Урок 97
Тема: Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»
Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Сценарий урока
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
А теперь за парту тихо сели.
Актуализация опорных знаний.
- С каким жанром произведения мы сегодня будем работать на уроке. Посмотрите на доску и составьте слово. Сказка.
-Какие виды сказок вы знаете? (авторская, народная)
-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Теремок)
- Какая это сказка ? (авторская. Е.Чарушин)
- Назовите героев сказки. Откройте учебник на стр.33. (прочитайте отрывок где к теремку приходит лягушка, заяц, лиса)
- Сегодня мы будем продолжать работать со сказкой.
- Угадайте название сказки ….. (Ребус….. «Рукавичка»)
III. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.
– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: рукавичка.
- Посмотрите на слова помощники и скажите какие цели нашего урока. (Изучить…… Сравнить….. изучить новую народную сказку «Рукавичка» и сравнить с авторской «Теремок»
– Итак, сегодня мы будем работать с русской народной «Рукавичка» и сравнивать ее с авторской сказкой «Теремок».
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка к слушанию сказки «Рукавичка».
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
2. Слушание сказки (аудио+видео)
3. Анализ произведения.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.
Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.
Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера?
– На какие особенности указывают вторые части имён?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? (Работа в рабочих листах)
Мышка Лягушка Зайчик Лисичка Волчок Кабан Медведюшка | попрыгушка поскребушка сестричка побегайчик батюшка серый бочок клыкан |
1. Мышка- поскребушка
-Как вы думаете, почему мышку называют -поскребушка
-Верно, потому что она все грызет.
-Мышка по размеру очень маленькая, она не прошла мимо рукавички и не побоялась первой поселиться в ней, значит какая она?
-Верно, она смелая, любопытная.
-А когда к мышке пришла лягушка, мышка ее впустила жить к себе? Значит какая мышка?
-Верно, она еще и добрая.
-Кто следующий герой?
2.Лягушка-попрыгушка
-Как вы думаете, почему лягушку называют попрыгушкой?
-Верно, потому что она высоко прыгает.
-Лягушка по размеру тоже маленькая, но она не испугалась подойти к рукавичке и поинтересоваться кто в нем живет, значит лягушка какая по характеру?
-Верно, она смелая и любопытная, а еще она ловкая так как умеет высоко и далеко прыгать.
-Кто следующий попросился жить в рукавичку?
-Верно, это был Зайчик – побегайчик.
3. Зайчик – побегайчик.
- Как вы думаете, какой у зайчика характер?
-Он трусливый.
-Кто следующий попросился в рукавичку?
4. Лисичка – сестричка.
-Ребята, а какая лиса по характеру?
-Верно, лиса – хитрая плутовка, сообразительная.
-Кто был следующим гостем?
5. Волчок- серый бочок.
-Почему волка называют «Волчок – серый бочок?
-Верно, потому что окраска шерсти у него серая.
-Какой волк по характеру?
Злобный, глупый, опасный – это в других сказках, а в нашей сказке какой волк? Добрый, вежливый.
-Кто следующий попросился в рукавичку?
6. Кабан –клыкан.
-Почему кабана называют «клыкан»
-Верно, потому что у него большие, острые клыки.
-Ребята, а кто такой кабан? Кабан – это дикая свинья.
-Какой характер у кабана?
Свирепый, опасный.
-И кто был последним гостем?
7. Медведюшка - батюшка. Почему медведя назвали батюшкой?
-Верно, потому что он самый крупный и главный зверь в лесу.
Какой характер у медведя?
-Он глупый.
Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала.
1. чтение сказки по цепочки. *
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.
2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.
– Как начинается сказка?
– Посмотрите на доску и расположите картинки с героями в том порядке в котором они заселялись в рукавичку .
– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.
– Кто за кем появлялся в сказке?
– Кто был последним?
– Пустили ли звери в рукавичку медведя?
– Кто испугал зверей?
– Чему учит сказка «Рукавичка»?
– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.
3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка». (На доске таблица и слова, необходимо распределить слова и установить общее и различное . Карточки: авторская, народная, карточка с героями, событиями, конец сказки )
Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.
– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
Название сказки | «Рукавичка» | «Теремок» |
вид | народная | авторская |
Герои сказки (разные или одинаковые) | Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь. | Мышка, лягушка, зайчик, лисичка. |
События сказки (разные или одинаковые) | Поселились все звери в рукавичке. | Поселились все звери в теремке. |
Конец сказки (разный или одинаковый) | Собака залаяла на рукавичку и звери разбежались. | На теремок навалился медведь и развалил теремок, звери разбежались. |
Вывод. Данные произведения учат бескорыстной дружбе и взаимопомощи: мышка и другие звери никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом.
Работа в парах. Придумайте другой конец сказки.
Работа в группе. Инсценеровка сказки.
– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:
• Не учись разрушать, а учись строить.
• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
• Сила сломит всё, а ум – силу.
– Объясните смысл этих пословиц.
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
- Вернемся к началу урока, вспомним цели, которые мы поставили в начале урока. Достигли мы поставленных целей?
-