2. «Работа с текстильным материалом
Тема 1. Аппликация из цельных ниток
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы: подготовка основы, нанесение ниток на основу, оформление работы.
Тема 2. Аппликация из распущенного трикотажа
Теория: Что такое трикотаж. Материалы и инструменты. Основные приемы (базовые формы).
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций. «Зимующие птицы – снегири, синицы», «Дед мороз, Снегурочка на елке».
Тема 3. Аппликация из жатой ткани
Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выбор ткани, подготовка основы, нарезка ткани нужных размеров необходимых цветов, выполнение работы, оформление работы.
Тема 4. Аппликация из резаных нитей.
Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания резаных нитей
Практика Просмотр видео ролика. Выполнение работы.
Тема 5. Работа со скрученной нитью.
Теория: Материалы и инструменты. Правила создания скрученной нитки
Практика: просмотр ролика. Выполнение работы.
Тема 6. Нитяная графика.
Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания графики.
Практика Просмотр видеоролика. Выполнение работы.
Тема 7. Нитяная графика. Змейка. Ёлочка
Теория: Материалы и инструменты.
Практика: Заполнение фигур «Змейка» Ёлочка»
Тема 8. Макраме.
Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани
Практика
Тема 9. Макраме.
Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани
Практика
Тема 10. Макраме.
Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани
Практика
Раздел 3. Пластилин.
Тема 1. Пластилинография (рисование пластилином).
Теория: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций: «Ветка рябины», «Божья коровка», «Лукошко с грибами», «Аквариум».
Тема 2. «Расписной» пластилин.
Теория: Из чего делают пластилин. Видеоролик. Инструменты для работы.
Практика: Просмотр расписных игрушек. Виды узоров. Подготовка основы для рисунка.
Круги, колечки, линии.
Тема 3. «Расписной пластилин. Игрушка «Барыня ».
Теория: Видеоролик. Инструменты для рабаты.
Практика: Просмотр готовой игрушки. Подготовка индивидуального рисунка.
Создать и украсить свою игрушку- барыню
Тема 4. «Барельеф ».
Теория: Определить понятие « барельеф». Просмотр ролика готовых работ. Инструменты для рабаты.
Практика: Пластилиновая живопись «Русалка».
Тема 5. «Барельеф ».
Теория:. Инструменты для рабаты.
Практика: Пластилиновая живопись « Златовласка»
Тема 6. «Барельеф ».
Теория:. Инструменты для рабаты.
Практика: Пластилиновая живопись « Автопортрет»
Раздел 4. Комбинированные работы из различных материалов
Тема 1. «Забавные поделки».
Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (поролоновые губки, толстый нитки, лоскут цветной ткани, бусинки, маркер). ТБ. при работе. Объемные изделия из мочалок.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Капитошка»
Тема 2. «Мочалка - выручалка»
Теория: Материалы и инструменты (круглая поролоновая губка, картон, трикотаж, готовые глаза, маркер, игла с ниткой. ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Загадка про солнце.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Солнышко»
Тема 3. «Палочка - выручалочка»
Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (деревянная палочка, губка, шнур, ножницы, иголка с ниткой, трикотаж). Объемные изделия из мочалок.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Палочка- выручалочка»
Тема 4. «Коралловый цветок»
Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (синтетическая пряжа разных цветов, крючок, игла с ниткой). ТБ при работе с инструментами.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Удивительный цветок»
Тема 5. «Золотая рыбка»
Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (металлизированная ткань, декоративный шнур, поролон, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из губки
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Золотая рыбка»
Тема 6. «Забавная губка»
Теория: Слушание песенки про осьминожек. Материалы и инструменты. (пластиковая сетка, губка, маркер, пуговицы для глаз, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Осьминожка»
Тема 7. «Забавные мочалки»
Теория: Просмотр отрывка из мультфильма про лягушонка. Материалы и инструменты (бумага, карандаш, махровая ткань зелёного цвета, кусочки фетра разных цветов, мочалка – губка, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Лягушонок Квака»
Тема 8. «Черепашка Наташка»
Теория: Интересные факты о черепахах. Материалы и инструменты (2 губки, пряжа коричневого цвета, крючок, трикотаж, бисер, бечева). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.
Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Черепашка - Наташка»
Ожидаемый результаты:
Укрепление физических и психологических сил детей.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности.
Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
Формирование способности применять теоретические знания на практике.
В процессе реализации программы по окончании дети должны:
знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
знать способы крепления материалов;
уметь работать с различными видами бумаги;
знать основные приемы шитья;
планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
выполнять объёмные поделки;
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;
чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд.
Тематическое планирование
№ п/п | Название изделия | Количество часов | Содержание работы |
Бумага и картон- 10 часов |
1 | Театр оригами. | 1 | Теория – Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Знакомство с театром масок сказочных персонажей, игрушек и пальчиковым театром Практика: Общие методические указания. Складывание базовых форм – заготовок. |
2 | Модули масок. | 1 | Теория: Виды модулей. Выбор сказки из предложенных. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение индивидуальных работы «Корона - кольцо». |
3 | Кокошник. | 1 | Теория: Технология выполнения кокошника. Просмотр готовых изделий. Выбор кокошника Практика: Выполнение работы с учётом выбранной модели |
4 | Маска мышка | 11 | Теория: Загадка про мышонка. Техника выполнения работы. Практика: Просмотр работ Изготовление работы «Мышка» |
5 | Маска лягушка | 1 | Теория: Загадка про лягушку. Техника выполнения работы Практика: Просмотр готовых работ. Выполнение работы |
6 | Маска зайца . | 1 | Теория: Описание признаков зайца. Техника выполнения работы. Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы. |
7 | Маска лиса | 1 | Теория: Описание признаков лисы. Техника выполнения работы. Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы |
8 | Маска медведь | 1 | Теория: Разгадывания ребуса. Техника выполнения работы. Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы |
9 | Играем в театр. Сказка «Теремок» | 1 | Теория: Вспоминаем героев сказки и их действия. Практика: Играем по ролям. |
10 | Вырезание и аппликация. | 1 | Теория: Из истории ножниц. ТБ с инструментом. Практика: Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Выпуклая прорезная аппликация. |
Работа с текстильным материалом- 10 часов |
1 | Аппликация из цельных ниток | 1 | Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы: подготовка основы, нанесение ниток на основу, оформление работы. |
2 | Аппликация из распущенного трикотажа | 1 | Теория: Что такое трикотаж. Материалы и инструменты. Основные приемы (базовые формы). Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций. «Зимующие птицы – снегири, синицы», «Дед мороз, Снегурочка на елке». |
3 | Аппликация из жатой ткани | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выбор ткани, подготовка основы, нарезка ткани нужных размеров необходимых цветов, выполнение работы, оформление работы. |
4 | Аппликация из резаных нитей. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания резаный нитей Практика Просмотр видео ролика. Выполнение работы. |
5 | Работа со скрученной нитью. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Правила создания скрученной нитки Практика: просмотр ролика. Выполнение работы. |
6 | Нитяная графика. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания графики. Практика Просмотр видеоролика. Выполнение работы. |
7 | Нитяная графика. Змейка. Ёлочка | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Практика: Заполнение фигур «Змейка» Ёлочка» |
8 | Макраме. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы. Практика. |
9 | Макраме. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы. Практика. |
10 | Макраме. | 1 | Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы. Практика. |
Пластилин – 6 часов |
1 | Пластилинография» (рисование пластилином). | 1 | Теория: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций: «Ветка рябины», «Божья коровка», «Лукошко с грибами», «Аквариум». |
2 | «Расписной» пластилин. | 1 | Теория: Из чего делают пластилин. Видеоролик. Инструменты для работы. Практика: Просмотр расписных игрушек. Виды узоров. Подготовка основы для рисунка.Круги, колечки, линии. |
3 | Тема 3. «Расписной пластилин. Игрушка «Барыня ». | 1 | Теория: Видеоролик. Инструменты для рабаты. Практика: Просмотр готовой игрушки. Подготовка индивидуального рисунка. Создать и украсить свою игрушку- барыню |
4 | «Барельеф ». | 1 | Теория: Определить понятие « барельеф». Просмотр ролика готовых работ. Инструменты для работы. Практика: Пластилиновая живопись «Русалка». |
5 | «Барельеф ». | 1 | Теория: Инструменты для работы. Практика: Пластилиновая живопись « Златовласка» |
6 | «Барельеф ». | 1 | Теория: Инструменты для работы. Практика: Пластилиновая живопись « Автопортрет |
Комбинированные работы из различных материалов- 8 часов |
1 | «Забавные поделки». | 1 | Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (поролоновые губки, толстый нитки, лоскут цветной ткани, бусинки, маркер). ТБ. при работе. Объемные изделия из мочалок. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Капитошка». |
2 | «Мочалка - выручалка» | 1 | Теория: Материалы и инструменты (круглая поролоновая губка, картон, трикотаж, готовые глаза, маркер, игла с ниткой. ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Загадка про солнце. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Солнышко» |
3 | «Палочка - выручалочка» | 1 | Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (деревянная палочка, губка, шнур, ножницы, иголка с ниткой, трикотаж). Объемные изделия из мочалок. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Палочка- выручалочка» |
4 | «Коралловый цветок» | 1 | Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (синтетическая пряжа разных цветов, крючок, игла с ниткой). ТБ при работе с инструментами. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы «Удивительный цветок». |
5 | «Золотая рыбка» | 1 | Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (металлизированная ткань, декоративный шнур, поролон, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из губки Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Золотая рыбка» |
6 | «Забавная губка» | 1 | Теория: Слушание песенки про осьминожек. Материалы и инструменты. (пластиковая сетка, губка, маркер, пуговицы для глаз, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы «Осьминожка» |
7 | «Забавные мочалки» | 1 | Теория: Просмотр отрывка из мультфильма про лягушонка. Материалы и инструменты (бумага, карандаш, махровая ткань зелёного цвета, кусочки фетра разных цветов, мочалка – губка, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Лягушонок Квака» |
8 | «Черепашка Наташка» | 1 | Теория: Интересные факты о черепахах. Материалы и инструменты (2 губки, пряжа коричневого цвета, крючок, трикотаж, бисер, бечева). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Черепашка - Наташка». |
Итого 34 часа. |
Работы, выполненные обучающимися 2 «В» класса.
Список используемой литературы
1. Е. Колесникова «Забавные мочалки» издательство «Эксмо» 2021 год
2. С. Соколова «Театр оригами. Поделки из бумаги и картона» издательство «Эксмо» 2020 год.
3. Научно- практический журнал. Завуч начальной школы. 2021 год.
4. Т. М. Геронимус «150 уроков технологии в 1-4 классах» Издательство «Новая школа» 2021 год