СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с медиатекстами в образовательном процессе как одно из условий повышения информационной культуры учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для заместителей директоров, классных руководителей, педагогов

Просмотр содержимого документа
«Работа с медиатекстами в образовательном процессе как одно из условий повышения информационной культуры учащихся»

УДК+375298388881

Работа с медиатекстами в образовательном процессе как одно из условий повышения информационной культуры учащихся

Working with media texts in the educational process as one of the conditions for increasing the information culture of students

Яцухно Оксана Николаевна, заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района», [email protected]

Yatsukhno Oksana Nikolaevna, Deputy Director for Basic Activities of the State Educational Institution "Dvizhkovsky Nursery-Garden-Basic School of the Yelsk District», [email protected]

В статье раскрыта система работы учащихся с медиатекстами в образовательном процессе как одно из условий повышения информационной культуры учащихся.

The article discloses the system of students' work with media texts in the educational process as one of the conditions for increasing the information culture of students.

Ключевые слова: медиатекст; учащиеся; учебная и внеучебная деятельность.

Keywords: media text; students; educational and extracurricular activities.

Современное образование ориентирует педагога на использование в образовательном процессе средства, направленные на формирование личности, ориентирующейся в своем поведении на этические и нравственные нормы, умеющей пользоваться различными источниками информации при организации учебной деятельности. Применение информационных технологий на учебных занятиях и во внеурочной деятельности расширяет возможности как педагога, так и учащихся: происходит развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени. По существу, компьютер нам дает интерактив, мультимедиа; коммуникативность, производительность.

Как можно использовать компьютер учащемуся?

Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учащийся, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, а также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители, ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Задача педагога, воспитателя для информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиаумения учащихся, и следовательно медиакомпетентность.

Медиатекст представляет собой текст нового типа, достаточно емкий и информативный. Часто это текст написан современным нехудожественным языком и имеет прагматическую направленность, что избавляет его от сложных грамматических структур, упрощая тем самым его восприятие. Встречаясь с медиатекстом впервые, учащийся теряется, так как он совершенно не похож на материал в учебнике. Но затем, при целенаправленной консультативной работе педагога очень быстро начинает ориентироваться и овладевает различными способами преобразования текста: выстраивание логики подачи материала, выделение главного, формулирование выводов. С помощью Интернет-ресурсов, различных компьютерных программ можно создавать презентации, видеоролики, в которых информация, организованная в виде сюжета, адресована ученической аудитории, создана средствами мультимедиа программ и предназначена для формирования или стимулирования интереса по какой-либо теме.

Использование медиатекстов на учебных, дополнительных и внеклассных занятиях имеет большое значение для развития кругозора учащихся. Медиатексты могут содержать знания из абсолютно любой области: науки, искусства, спорта, политики, а также можно применять и при формировании умений выразительного чтения, грамотного изложения своих мыслей, то есть – медиакомпетентности, составляющих культуру медиаобразованности каждого учащегося. Для развития умения говорить можно просить учащихся высказывать своё мнение о прочитанном, обсудить затронутую в тексте проблему, делиться впечатлениями, своим опытом, сходным с тем, что описан в тексте. Использование медиатекстов на внеклассных мероприятиях позволяет учащимся приобрести новые знания о современном мире и людях, значительно расширить свой кругозор, а также медиатексты обладают и богатым образовательным и воспитательным потенциалом. Так как большая часть медиатекстов содержит в себе информацию о моральных ценностях, культуре взаимоотношений людей между собой, так и человека с окружающим миром в целом, затрагиваются нравственные проблемы общества.

Эффективность многоаспектной работы с медиатекстом подразумевает строгую логику организации процесса восприятия, понимания и интерпретации медиатекста, которая в процессе формирования информационной культуры учащихся представлена следующим образом:

- установка на восприятие;

- первичное восприятие медиатекста;

- анализ медиатекста;

- повторное восприятие медиатекста с возможностью его личностно-творческого преобразования.

Установка на восприятие «включается» в контекст будущей деятельности посредством соотнесения мотива, цели и условия осуществления действия с взаимосвязанными структурными элементами деятельности, которые представлены действием, операцией, психофизиологическими реализаторами деятельности.

Этап первичного восприятия медиатекста включает три последовательно сменяющие друг друга стадии:

внимание;

соучастие;

открытие.

Стадия внимания определяет начало процесса первичного восприятия медиатекста, которое представляет собой психофизиологическое состояние восприятия его знаковой системы. Внимание учащегося фиксируется на общем содержании медиатекста, вызывая временный интерес.

Стадия соучастия предполагает возрастание интереса, появление ассоциаций, сопоставление воспринимаемой информации с собственным жизненным опытом.

Стадия открытия связана с обнаружением смысла произведения, связанного с авторским посылом, который учащийся осознанно или интуитивно находит самостоятельно и внутренне переживает его, завершая восприятие [2].

В процессе проведения анализа медиатекста осуществляется механизм многовекторного переноса понятий и способов действий с информацией, полученных в ходе изучения учебных предметов, в новые условия применения. Например, содержание знакомых учащимся понятий «тема текста», «средства художественной выразительности» может быть значительно дополнено и расширено[1].

На этапе повторного восприятия медиатекста (повторном просмотре фильма, прочтении заметки) учащиеся аккумулируют и применяют эмоционально-оценочную, предметно-понятийную информацию, полученную в ходе анализа сюжета, образов, что позволит достичь более глубокого понимания его смысла[3].

Работая с медиатекстами, учащиеся могут:

- вести поиск информации в электронном каталоге, в информационных базах Интернета;

- публиковать свои творческие работы в виде веб-страничек, статей, репортажей;

- использовать имеющиеся образовательные ресурсы.

В таких формах работы реализуется основная цель медиаобразования – развиваются коммуникативные способности учащихся, формируется их критическое мышление по отношению к «медиатекстам», а также они могут использовать различные средства коммуникации для творческого самовыражения. Результатом такой работы становиться не только сам медиапродукт, а способность учащихся к оценке и критическому анализу медиатекстов. Учащиеся лучше воспринимают материал на занятиях, если он представлен наглядно (презентации с иллюстративным материалом, фотографиями, звуковым сопровождением, учебные ролики), через подготовку собственных медиапродуктов, с использованием медиатекстов и компьютерных программ. Таким образом, достигается высокая степень пользовательских и креативных навыков.

Список использованных источников

  1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 173 с.

  2. Прозоров, В. В. Художественный текст и читательское восприятие (К теории вопроса)/ В. В. Прозоров // Филологические науки. – 1978. - № 1. – С. 11-17.

  3. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: монография / И. В. Рогозина. – Москва-Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. – 289 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!