формировать представление о понятиях: честность, искренность, правдивость.
3.создать условия для формирования таких качеств личности как надежность, обязательность, бережное и уважительное отношение друг к другу.
"Опять двойка", художник Ф.П. Решетников.
Учитель | Ученики |
Ребята, рассмотрите внимательно репродукцию картины Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Кто изображён на ней? | -На картине мы видим семью: маму, детей и собаку |
Как вы думаете, кто является главным героем картины? | -Мальчик. |
Почему вы так считаете? | -Фигура мальчика расположена на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него. |
Что вы можете сказать про мальчика? | -Он только что вернулся из школы. -Мальчик получил двойку. Об этом нам говорит название картины «Опять двойка» |
Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? Что можно сказать про выражение лица мальчика? | -Темные. -Мне, кажется, что на душе у мальчика также темно, не радостно. -Его голова наклонена, ему стыдно. -На его лице грусть, печаль, обида; он не поднимает глаза, наверное, ему стыдно. |
А вам раньше приходилось испытывать стыд за свои поступки? | -Да. |
Как вы себя при этом чувствовали? | -Плохо, одиноко, грызла совесть, испытывал чувство вины. |
А можно ли по внешнему виду мальчика сказать, что он плохой ученик? О чём говорит его «бывалый» портфель? | -В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Наверное, зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом. - Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки. - Думаю, что мальчик не учится, а больше развлекается на улице. |
Как относятся окружающие к тому, что мальчик получил двойку? Что вы можете сказать про сестру? Каково отношение младшего брата? | -Я вижу, что только собака рада возвращению мальчика. Она с радостью положила ему лапы на грудь. Для нее важнее всего, что друг вернулся из школы и теперь можно смело погулять. -Мама, стиснув от боли руки, с упреком смотрит на сына. Вот как он отплатил ей за добро! -Сестра смотрит на своего брата с осуждением. Видно, что девочка очень аккуратная, ее портфель новый, не потрепанный. - Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником. - Мне, кажется, что он плохо понимает состояние брата, который получил двойку, потому, что сам он еще маленький. |
Ребята, а как вы думаете, кто сказал, что мальчик получил двойку? | Он сам. |
Может, стоило промолчать? | -Думаю, что лучше сразу сказать правду, потому, что тайное становится явным. |
А как его это характеризует? | -Считаю, что он еще не потерянный мальчик. У него есть возможность исправиться. Он искренне раскаивается. -Он раскаивается, а, значит, задумывается о своих поступках. - Я, считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. |
Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? | Нужно извиниться, попросить прощение. |
А как вы думаете, эта двойка первая? | - Нет. Картина называется «Опять двойка». |
А простят ли мальчика члены семьи? А, что значит прощать? | - Конечно, простят, в семье его любят. Родные всегда прощают. -Прощать - это значит не держать обиды на другого человека. |
Как вы думаете, что своей картиной хотел показать художник? | -Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно. |
Посмотрите на картину и найдите самое светлое пятно на картине. | -Окно |
Как вы думаете, для чего художник изобразил окно? Согласна, но там, где стоит мальчик, света мало. Вы мне сказали, что этим самым он подчеркнул внутреннее состояние мальчика. | - Свет же должен быть в комнате. - А, может быть, свет означает, что мальчик исправится, ведь он не совсем потерянный. |
Правильно, молодцы. С помощью светлого пятна на мрачном фоне картины автор выражает надежду, что мальчик осознаёт свою вину. Можно верить в то, что он исправится. Сначала он будет делать уроки, а уж потом заниматься любимым делом: катанием на коньках. Ведь недаром в народе говорят: "Сделал дело - гуляй смело". | |
Чему учит картина «Опять двойка? Картина "Опять двойка" учит ответственности за свои поступки, ведь двойка огорчила маму, младшему брату дурной пример и сестре может не очень приятно иметь брата двоечника. | -Думаю, что надо исправляться, стараться изменится. -Двойка это плохо. И если не стараться, ничего не получится. -Надо пытаться изменить себя, посмотреть на себя со стороны. Увидеть свои ошибки и исправить их. |
Какой вывод вы для себя сделали? | -Сначала надо делать уроки, а потом остальное. Не огорчать себя и близких. |