СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). на примере сказки Е.Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению "   Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

Просмотр содержимого документа
«Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). на примере сказки Е.Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»»

Урок 97

Тема: Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий). На примере сказки Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказки «Рукавичка»

Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Сценарий урока

  1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,

   Нужно нам начать урок.

   Встаньте прямо, подтянитесь

   И друг другу улыбнитесь.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

 А теперь за парту тихо сели.



  1. Актуализация опорных знаний.

- С каким жанром произведения мы сегодня будем работать на уроке. Посмотрите на доску и составьте слово. Сказка.

-Какие виды сказок вы знаете? (авторская, народная)

-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Теремок)

- Какая это сказка ? (авторская. Е.Чарушин)

- Назовите героев сказки. Откройте учебник на стр.33. (прочитайте отрывок где к теремку приходит лягушка, заяц, лиса)

- Сегодня мы будем продолжать работать со сказкой.

- Угадайте название сказки ….. (Ребус….. «Рукавичка»)

III. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы.

– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.


Ответ: рукавичка.

- Посмотрите на слова помощники и скажите какие цели нашего урока. (Изучить…… Сравнить….. изучить новую народную сказку «Рукавичка» и сравнить с авторской «Теремок»

– Итак, сегодня мы будем работать с русской народной «Рукавичка» и сравнивать ее с авторской сказкой «Теремок».

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к слушанию сказки «Рукавичка».

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок.

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

2. Слушание сказки (аудио+видео)

3. Анализ произведения.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки.

Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки.

– Понравилась ли вам сказка?

– Кто обронил рукавичку?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– На какие особенности указывают вторые части имён?

– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? (Работа в рабочих листах)


Мышка

Лягушка

Зайчик

Лисичка

Волчок

Кабан

Медведюшка

попрыгушка

поскребушка

сестричка

побегайчик

батюшка

серый бочок

клыкан



1. Мышка- поскребушка

-Как вы думаете, почему мышку называют -поскребушка

-Верно, потому что она все грызет.

-Мышка по размеру очень маленькая, она не прошла мимо рукавички и не побоялась первой поселиться в ней, значит какая она?

-Верно, она смелая, любопытная.

-А когда к мышке пришла лягушка, мышка ее впустила жить к себе? Значит какая мышка?

-Верно, она еще и добрая.

-Кто следующий герой?

2.Лягушка-попрыгушка

-Как вы думаете, почему лягушку называют попрыгушкой?

-Верно, потому что она высоко прыгает.

-Лягушка по размеру тоже маленькая, но она не испугалась подойти к рукавичке и поинтересоваться кто в нем живет, значит лягушка какая по характеру?

-Верно, она смелая и любопытная, а еще она ловкая так как умеет высоко и далеко прыгать.

-Кто следующий попросился жить в рукавичку?

-Верно, это был Зайчик – побегайчик.

3. Зайчик – побегайчик.

- Как вы думаете, какой у зайчика характер?

-Он трусливый.

-Кто следующий попросился в рукавичку?

4. Лисичка – сестричка.

-Ребята, а какая лиса по характеру?

-Верно, лиса – хитрая плутовка, сообразительная.

-Кто был следующим гостем?

5. Волчок- серый бочок.

-Почему волка называют «Волчок – серый бочок?

-Верно, потому что окраска шерсти у него серая.

-Какой волк по характеру?

Злобный, глупый, опасный – это в других сказках, а в нашей сказке какой волк? Добрый, вежливый.

-Кто следующий попросился в рукавичку?

6. Кабан –клыкан.

-Почему кабана называют «клыкан»

-Верно, потому что у него большие, острые клыки.

-Ребята, а кто такой кабан? Кабан – это дикая свинья.

-Какой характер у кабана?

Свирепый, опасный.

-И кто был последним гостем?

7. Медведюшка - батюшка. Почему медведя назвали батюшкой?

-Верно, потому что он самый крупный и главный зверь в лесу.

Какой характер у медведя?

-Он глупый.

Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала.

1. чтение сказки по цепочки. *

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.

2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев.

– Как начинается сказка?

– Посмотрите на доску и расположите картинки с героями в том порядке в котором они заселялись в рукавичку .

– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.

– Кто за кем появлялся в сказке?

– Кто был последним?

– Пустили ли звери в рукавичку медведя?

– Кто испугал зверей?

– Чему учит сказка «Рукавичка»?

Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка». (На доске таблица и слова, необходимо распределить слова и установить общее и различное . Карточки: авторская, народная, карточка с героями, событиями, конец сказки )

Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев.

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?

Название сказки

«Рукавичка»

«Теремок»

вид

народная

авторская

Герои сказки (разные или одинаковые)

Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.

Мышка, лягушка, зайчик, лисичка.

События сказки (разные или одинаковые)

Поселились все звери в рукавичке.

Поселились все звери в теремке.

Конец сказки (разный или одинаковый)

Собака залаяла на рукавичку и звери разбежались.

На теремок навалился медведь и развалил теремок, звери разбежались.

Вывод. Данные произведения учат бескорыстной дружбе и взаимопомощи: мышка и другие звери никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом.


Работа в парах. Придумайте другой конец сказки.

Работа в группе. Инсценеровка сказки.


– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

• Не учись разрушать, а учись строить.

• Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

• Сила сломит всё, а ум – силу.

– Объясните смысл этих пословиц.


V. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто его автор?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

- Вернемся к началу урока, вспомним цели, которые мы поставили в начале урока. Достигли мы поставленных целей?

-