СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с двигательно одарёнными детьми в общеобразовательной школе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с двигательно одарёнными детьми в общеобразовательной школе.»

Работа с двигательно одарёнными детьми

в общеобразовательной школе.

В.Н. Бекнёв

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Чебоксары Чувашской Республики.


Наше государство заинтересовано в воспитании гармонично развитого и здорового подрастающего поколения, имеющего активную жизненную позицию, стремящегося к саморазвитию, готового защищать Родину и работать для её процветания. К сожалению в реальной жизни всё не так, как хотелось бы. Всё больше людей наслаждается достижениями науки и технического прогресса, являясь пассивными пользователями сферы услуг. У молодых людей понижается мотивация к обучению, занятиям физической культурой и спортом. Одной из главных задач в решении данной проблемы правительство видит в повышении роли образовательных учреждений при работе с одарёнными детьми в области физической культуры и спорта. Для обсуждения представлена новая концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Одной из задач формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни является обеспечение условий «..для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры».

Выдающиеся способности проявляют одаренные дети, демонстрируя незаурядные природные физические качества и отлично владеющие своим телом. Двигательные способности могут быть разного уровня:

  1. исключительные;

  2. выдающиеся;

  3. высокие;

  4. средние;

  5. умеренные

Способности можно разделить на универсальные, когда ребёнок может достичь успехов в различных видах физкультурной и спортивной деятельности и узконаправленные, когда у детей ярко выражена одна или две способности.

В этой статье мне хочется поразмышлять и поделиться опытом, как в условиях общеобразовательной школы помочь одарённым детям проявить и развить свои двигательные способности для насыщенной, плодотворной жизни, укрепить здоровье, отказаться от вредных привычек. Говорить мы будем прежде всего о средне и умеренно одарённых детях, которых большинство в общеобразовательных школах.

Прежде чем приступить к обсуждению поставленной проблемы, необходимо несколько слов сказать о роли семьи в гармоничном развитии личности ребенка, особенно если это касается  одарённых детей. Участие папы, мамы в физическом развитии своего ребёнка позволяет уже в раннем детстве разглядеть двигательные способности, а иногда и талант юного будущего спортсмена. Первый отбор в спортивные секции гимнастики, аэробики, фигурного катания и др., проходит в дошкольном возрасте. Но, далеко не все родители занимаются физическим развитием детей. Чаще это бывает в семьях, где сами родители любят физическую культуру или занимались спортом. Значит, если увеличится количество молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, то возрастёт вероятность, что их дети с раннего детства будут приучаться к физической культуре.

Большинство же наших детей начинают заниматься физической культурой на уроках в общеобразовательной школе. Как же выявить одарённого ребёнка и помочь раскрыться его способностям?

На самом деле выявить одарённого ребёнка не сложно. Опытный учитель с помощью тестов, на зачётных уроках, в игровой или соревновательной деятельности достаточно легко определит физические способности ученика.

Всем известно, что в дошкольном и в младшем школьном возрасте у детей есть природная потребность в движении. Им необходимы ежедневные физические нагрузки минимум один час для правильного развития. На деле большинство детей занимаются не более трёх часов в неделю. На фоне общеобразовательной нагрузки, наличия любимых игрушек-гаджетов и негативного примера взрослых потребность в движении резко снижается к средней школе. Мотивация к занятиям исчезает: зачем напрягаться, если и так всё есть, а нет, так можно купить.

Для развития природных способностей, увеличения двигательной активности и выявления одарённых детей в нашей школе для начальных классов организовано пять групп общей физической подготовки. Занятия проводятся во внеурочное время по дополнительной программе и нацелены на воспитание универсальных способностей. Это стало возможным благодаря развитию юнармейского движения в школе. На различных занятиях юнармейцы получают дополнительную физическую нагрузку и начинают опережать своих сверстников. Так же для начальной школы работают две секции единоборств: каратэ и самбо. Но и этого, я считаю, мало.

А вот в среднем звене всё намного сложнее. Это возраст поиска, самоопределения для двигательно одарённого ребёнка, но это и возраст общения. Где на первом месте часто бывает не стремление к результатам, а мнение ребят своей группы. Одарённый ребёнок зачастую выбирает спортивную секцию, где занимаются друзья и бросает её, если бросил друг или на тренировках нет необходимого общения.

Вариантов для выбора вида спорта у детей достаточно много как и проблем, из-за которых способный ребёнок не занимается спортом. Вот некоторые из них: занимается в художественной или музыкальной школе, танцами, посещает один или два кружка, много уроков, занятия с репетиторами, спортшкола далеко от дома, не хочется и др.

Задачи учителя в школе выявить способных детей, предложить спортивное направление, найти и договориться с тренером, контролировать посещаемость. Частично проблема занятий решается в школьных секциях, но при большой загруженности учитель не всегда способен вырастить хороших спортсменов, а привить любовь к систематическим занятиям может. В нашей школе работают две секции баскетбола, где ребята совершенствуются в избранном виде спорта. Для спортивной работы необходимо направлять в школы тренеров по разным видам спорта. Только опять возникнут проблемы финансовые, кадровые и свободных помещений для занятий.

Нельзя обойти ещё один вариант работы учителя с одарёнными детьми. Это подготовка к предметным олимпиадам. На этих занятиях учащиеся не только повышают своё мастерство в отдельных видах школьной программы, но и значительно повышают багаж знаний в области физической культуры и спорта. Однако и здесь возникают большие трудности, особенно в нахождении времени для занятий. Одарённый ребёнок очень активен, часто посещает секцию и хорошо учится, а времени для дополнительных занятий почти нет. Мы выходим из этого положения таким образом:

  1. работа на больших переменах;

  2. индивидуальные задания на уроках;

  3. самостоятельная работа после уроков;

  4. домашние задания;

  5. работа на каникулах.

При такой организации удаётся подготовить призёров предметной олимпиады.


Выводы.

Проблема слабого физического развития, снижения социальной активности, ухудшения здоровья и увлечение пагубными привычками подрастающего поколения известна давно. Доказана и роль физической культуры и спорта в решении этой проблемы. В последние годы ситуация только ухудшается. Дети мало заинтересованы в учёбе и своём физическом развитии. На их относительно обеспеченную жизнь мало или никак не влияют плохие оценки и слабо развитые физические качества. Значит надо создать такие условия, чтобы умственное и физическое развитие заметно влияло на условия жизни человека. Основной упор на всестороннее физическое развитие надо сделать в начальной школе с ежедневными занятиями в урочной и внеурочной форме. Параллельно повысить ответственность родителей за слабое физическое развитие детей. В среднем и старшем звене велика роль тренеров по видам спорта. И всё это требует больших материальных затрат. Наше государство предлагает концепцию модернизации преподавания физической культуры, но мало что изменится без мотивационной и материальной составляющей данной проблемы. Пока же каждый педагогический коллектив и учитель физической культуры в меру своих сил и возможностей решает данную проблему. При этом не всегда их взгляды и требования совпадают. А так хочется увидеть реальные изменения.

Литература:

1) Бурменский Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. – М.: Прогресс 1991.

2) Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Моск. ун-та 1982.

3) Савенков А.И. Детская одаренность // http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml