СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории. Выступление учителя из опыта работы  на педагогическом марафоне 

Просмотр содержимого документа
«Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.»

Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории. Учитель истории и обществознания высшей категории МБУ «Школа № 43» г.о. Тольятти Пашкова Ольга Борисовна Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.

Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.

Учитель истории и обществознания высшей категории

МБУ «Школа № 43» г.о. Тольятти

Пашкова Ольга Борисовна

Работа с карточками как один из приемов развития функциональной грамотности учащихся на уроках истории.

По страничкам словаря…  Что же такое функциональная грамотность?    функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.       Формирование функциональной грамотности одна из главных задач современной школы. Значимое место в этом процессе занимают гуманитарные дисциплины. В том числе и история.

По страничкам словаря…

Что же такое функциональная грамотность?

  функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.  

  Формирование функциональной грамотности одна из главных задач современной школы. Значимое место в этом процессе занимают гуманитарные дисциплины. В том числе и история.

 Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

Одной из главных проблем истории является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знания или умение к повседневной жизни, как в химии и физике, провести эксперимент. Непросто объяснить ученику, зачем это надо изучать (например, огораживание в Англии), почему это надо изучать (например, даты до нашей эры). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой, напротив, не интересуется ничем, история подчас кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий.

Проблема

Как учить, чтобы запомнить? Вопрос не риторический. У каждого человека свои способности. Но есть определенные приемы, позволяющие это сделать легко и без проблем. Многочисленные теории рассказывают нам о них.

Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил.

Но одной из главных проблем истории является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знания или умение к повседневной жизни, как в химии и физике, провести эксперимент. Непросто объяснить ученику, зачем это надо изучать (например, огораживание в Англии), почему это надо изучать (например, даты до нашей эры). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой, напротив, не интересуется ничем, история подчас кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил.

Учителя в такой ситуации все находятся в поиске новых форм и приемов. Но иногда стоит оглянуться назад. Не секрет, что новое часто – хорошо забытое старое. В этой статье я хочу рассказать о работе с карточками разного вида на уроках истории.

В условиях огромного информационного потока стоит выделять определенную часть информации и научиться ее вовремя извлекать. Ученые уверяют, что мы можем запомнить большой объем информации. Но уметь запоминать – это еще не все. Куда сложнее структурировать материал и уметь им вовремя воспользоваться. Это не просто компетенция – это требование современного мира.

Как учить, чтобы запомнить? Вопрос не риторический. У каждого человека свои способности. Но есть определенные приемы, позволяющие это сделать легко и без проблем. Многочисленные теории рассказывают нам о них.

Не секрет, что новое часто – хорошо забытое старое. Хочу рассказать о работе с карточками разного вида на уроках истории.

Учителя в такой ситуации все находятся в поиске новых форм и приемов. Но иногда стоит оглянуться назад.

Карточки сравнительного анализа. Они хороши для запоминания, закрепления, проверки усвоения знаний. Ее можно использовать на различных предметах и в различных случаях работы с материалом. При использовании карточек задействованы различные виды памяти – механическая и зрительная, а можно подключить и слуховую.

   Этот прием изобретен не мною. Впервые я увидела эти карточки в далеких 1990-х годах на открытом уроке учителя истории нашей школы. Стала применять и теперь, это очень распространенная форма работы на моих уроках истории и обществознания.

К арточки

с равнительного

а нализа

КСА

Технология и методика изготовления КСА

Из цветного картона вырезать прямоугольник, на него наклеить два или три кармашка (в зависимости от того, что необходимо сравнить). Затем подбираются линии сравнения, напечатать их или написать от руки на маленьких бумажных полосках. И карточка готова. Например, сравнение Католической и Православной церкви после раскола 1054 года. (6 класс)

Материал, напечатанный на полосках: Православная церковь, Католическая церковь, Папа Римский, Патриарх Константинопольский, латинский язык, греческий язык, родной язык государства, священники не имели семьи, обет безбрачия, священники, за исключение епископов и монахов имели семьи, не брили бороду, выстригали волосы на темени и др. Эти полосочки нужно разложить по кармашкам 1. Восточная церковь и 2. Западная церковь

Я же хочу поделиться приемом КСА, который использую в работе на разных этапах урока и в разных (возраст, уровень подготовки и т.п.) классах.

Это система карточек сравнительного анализа. Они хороши для запоминания, закрепления, проверки усвоения знаний. Ее можно использовать на различных предметах и в различных случаях работы с материалом. При использовании карточек задействованы различные виды памяти – механическая и зрительная, а можно подключить и слуховую.

   Этот прием изобретен не мною. Впервые я увидела эти карточки в далеких 1990-х годах на открытом уроке учителя истории нашей школы. Стала применять и теперь, это очень распространенная форма работы на моих уроках истории и обществознания.

Первое знакомство с КСА происходит на уроках истории в 5 классе при изучении темы «Исторические источники» Ребятам предлагается карточка, в которой необходимо по кармашкам разложить предложенные примеры разных исторических источников: письменных, вещественных.  Такие карточки могут делать и сами учащиеся, например, ученики 10 класса для учеников 5-6 классов.    При изучении истории необходимо запомнить огромное количество дат и событий. Причем бывает, что на один год приходится несколько важных событий. Это вносит путаницу, и ученики не любят   такой большой объем дат. Но ЕГЭ требует не только знать основные события, но и анализировать, сопоставлять их. И тут, конечно, необходима система в запоминании достаточного объема информации, чтобы не запутаться.

Первое знакомство с КСА происходит на уроках истории в 5 классе при изучении темы «Исторические источники»

Ребятам предлагается карточка, в которой необходимо по кармашкам разложить предложенные примеры разных исторических источников: письменных, вещественных.

Такие карточки могут делать и сами учащиеся, например, ученики 10 класса для учеников 5-6 классов.    При изучении истории необходимо запомнить огромное количество дат и событий. Причем бывает, что на один год приходится несколько важных событий. Это вносит путаницу, и ученики не любят   такой большой объем дат. Но ЕГЭ требует не только знать основные события, но и анализировать, сопоставлять их. И тут, конечно, необходима система в запоминании достаточного объема информации, чтобы не запутаться.

Изучая разделы Древнего мира, закрепление изученного материала также проходит с использованием КСА Итоговый урок по истории Древнего Востока – это урок, где основная часть - работа с КСА

Изучая разделы Древнего мира, закрепление изученного материала также проходит с использованием КСА

Итоговый урок по истории Древнего Востока – это урок, где основная часть - работа с КСА

Другой вид карточек

  • Начиная изучать историю России, ученики 6 класса заготавливают разноцветные карточки с датами изучаемых событий.
  • Из листа А4 можно изготовить 8 карточек определенного цвета (красный – войны; зеленый – реформы; желтый – события культурной жизни, черный – годы правления князей). На некоторых карточках стоит две черты или три черты, это значит, что произошло не одно событие, а ещё есть событие или события из Всемирной истории. (Например, 1240 год – Невская битва и нападение монголо-татар на южные русские земли (Киев)
  • Такие же карточки могут быть с терминами и историческими портретами.
  • В процессе изготовления карточек ученик лучше запоминает. Первоначально разрешаю на обороте карточки делать запись карандашом, чтобы подсмотреть, потом это все убираем. Во время опроса карточка лежит «лицом вверх», т.е. цифрами.

  • В течение шести лет изучения истории количество дат увеличивается, их необходимо систематизировать по периодам и векам. Нашли выход в конвертах. Или все даты, скрепленные по векам лежат в одном конверте, называю период, ученики раскладывают карточки, и начинают работать

Способы опроса с помощью карточек  Устный хронологический исторический диктант   Устный терминологический исторический диктант  Смешанные устные диктанты Прием «слабое звено», где ребята сами проверяют друг друга в течение пяти минут, идет отработка понятий, дат, персоналий, и даже, если ученик отсутствовал – идет процесс знакомства и первоначального запоминания. Прием «лото». У одного ученика карточки лежат цифрами или понятиями, или персоналиями вверх, а у другого - обратной стороной и идет комментирование

Способы опроса с помощью карточек

Устный хронологический исторический диктант

Устный терминологический исторический диктант

Смешанные устные диктанты

Прием «слабое звено», где ребята сами проверяют друг друга в течение пяти минут, идет отработка понятий, дат, персоналий, и даже, если ученик отсутствовал – идет процесс знакомства и первоначального запоминания.

Прием «лото». У одного ученика карточки лежат цифрами или понятиями, или персоналиями вверх, а у другого - обратной стороной и идет комментирование

Общий опрос класса: на слайде даты карточек разного цвета по вариантам, нужно определить почему они выделены.

И тут масса вариантов вопросов:

Почему даты разного цвета, предположите и поясните;

Расположите даты в таблицу (разбейте на группы) по своему усмотрению;

Заполните таблицу:

Правитель

Даты правления

 

 

Войны

 

Реформы

 

 

 

 

 

Количество колонок в зависимости от тем. Можно указать имена правителей (6 класс) или не указывать (в зависимости от уровня знаний класса)

7. Общий опрос класса: на слайде даты карточек разного цвета по вариантам, нужно определить почему они выделены. (В более подготовленных классах) И тут масса вариантов вопросов:

Почему даты разного цвета, предположите и поясните;

Расположите даты в таблицу (разбейте на группы) по своему усмотрению;

Заполните таблицу:

Количество колонок в зависимости от тем. Можно указать имена правителей (6 класс) или не указывать (в зависимости от уровня знаний класса)

Ребята с удовольствием работают с карточками. Это эмоциональная разгрузка, особенно, если тема сложная. Включается элемент соревнования.

Оценки можно ставить по своему усмотрению, в зависимости от цели работы.

В течение шести лет изучения истории количество дат увеличивается, их необходимо систематизировать по периодам и векам. Нашли выход в конвертах. Или все даты, скрепленные по векам лежат в одном конверте, называю период, ученики раскладывают карточки, и начинают работать

 

Диаграмма анкетирования о пользе использования карточек  на уроках истории  Проанализировав данные анкеты, мы видим, что ученики старших классов (10,11), которые работают с КСА уже по нескольку лет положительно оценивают необходимость и полезность КСА в запоминании исторических дат, терминов и персоналий; ученики 6-х классов, первый год работающие с КСА, считают, оценивание знаний не всегда справедливо, а старшеклассники наоборот, отмечают справедливость оценивания; интерес к предмету у старшеклассников выше, чем у шестиклассников.  Вопросы анкеты. 1. Нужно ли использовать КСА на уроках истории? 2. Уроки с использованием КСА интересны наглядностью и сменой деятельности. 3. КСА помогают заучивать и лучше запоминать даты, термины и имена исторических деятелей. 4. Справедливо ли оценивание знаний с использование КСА? 5. Повысился ли интерес к изучению предмета?

Диаграмма анкетирования о пользе использования карточек на уроках истории

Проанализировав данные анкеты, мы видим,

  • что ученики старших классов (10,11), которые работают с КСА уже по нескольку лет положительно оценивают необходимость и полезность КСА в запоминании исторических дат, терминов и персоналий;
  • ученики 6-х классов, первый год работающие с КСА, считают, оценивание знаний не всегда справедливо, а старшеклассники наоборот, отмечают справедливость оценивания;
  • интерес к предмету у старшеклассников выше, чем у шестиклассников.

Вопросы анкеты.

1. Нужно ли использовать КСА на уроках истории?

2. Уроки с использованием КСА интересны наглядностью и сменой деятельности.

3. КСА помогают заучивать и лучше запоминать даты, термины и имена исторических деятелей.

4. Справедливо ли оценивание знаний с использование КСА?

5. Повысился ли интерес к изучению предмета?

Таким образом, использование предложенной практики помогает формировать на уроках истории функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию и интерес к предмету у учащихся.

Таким образом, использование предложенной практики помогает формировать на уроках истории функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию и интерес к предмету у учащихся.