СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной работе с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей с ОВЗ по технологии. в программе описывается план работы  и рекомендации по проведению уроков технологии с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной работе с детьми ОВЗ»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Новикова Л. Г.

Протокол № ___

от «30» 08. 2023 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МКОУ СОШ №1 по УВР

__________ Шардакова Т. В.

«30» 08.2023 г.


«Утверждено»

Директор МКОУ СОШ №1

_________ Живова А. В.

« 30» 08.2023 г.








Программа внеурочной деятельности

«Я - самоделкин»

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(срок реализации 1 год 2023-2024 учебный год)









Направленность: декоративно-прикладная.

Составила:

Незамединова Зарема Михайловна

учитель высшей категории


















с. Кочубеевское.

2023 год


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ предполагает признание того, что развитие личности обучающихся зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной, а затем и внеучебной.  Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка. Этого можно достичь через использование педагогом занятий декоративно-прикладного творчества, ведь это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия декоративно-прикладным творчеством дают реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивают пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность.

Программа «Я – самоделкин» составлена для детей с ОВЗ 2-4 класса.

Цель программы:  

  • развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ОВЗ через освоение технологий декоративно-прикладного искусства.

  • педагогическая помощь и поддержка обучающегося с ОВЗ

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающегося.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для развития личности

  • самоутверждения каждого обучающегося

  • сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

Актуальность программы определяет потенциал технологии коллективной и индивидуальной творческой деятельности и возможности обучающегося с ОВЗ в современном процессе внеурочной деятельности. Актуальность обучения детей с ОВЗ заключается в создании условий и оказании помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Помочь ребёнку с ОВЗ научить любить свой труд и стать в нём творцом.

Целевая аудитория - дети с ОВЗ 8-10 лет (ЗПР) получающие образование в общеобразовательной школе.

Содержание программы выделяет четыре основных раздела:

  • Бумага и картон- 10 часов

  • Работа с текстильным материалом- 10 часов

  • Пластилин – 6 часов

  • Комбинированные работы из различных материалов- 8 часов

Каждый раздел даёт возможность обучающемуся:

1 раздел- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами- чертёжными (линейка, циркуль), режущими(ножницы). Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для выбранного изделия.

2 раздел - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Изготавливать конструкции изделий по рисунку, чертежу, образцу и доступным заданным условиям.

3 раздел - отбирать и выполнять в зависимости от свойства материалов оптимальные и технологические приёмы выполнения выбранной работы.

4 раздел - прогнозировать конечный результат и самостоятельно комбинировать технологии создания поделки.

Реализовать программу «Я – самоделкин» для раскрытия творческого потенциала обучающегося помогает система методических приёмов

«Безопасность» «Информация»


«Наблюдения» «Открытия»



«Замена» «Варианты»





«Творчество»



Каждое занятие включает в себя несколько этапов

  1. Организационно - мотивационный.

  2. Ориентировочный этап.

  3. Операционный этап.

  4. Контрольно – оценочный.

Практические навыки подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностях.

В ходе реализации программы на выходе обучающийся получит возможность:

  • организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работ

  • уважительно относиться к труду людей

  • создавать мыслительный образ конструкции с целью решения определённой задачи

  • соблюдать безопасные приёмы труда

Формы внеурочной работы могут коллективной и творческой

  • учитываются интересы и потребности

  • индивидуальные цели не противоречат общим целям группы

  • коллективная работа позволяет каждому найти своё значимое место в общем деле


Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.


Раздел 1. Бумага и картон

Тема 1. Театр оригами

Теория – знакомство с оригами. История возникновения оригами. Знакомство с театром масок сказочных персонажей, игрушек и пальчиковым театром

Практика: общие методические указания. Складывание базовых форм – заготовок.

Тема 2. Модули масок.

Теория: Виды модулей. Выбор сказки из предложенных.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение индивидуальных работы «Корона - кольцо».

Тема 3. Кокошник.

Теория:  Технология выполнения кокошника. Просмотр готовых изделий. Выбор кокошника

Практика: Выполнение работы с учётом выбранной модели

Тема 4. Маска Мышка

Теория:  Загадка про мышонка. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ Изготовление работы «Мышка»

Тема 5. Маска лягушка

Теория: Загадка про лягушку. Техника выполнения работы

Практика: Просмотр готовых работ. Выполнение работы.

Тема 6. Маска зайца

Теория: Описание признаков зайца. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы.

Тема 7 Маска лиса

Теория: Описание признаков лисы. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы.

Тема 8 Маска волк.

Теория: Описание признаков волка. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы

Тема 8 Маска медведь

Теория: Разгадывания ребуса. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы

Тема 9 Вырезание и аппликация.

Теория: Из истории ножниц. ТБ с инструментом.

Практика: Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Выпуклая прорезная аппликация.

Тема 10 Играем в театр. Сказка «Теремок»

Теория: Вспоминаем героев сказки и их действия.

Практика: Играем по ролям.

Раздел 2. «Работа с текстильным материалом

Тема 1. Аппликация из цельных ниток

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы: подготовка основы, нанесение ниток на основу, оформление работы.

Тема 2. Аппликация из распущенного трикотажа

Теория: Что такое трикотаж. Материалы и инструменты. Основные приемы (базовые формы).

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций. «Зимующие птицы – снегири, синицы», «Дед мороз, Снегурочка на елке».

Тема 3. Аппликация из жатой ткани

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выбор ткани, подготовка основы, нарезка ткани нужных размеров необходимых цветов, выполнение работы, оформление работы.

Тема 4. Аппликация из резаных нитей.

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания резаных нитей

Практика Просмотр видео ролика. Выполнение работы.

Тема 5. Работа со скрученной нитью. 

Теория: Материалы и инструменты. Правила создания скрученной нитки

Практика: просмотр ролика. Выполнение работы.

Тема 6. Нитяная графика.

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания графики.

Практика Просмотр видеоролика. Выполнение работы.

Тема 7. Нитяная графика. Змейка. Ёлочка

Теория: Материалы и инструменты.

Практика: Заполнение фигур «Змейка» Ёлочка»

Тема 8. Макраме.

Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани

Практика

Тема 9. Макраме.

Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани

Практика

Тема 10. Макраме.

Теория: . Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани

Практика

Раздел 3. Пластилин.

Тема 1Пластилинография (рисование пластилином).

Теория: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций: «Ветка рябины», «Божья коровка», «Лукошко с грибами», «Аквариум».

Тема 2. «Расписной» пластилин.

Теория: Из чего делают пластилин. Видеоролик. Инструменты для работы.

Практика: Просмотр расписных игрушек. Виды узоров. Подготовка основы для рисунка.

Круги, колечки, линии.

Тема 3. «Расписной пластилин. Игрушка «Барыня ».

Теория:  Видеоролик. Инструменты для рабаты.

Практика:  Просмотр готовой игрушки. Подготовка индивидуального рисунка.

Создать и украсить свою игрушку- барыню

Тема 4. «Барельеф ».

Теория:  Определить понятие « барельеф». Просмотр ролика готовых работ. Инструменты для рабаты.

Практика:  Пластилиновая живопись «Русалка».

Тема 5. «Барельеф ».

Теория:. Инструменты для рабаты.

Практика: Пластилиновая живопись « Златовласка»

Тема 6. «Барельеф ».

Теория:. Инструменты для рабаты.

Практика:  Пластилиновая живопись « Автопортрет»

Раздел 4. Комбинированные работы из различных материалов

Тема 1. «Забавные поделки».

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (поролоновые губки, толстый нитки, лоскут цветной ткани, бусинки, маркер).  ТБ. при работе. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Капитошка»

Тема 2. «Мочалка - выручалка»

Теория: Материалы и инструменты (круглая поролоновая губка, картон, трикотаж, готовые глаза, маркер, игла с ниткой. ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Загадка про солнце.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Солнышко»

Тема 3. «Палочка - выручалочка»

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (деревянная палочка, губка, шнур, ножницы, иголка с ниткой, трикотаж). Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Палочка- выручалочка»







Тема 4. «Коралловый цветок»

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (синтетическая пряжа разных цветов, крючок, игла с ниткой). ТБ при работе с инструментами.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Удивительный цветок»

Тема 5. «Золотая рыбка»

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (металлизированная ткань, декоративный шнур, поролон, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из губки

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Золотая рыбка»

Тема 6. «Забавная губка»

Теория: Слушание песенки про осьминожек. Материалы и инструменты. (пластиковая сетка, губка, маркер, пуговицы для глаз, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Осьминожка»

Тема 7. «Забавные мочалки»

Теория: Просмотр отрывка из мультфильма про лягушонка. Материалы и инструменты (бумага, карандаш, махровая ткань зелёного цвета, кусочки фетра разных цветов, мочалка – губка, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Лягушонок Квака»

Тема 8. «Черепашка Наташка»

Теория: Интересные факты о черепахах. Материалы и инструменты (2 губки, пряжа коричневого цвета, крючок, трикотаж, бисер, бечева). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Черепашка - Наташка»

Ожидаемый результаты:

  • Укрепление физических и психологических сил детей.

  • Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  • Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

  • Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности.

  • Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

  • Формирование способности применять теоретические знания на практике.

В процессе реализации программы по окончании дети должны:

  • знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

  • знать способы крепления материалов;

  • уметь работать с различными видами бумаги;

  • знать основные приемы шитья;

  • планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;

  • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;

  • выполнять объёмные поделки;

  • уметь составлять художественные композиции.

У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить;

  • мелкая моторика рук;

        У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,

  • аккуратность,

  • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;

  • чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд.


Тематическое планирование


п/п

Название изделия

Количество часов

Содержание работы

Бумага и картон- 10 часов

1

Театр оригами.

1

Теория – Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Знакомство с театром масок сказочных персонажей, игрушек и пальчиковым театром

Практика: Общие методические указания. Складывание базовых форм – заготовок.

2

Модули масок.


1

Теория: Виды модулей. Выбор сказки из предложенных.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение индивидуальных работы «Корона - кольцо».

3

Кокошник.



1

Теория:  Технология выполнения кокошника. Просмотр готовых изделий. Выбор кокошника

Практика: Выполнение работы с учётом выбранной модели

4

Маска мышка


11

Теория:  Загадка про мышонка. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ Изготовление работы «Мышка»

5

 Маска лягушка




1

Теория: Загадка про лягушку. Техника выполнения работы

Практика: Просмотр готовых работ. Выполнение работы

6

Маска зайца

.

1

Теория: Описание признаков зайца. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы.

7

Маска лиса


1

Теория: Описание признаков лисы. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы

8

Маска медведь


1

Теория: Разгадывания ребуса. Техника выполнения работы.

Практика: Просмотр работ. Сложение пазлов картинок. Выполнение работы

9

Играем в театр. Сказка «Теремок»

1

Теория: Вспоминаем героев сказки и их действия.

Практика: Играем по ролям.

10

Вырезание и аппликация.


1

Теория: Из истории ножниц. ТБ с инструментом.

Практика: Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Выпуклая прорезная аппликация.

Работа с текстильным материалом- 10 часов

1

Аппликация из цельных ниток

1

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы: подготовка основы, нанесение ниток на основу, оформление работы.

2

Аппликация из распущенного трикотажа


1

Теория: Что такое трикотаж. Материалы и инструменты. Основные приемы (базовые формы).

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций. «Зимующие птицы – снегири, синицы», «Дед мороз, Снегурочка на елке».

3

Аппликация из жатой ткани


1

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания жатой ткани

ПрактикаПросмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выбор ткани, подготовка основы, нарезка ткани нужных размеров необходимых цветов, выполнение работы, оформление работы.

4

Аппликация из резаных нитей.


1

ТеорияМатериалы и инструменты. Основные правила создания резаный нитей

Практика Просмотр видео ролика. Выполнение работы.

5

Работа со скрученной нитью. 


1

Теория: Материалы и инструменты. Правила создания скрученной нитки

Практика: просмотр ролика. Выполнение работы.


6

Нитяная графика.


1

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила создания графики.

Практика Просмотр видеоролика. Выполнение работы.

7

Нитяная графика. Змейка. Ёлочка


1

ТеорияМатериалы и инструменты.

Практика: Заполнение фигур «Змейка» Ёлочка»

8

Макраме.


1

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы.

Практика.

9

Макраме.


1

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы.

Практика.

10

Макраме.


1

Теория: Материалы и инструменты. Основные правила работы.

Практика.

Пластилин – 6 часов

1

 Пластилинография» (рисование пластилином).


1

Теория: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций: «Ветка рябины», «Божья коровка», «Лукошко с грибами», «Аквариум».

2

 «Расписной» пластилин.


1

Теория: Из чего делают пластилин. Видеоролик. Инструменты для работы.

Практика:  Просмотр расписных игрушек. Виды узоров. Подготовка основы для рисунка.Круги, колечки, линии.

3

Тема 3. «Расписной пластилин. Игрушка «Барыня ».


1

Теория:  Видеоролик. Инструменты для рабаты.

Практика:  Просмотр готовой игрушки. Подготовка индивидуального рисунка.

Создать и украсить свою игрушку- барыню

4

 «Барельеф ».


1

Теория:  Определить понятие « барельеф». Просмотр ролика готовых работ. Инструменты для работы.

Практика:  Пластилиновая живопись «Русалка».

5

 «Барельеф ».


1

Теория: Инструменты для работы.

Практика:  Пластилиновая живопись « Златовласка»

6

«Барельеф ».


1

Теория: Инструменты для работы.

Практика:  Пластилиновая живопись « Автопортрет

Комбинированные работы из различных материалов- 8 часов

1

«Забавные поделки».




1

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (поролоновые губки, толстый нитки, лоскут цветной ткани, бусинки, маркер).  ТБ. при работе. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Капитошка».

2

«Мочалка - выручалка»


1

ТеорияМатериалы и инструменты (круглая поролоновая губка, картон, трикотаж, готовые глаза, маркер, игла с ниткой. ТБ работы. Объемные изделия из мочалок. Загадка про солнце.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Солнышко»

3

«Палочка - выручалочка»


1

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (деревянная палочка, губка, шнур, ножницы, иголка с ниткой, трикотаж). Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Палочка- выручалочка»

4

«Коралловый цветок»




1

ТеорияЧтение четверостишия. Материалы и инструменты (синтетическая пряжа разных цветов, крючок, игла с ниткой). ТБ при работе с инструментами.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы «Удивительный цветок».

5

«Золотая рыбка»


1

Теория: Чтение четверостишия. Материалы и инструменты (металлизированная ткань, декоративный шнур, поролон, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из губки

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Золотая рыбка»

6

«Забавная губка»


1

Теория: Слушание песенки про осьминожек. Материалы и инструменты. (пластиковая сетка, губка, маркер, пуговицы для глаз, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работы «Осьминожка»

7

«Забавные мочалки»


1

Теория: Просмотр отрывка из мультфильма про лягушонка. Материалы и инструменты (бумага, карандаш, махровая ткань зелёного цвета, кусочки фетра разных цветов, мочалка – губка, иголка с ниткой). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Лягушонок Квака»

8

«Черепашка Наташка»




1

Теория: Интересные факты о черепахах. Материалы и инструменты (2 губки, пряжа коричневого цвета, крючок, трикотаж, бисер, бечева). ТБ работы. Объемные изделия из мочалок.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение «Черепашка - Наташка».

Итого 34 часа.






Работы, выполненные обучающимися 2 «В» класса.


























































































Список используемой литературы


1. Е. Колесникова «Забавные мочалки» издательство «Эксмо» 2021 год

2. С. Соколова «Театр оригами. Поделки из бумаги и картона» издательство «Эксмо» 2020 год.

3. Научно- практический журнал. Завуч начальной школы. 2021 год.

4. Т. М. Геронимус «150 уроков технологии в 1-4 классах» Издательство «Новая школа» 2021 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!