СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с иллюстрацие по ОРКСЭ. Тема урока "Стыд, вина и извинение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией по теме " Стыд, вина и извинение". Предоставлен для учителей начальных классов, работающих по ОРКСЭ

Просмотр содержимого документа
«Работа с иллюстрацие по ОРКСЭ. Тема урока "Стыд, вина и извинение"»

Основы светской этики


Тема урока: «Стыд, вина и извинение»

Учебник: «Основы светской этики» (автор М.Т. Студеникин.)


Цель урока:

формировать представление о понятиях: честность, искренность, правдивость.


Задачи:

1.подвести учащихся к пониманию стыда и вины, как регуляторах поведения людей;

2.выявить отличительные черты стыда, обращаясь к опыту учащихся;

3.создать условия для формирования таких качеств личности как надежность, обязательность, бережное и уважительное отношение друг к другу.




Основные понятия: Стыд, вина, извинение, прощение.


Фрагмент урока



"Опять двойка", художник Ф.П. Решетников.





Учитель

Ученики

Ребята, рассмотрите внимательно репродукцию картины Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Кто изображён на ней?

-На картине мы видим семью: маму, детей и

собаку

Как вы думаете, кто является главным героем картины?

-Мальчик.


Почему вы так считаете?

-Фигура мальчика расположена на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.

Что вы можете сказать про мальчика?

-Он только что вернулся из школы.

-Мальчик получил двойку. Об этом нам говорит название картины «Опять двойка»

Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?


Что можно сказать про выражение лица мальчика?

-Темные.

-Мне, кажется, что на душе у мальчика также темно, не радостно.

-Его голова наклонена, ему стыдно.

-На его лице грусть, печаль, обида; он не поднимает глаза, наверное, ему стыдно.

А вам раньше приходилось испытывать стыд за свои поступки?

-Да.

Как вы себя при этом чувствовали?

-Плохо, одиноко, грызла совесть, испытывал чувство вины.

А можно ли по внешнему виду мальчика сказать, что он плохой ученик?

О чём говорит его «бывалый» портфель?

-В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Наверное, зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом.

- Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

- Думаю, что мальчик не учится, а больше развлекается на улице.

Как относятся окружающие к тому, что мальчик получил двойку?







Что вы можете сказать про сестру?


Каково отношение младшего брата?


-Я вижу, что только собака рада возвращению мальчика. Она с радостью положила ему лапы на грудь. Для нее важнее всего, что друг вернулся из школы и теперь можно смело погулять.

-Мама, стиснув от боли руки, с упреком смотрит на сына. Вот как он отплатил ей за добро!

-Сестра смотрит на своего брата с осуждением. Видно, что девочка очень аккуратная, ее портфель новый, не потрепанный.

- Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.

- Мне, кажется, что он плохо понимает состояние брата, который получил двойку, потому, что сам он еще маленький.

Ребята, а как вы думаете, кто сказал, что мальчик получил двойку?

Он сам.

Может, стоило промолчать?

-Думаю, что лучше сразу сказать правду, потому, что тайное становится явным.

А как его это характеризует?

-Считаю, что он еще не потерянный мальчик. У него есть возможность исправиться. Он искренне раскаивается.

-Он раскаивается, а, значит, задумывается о своих поступках.

- Я, считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй.

Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

Нужно извиниться, попросить прощение.

А как вы думаете, эта двойка первая?

- Нет. Картина называется «Опять двойка».

А простят ли мальчика члены семьи?


А, что значит прощать?

- Конечно, простят, в семье его любят. Родные всегда прощают.

-Прощать - это значит не держать обиды на другого человека.

Как вы думаете, что своей картиной хотел показать художник?

-Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Посмотрите на картину и найдите самое светлое пятно на картине.

-Окно

Как вы думаете, для чего художник изобразил окно?

Согласна, но там, где стоит мальчик, света мало. Вы мне сказали, что этим самым он подчеркнул внутреннее состояние мальчика.

- Свет же должен быть в комнате.


- А, может быть, свет означает, что мальчик исправится, ведь он не совсем потерянный.

Правильно, молодцы. С помощью светлого пятна на мрачном фоне картины автор выражает надежду, что мальчик осознаёт свою вину. Можно верить в то, что он исправится. Сначала он будет делать уроки, а уж потом заниматься любимым делом: катанием на коньках. Ведь недаром в народе говорят: "Сделал дело - гуляй смело".


Чему учит картина «Опять двойка?


Картина "Опять двойка" учит ответственности за свои поступки, ведь двойка огорчила маму, младшему брату дурной пример и сестре может не очень приятно иметь брата двоечника.

-Думаю, что надо исправляться, стараться изменится.

-Двойка это плохо. И если не стараться, ничего не получится.

-Надо пытаться изменить себя, посмотреть на себя со стороны. Увидеть свои ошибки и исправить их.

Какой вывод вы для себя сделали?

-Сначала надо делать уроки, а потом остальное. Не огорчать себя и близких.