СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с межпредметными и метапредметными понятиями при подготовке к егэ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с межпредметными и метапредметными понятиями при подготовке к егэ»

Работа с межпредметными и метапредметными понятиями

при подготовке к ЕГЭ


Требования образовательных стандартов к результатам основного общего и среднего общего образования предполагают формирование системы межпредметных понятий, что наряду с овладением универсальными учебными действиями реализует принцип метапредметности. Исследователи отмечают, что освоение межпредметных понятий – необходимое условие для формирования метапредметных умений при работе с различными источниками учебной информации.

Анализ понятийных рядов учебников по социально-гуманитарным предметам показал, что понятия высокого уровня обобщения целесообразно разделить на метапредметные и межпредметные.

К метапредметным понятиям относятся универсальные философско-методологические понятия: онтологические, в основе которых лежат абстрактный или реальный объект, представление об объекте, связи и отношения, и гносеологические, в основе которых лежит процесс познания реального или абстрактного объекта. Иными словами, метапредметные понятия – это понятия, имеющие надпредметный смысл, универсальное значение. Например: «время», «пространство», «порядок», «движение», «система», «модель», «структура», «революция», «эволюция», «закономерность», «процесс», «классификация», «систематизация»… Этот список можно продолжить.

Межпредметные понятия – это понятия, в основе которых лежит реально существующий объект (например, государство, общество, народ, этнос, народонаселение, урбанизация, прогресс, регресс). Межпредметные понятия отражают явления, объекты, связи, которых нет в чистой природе, они разработаны когнитивно и имеют социальную природу.

Метапредметные понятия играют роль родовых понятий по отношению к межпредметным понятиям, а последние являются видовыми по отношению к метапредметным. Метапредметные понятия имеют наибольший объем, так как включают в себя множество предметов. Межпредметные понятия отличаются большим количеством специфических признаков. Например, метапредметное понятие «система» включает в себя множество объектов природы и общества, а межпредметное понятие «общественная система» относится только к обществу, включает в себя намного меньше объектов и имеет специфические признаки.

Если учитель, работая с определенным межпредметным или предметным понятием, передаёт учащемуся, кроме предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или с идеализацией к разным предметным областям. Допустим, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Таким образом, метапредметный подход позволяет не запоминать, а осмысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или другого знания.

Приемы работы с межпредметными и метапредметными понятиями:

1. Работа с различными видами учебной информации (историческими источниками, источниками социально-политической информации, статистическими данными, картографическим, справочным материалом и др.).

2. Работа с памятками-инструкциями.

3. Ведение ученических словарей межпредметных понятий.

4. Привлечение визуальных художественных источников, создающих художественно-эстетические образы понятия.

5. Формирование межпредметных и метапредметных понятий через вопросы и задания.

6. Работа с определениями (формулирование определений через обобщение признаков понятия, поиск, комментирование и обсуждение различных вариантов формулировок понятий, вычленение предметных и метапредметных признаков в определении, выделение существенных и несущественных признаков понятий и др.).

7. Работа с понятийными рядами (составление смыслового понятийного ряда из нескольких предметов с выделением родового понятия, подбор контекстных понятий из нескольких предметов, задание на поиск понятия, выпадающего из смыслового понятийного ряда, установление иерархической соподчиненности понятий и др.).

8. Нахождение слов - синонимов и слов - антонимов к межпредметным и метапредметным понятиям.

9. Нахождение или создание визуальных образов межпредметных и метапредметных понятий.

10. Систематизация и классификация межпредметных и метапредметных понятий (например, по признакам, общим в двух или нескольких предметах и др.).

С 2022 года исторические понятия и термины поменяли свою дислокацию в экзамене (ЕГЭ), переместившись во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. Кроме того, к определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России.

В этой связи предлагаем для примера подробный разбор метапредметного понятия «модернизация» и ряд фактов, которые могут быть использованы для конкретизации данного понятия. Относим данное понятие к метапредметным, так как оно имеет универсальное значение. Модернизация может быть экономической, политической, культурной, социальной.

В различных источниках можно найти множество различных формулировок понятия «Модернизация». Приведём лишь некоторые из них:

  • Небезызвестная Википедия выдаёт нам следующую формулировку: Модернизация (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это процесс обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Выясняем, что данная формулировка взята из Современного экономического словаря в редакции 1999 года.

  • Большая российская энциклопедия предлагает такой вариант понятия: Модернизация – процесс перехода от традиционного к современному типу социальной организации, к обществу модерна. Модернизация предполагает кардинальные изменения как на макро-, так и на микроуровне общественной жизни, т. е. сопровождается не только трансформацией институтов социальных, экономических и политических отношений, но и поведения и мышления людей, их ценностных ориентаций.

  • В учебнике «История России XIX – начало XX в. IX кл.» - Москва, 2016 г. Авторы Ляшенко Л.М., Волобуев О.В, Симонова Е.В мы находим следующее определение: Модернизация – заимствование, освоение и практическое применение передового социально-экономического и иного опыта наиболее развитых стран.

  • Учебник «История России. 8 класс. Ч.1. – Москва, 2016 г. Авторы Арсентьев Н.М., Данилов И.В. предлагает самую простую формулировку: Модернизация – обновление основных сторон жизни общества.

Анализируем предложенные в источниках понятия и получаем оптимальную, на наш взгляд, формулировку: Модернизация – это переход от традиционного общества к современному, переход на новейшее оборудование и современные технологии, который влечёт за собой изменения в экономике и обществе. Во всех случаях это переход к новому, более передовому, переход от традиционного общества к индустриальному. Именно в этом контексте на ЕГЭ и предлагается вопрос о модернизации.

Факты, которые конкретизируют понятие «модернизация» применительно к истории России:

1. Россия вступила в модернизационный процесс так же, как и большая часть европейских стран, еще в XVII веке, однако свой «фирменный стиль» российская модернизация обретает при Петре I (1689-1725 гг.) – создателе регулярной армии, Табели о рангах, новой административной системы, Академии наук, инициаторе языковой реформы (алфавита и литературного языка). Именно эти и им подобные социальные проекты предопределили «модернизационный прорыв» петровской эпохи, тогда как её успехи в технической и экономической сферах в значительной мере продолжали опыт предшественников. Созданная в короткий срок при Петре I промышленная база помогла догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Таким образом, инициатором российской модернизации выступило государство, а основным содержанием процесса модернизации в России начала XVIII в. стала европеизация.

2. Преемники Петра, по большей части, мыслили себя продолжателями его проекта. В числе наиболее значимых модернизационных программ второй половины XVIII и XIX вв. следует отметить:

- развитие системы университетов, военных училищ, классических и реальных гимназий, военных гимназий, народных училищ,

- административные реформы Екатерины II (Реформа Сената – 1763 г., Губернская реформа – 1775 г., Полицейская реформа – 1782 г., Жалованная грамота дворянам и городам – 1775 г.),

- судебную и земскую реформы Александра II (1864 г.),

- военную реформу Александра II как этап формирования общенациональной армии на принципах всеобщей мобилизации,

- принятие и реализацию программы строительства стратегической сети железных дорог при Александре III,

- формирование элементов политического представительства при Николае II.


3. Важными событиями экономической модернизации в России стали денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина (проводилась с 1839 по 1843 гг.), свидетельствовавшая об относительно квалифицированном регулировании денежного обращения в России, а также начало промышленного переворота и строительства железных дорог в 1830—1840-х гг. Но в этот период, процессы экономической модернизации сдерживались наличием крепостного права, хотя первые шаги к его отмене были сделаны. Главным же результатом для процессов российской модернизации в целом стала отмена крепостного права (1861 г.). Эта реформа, а также преобразования либеральной направленности 1860—1870-х гг. существенно увеличили темпы повышения уровня социальной мобильности и урбанизации. Создание рынка свободной рабочей силы, ускоренное завершение крестьянской реформы в 1880-х гг., а также деятельность М.Х. Рейтерна, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте на посту министра финансов стали основой для окончания в России промышленного переворота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!