СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по чтению на тему: "Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится..." в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по чтению в 3 кл. коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по чтению на тему: "Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится..." в 3 классе»

Конспект открытого урока

по чтению в 3 классе


Тема: «Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»

Цели:

1. Познакомить учащихся со стихотворением о весне.

2. Подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое.

3. Учить выразительному чтению лирического стихотворения.

4. Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.

5. Развивать воображение.

6. Воспитывать любовь к природе, языку.


Планируемые результаты:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание.



Оборудование:

(На доске - сегодняшняя дата, выставка книг).

- рисунки «Солнышко с лучиками», «Знаки препинания»;

- слайды «Приветствие», «Минутка выразительности», «Фото Ф.И.Тютчева. Сообщение об авторе», «Словарные слова»;

- карточки «Буквы»,

- аудиозапись песни «Солнечная капель»;

- фильм о борьбе Зимы и Весны;

- выставка книг;

- аудиозапись музыки «Банана-мама»;

- учебник «Чтение. 3 класс» (в 2 ч. Ч. 2);

- интерактивная доска.



Ход урока:

I. Организационный момент.


Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте!

(Дети здороваются с учителем.)

У: У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем.

(Дети здороваются с гостями. Смотрят на доске Слайд 1 и выполняют за учителем движения.)


Добрый день и добрый час,

Очень рады видеть Вас!

Добрым утром начат день,

Первым делом - гоним лень

На уроке не зевать,

А работать и читать.

У: Теперь тихонечко, тихо-тихо садимся.

(Дети садятся.)


У: Ребята, меня зовут Марина Семеновна. И этот урок мы с вами вместе проведем.

У: Ребята, давайте поговорим о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Солнечная или пасмурная?

(Д: Пасмурная.)

У: Правильно, пасмурная погода. Зимнее солнце светит, но не греет.

(Учитель на доску вывешивает рисунок «солнышка» без лучиков.) Что это такое?

(Д: Солнышко.)

У: Это солнышко. Что ему не хватает?

(Д: Лучиков.)

У: Правильно, лучиков ему не хватает. Ребята, если мы с Вами расцветим наше солнце лучами, то погода улучшится, и нам станет веселее. И гостям станет веселее! Постараемся? Но для этого мы должны быть какими?

(Д: внимательными.)

У: Еще какими?

(Д: слушать учителя.)

У: Еще?

(Д: думать.)

У: Еще? (Помогает детям: нужно стараться, выполнять все задания.)


II. Речевая разминка.

1. У: Для того, чтобы правильно и выразительно читать, давайте проведем речевую гимнастику. Слайд 2



(Читают все вместе, по два человека.)

2. Отгадывание загадки.

У. загадывает загадку. Слайд 3


Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой улей, пчела

Первый мёд принесла

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?



III. Минутка выразительности.

У: Ребята, теперь у нас наступила минутка выразительности. Давайте вспомним, какие знаки препинания мы знаем.

(На доске вывешены знаки препинания . ? !)

(У. включает Слайд 4 «Минутка выразительности»):



МИНУТКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Весна – лучшее время года

. ? !



У: (показывает точку) О чем говорит точка? Что это?

(Д: Голосок идет вниз.)

У: (показывает восклицательный знак.) Что это за знак?

(Д: Громкий, сердитый, веселый бывает.)

У: (показывает вопросительный знак.) А это что за знак?

(Д: Он всегда спрашивает.)

У: Как он называется?

(Д: Вопросительный знак.)

У: При чтении всегда соблюдаем знаки препинания. Я сейчас прочитаю вам предложения, а Вы должны подумать и поставить в конце тот знак препинания, который просит мой голос.

(У. читает предложение с точкой и спрашивает о знаке. Все вместе читают, вызывает одного к доске и просит прочитать правильно с точкой.)

(Т.о. учитель работает со всеми знаками препинания.)

У: Получилось у нас минутка выразительности?

(Д. отвечают).

У: Валера, иди к доске и прикрепи к солнышку первый лучик. Солнышко расцвечиваем лучиками.


IV. Проверка домашнего задания.

У. проверяет чтение текста.

(Д. читают текст «Лесные доктора» (с. 40) по очереди.)


V. Слушание аудиозаписи музыки «Солнечная капель». Слайд 5.

У: Я предлагаю Вам послушать песенку «Солнечная капель».

(У. включает аудиозапись, д. слушают песню.)

У: Какое настроение у вас стало, когда вы услышали эту песню?

 (Д: Веселое, радостное, весеннее, светлое.)

У: Я желаю вам, чтобы такое светлое весеннее настроение не покидало вас и сегодня, и еще много-много дней.


VI. Постановка цели урока.

У: Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песенки?

(Д.отвечают).

У: Верно, наступила весна, и на уроках чтения мы будем знакомиться с произведениями о весне.


У: Сейчас я раздам вам карточки. Вы должны выписать на нижней строке только те буквы, которые выделены синим цветом. Затем вы мне скажете, какое слово у вас получилась.


увнреаосчкнаиал



У: (вызывает к доске одного ученика): Будем вместе читать. Получилось ВЕСНА (Просит ученика расцветить солнышко.)



У: Сегодня мы продолжим изучение произведений о родной природе и познакомимся с новым произведением о весне. Послушайте.

(У. включает фильм. Слайд 6.

Чтение стихотворения учителем.)


У: Молодцы! Слушали внимательно.

Какое же настроение у поэта?

Похоже оно на ваше настроение?

А вы знаете, кто написал это стихотворение? (Ф.И. Тютчев.)


(У. пишет на доске тему урока: Ф.И.Тютчев.)


Сегодня на уроке мы постараемся понять, как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении, научимся передавать его при выразительном чтении.



(Фото Ф.И. Тютчева на доске. Слайд 7.

Сообщение об авторе.)












Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.

Родился в Орловской губернии. Отец Федора был помещиком. С четырёх лет мальчика воспитывал его дядя. Мать Тютчева оказала большое влияние на воспитание своего сына. Федор получил прекрасное образование. С 12 лет он занимался переводами и писал собственные стихотворения.


VII. Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”.


1. Чтение полушёпотом детей самостоятельно.

2. Словарная работа.

У: В стихотворении вам встретились трудные, непонятные слова?
Какие слово выделено в тексте? Слайд 8.


за-су-е-ти-лось

взбе-си-лась

 

(Работа со Слайдом 9 «Словарные слова».)

3. Чтение хором.

У: О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

Что он хотел сказать? (Как бы зима ни злилась, весна наступит.)


VIII. Физкультминутка.

У: Мы устали не на шутку,

Нужно сделать физминутку.

(У. включает аудиозапись музыки «Банана-мама», Слайд 10, 2 куплета).

(Д. выполняют движения за учителем: идут, отдыхают, вправо и влево кружатся, идут, стирают, полощут бельё, повесят сушить, идут по кругу, в другую сторону, идут и тихо садятся.)

У: Отдохнули?

(Д: Да.)


4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Слайд 11.

У: А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения.
У: В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.)

У: Давайте отметим слова в каждой строчке, которые нужно выделить интонацией.

ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ.

У: Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.) 

У: Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. (Прошла…)

У: Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? (Весна.)

У: Следующая строка. Назовите действие Весны. (Гонит.) 

У: Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех?

ВТОРОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ.

У: Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)

У: Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.) 
У: Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? (Трезвон.)
У: Прочитайте друг другу это четверостишие.

РАБОТАЕМ С ТРЕТЬИМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

У: Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.) 

У: Почему здесь – ворчит? (Уже нет сил сопротивляться Весне.)
У: Читаем третью строчку и отметим действие Весны. (Хохочет.) 

У: Почему у Тютчева – хохочет? (Звонко, заливисто, задорно.)

У: Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. (Пуще.)

У: Можно опустить это слово? Что потеряем? (Потеряем усиление действия.)

У: Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?

РАБОТАЕМ С ЧЕТВЕРТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

У: Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. (Взбесилась.) Замените синонимом. (Рассердилась.) 

У: Какие слова в этой строчке подчеркивают высшую степень злобы? (Ведьма злая.)

У: Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.) 

У: Почему здесь – пустила? (Длительное действие.)

У: Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию “ведьма злая”. (Прекрасное дитя.) 

У: Вспомните, какой мы рисовали Зиму, а какой – Весну. Точно мы их описали?
У: Готовимся к чтению этой части.

РАБОТАЕМ С ПЯТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

У: Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны. (Горя мало.)

У: Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? (Умылася.) 
У: Какой стала Весна от снега? (Румяней.) Скажите иначе (Краснее.) 

У: Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна? 

У: Найдите в последней строчке слово. (Наперекор) Что оно означает? (Назло.) 

У: Прочитаем все вместе последнее четверостишие.
У: Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?


IX. Итог урока.

У: Что было главной целью на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.) 

У: Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.). У кого сегодня на уроке было такое настроение?


X. Рефлексия.

У: Ребята, вы довольны сегодняшней работой? Давайте прикрепим к солнышку яркие лучики. Слайд 12.


Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.


XI. Домашнее задание.

У: Выучить стихотворение наизусть.


XII. Оценка работы учащихся на уроке.

У: Спасибо за работу! Молодцы!