СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработку входят стратегия работы содарёнными детьми; условия работы содарёнными детьми; формы работы содаренными детьми; план работы содарёнными детьми; "Математика для одарённых" -3класс.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»



РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ



































П рограмма





Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В МОУ СОШ с. Мокрый Мичкасс выявление одаренных детей начинается с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний .
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.



Цель данной программы: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей. Социально-педагогические задачи:

 не терять потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

 создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

 формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях детей.

Общий курс в объединении рассчитан на два года (1-4 класс), работа строится в виде внеклассной работы по направлениям: русский язык, математика, литературное чтение. Программа составлена в соответствии с возрастом и рассчитана на детей 7-10 лет.



 Задачи программы:

 выявление одарённых детей;

 развитие общей эрудиции;

 формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и само изменения.


Главный принцип программы: непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания.

Используются как групповые методы работы (мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д.) так и индивидуальная работа с одарёнными детьми.

Подготовка к олимпиадам, конкурсам.

Проведение массовых мероприятий внутри объединения.

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.

Работа с родителями (привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении «Умники и умницы», КНВ по математике, проведение просветительской работы среди родителей, собрание на тему «Расширение кругозора школьников по средствам чтения научно-познавательно литературы).

 

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

II этап – диагностический (2-4) – индивидуальная оценка познавательных,творческих,возможностей,.ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.





  1. Формы работы с одаренными учащимися

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов



План работы с одаренными учащимися в 1 классе



п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Выявление одарённых детей.

сентябрь

2.

Вовлечение одарённых детей в факультативную и кружковую работу.

сентябрь - октябрь

3.

Подготовка учащихся к конкурсу рисунков « Осень золотая »

сентябрь

4.

Участие в музыкальных конкурсах.

ноябрь-январь

5.

Подготовка к мероприятиям , к конкурсам.

октябрь - ноябрь

6

Подготовка к новогодним конкурсам

ноябрь - декабрь

7.

Подготовка к проекту « Источники информации»

январь

8.

Привлечение к конкурсам по математического цикла.

февраль

9.

Использование на уроках задания повышенной сложности.

в течение года

10.

Выполнение ребусов и логических задач.

март-апрель

11.

Подготовка к проекту « Растения нашего края»

май


План работы с одаренными учащимися во 2 классе


п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одарённых детей. Литературно-поэтическая и музыкальная одарённость, интеллектуальная одарённость , практическая одарённость.

сентябрь

2.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность.

в течение года

3.

Вовлечение во внеурочную деятельность.

октябрь-ноябрь

4.

Участие в предметных неделях, конкурсах, смотрах.

в течение года

5.

Участие в музыкальных конкурсах.

в течение года

6

Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. Участие в выставках .

в течение года

7.

Создание банка нестандартных заданий по предметам.

ноябрь-май



План работы с одаренными учащимися в 3 классе


п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. Работа с родителями, анкетирование, опросы.

сентябрь

2.

Подготовка к предметной неделе по русскому языку и литературному чтению. Подготовка к конкурсу «Бизнес - глазами детей .»

октябрь

3.

Участие в предметной неделе по русскому языку и литературному чтению.

ноябрь

4.

Всероссийский дистанционный конкурс для начальных классов «Наукоград».Участие в новогоднем конкурсе «Лучшая новогод для начальных классов няя стенгазета».

декабрь

5.

1.Подготовка к предметной неделе по математике и ИКТ.

январь

6.

Проектная  и исследовательская деятельность на уроке.

февраль

7.

Подготовка и участие в конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта» .

март

8.

Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. Участие в школьном дне здоровья.

апрель

9.

Участие в благотворительной акции « Дети-детям» (игрушки для дошкольников) .

май






















«Математика для одарённых. 3 класс.»

 

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Математика для одарённых детей. 3 класс» предназначена для детей, проявляющих интерес к математике.

Целями занятий являются:

 формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;

 интенсивное формирование деятельностных способностей;

 развитие логического мышления и математической речи;

 раскрытие принципов действия, решения задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему.

 

Отличительными особенностями данной программы является использование моделирования. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии.

Чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способом приводит либо к неудаче, либо нерационально. Ребёнок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности, и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу. Нужно конструировать новый вид модели. У детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах.

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Математика для одарённых детей. 3 класс» (34 часа)


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Как люди научились считать.

1

2

Из истории натуральных чисел.

1

3

Загадочность цифр. Логические квадраты. Закономерности.

1

4

Числа и операции над ними.

1

5

Многозначные числа. Рещение задач.

1

6

Единицы длины. Решение задач.

1

7

Единицы массы. Решение задач.

1

8

Единицы времени. Решение задач.

1

9

Меры времени. Календарь. Решение задач.

1

10

Старинные меры измерений. Решение задач.

1

11

Составление таблиц известных мерок. Исследовательские творческие задания.

1

12

Сравнение, сложение и вычитание единиц. Решение задач.

1

13

Переменная. Решение задач.

1

14

Выражения с переменной. Решение задач.

1

15

Верно и неверно. Всегда и иногда. Решение задач.

1

16

Равенство и неравенство. Решение задач.

1

17

Уравнение. Решение задач.

1

18

Геометрические фигуры и величины. Решение задач.

1

19

Конструирование геометрических фигур.

1

20

Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника, треугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда. Решение задач.

1

21

Формула деления с остатком.

1

22

Скорость, время, расстояние. Формула пути. Решение задач.

1

23

Формула стоимости. Решение задач.

1

24

Формула работы. Решение задач.

1

25

Формула произведения. Решение задач.

1

26

Схемы. Графическое моделирование. Решение задач.

1

27

Дерево возможностей. КВН.

1

28

Решение задач.

1

29

Математические игры.

1

30

Решение задач.

1

31

Ребусы.

1

32

Решение задач.

1

33

Старинные задачи.

1

34

Обобщение.

1

Литература.

1. Бура М. Как научиться решать задачи.// Начальная школа, 2002, № 9

2. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике(1-4 класс), - М., «Первое сентября», 2003

3. Дьячкова Г. Т. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006

4. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики //Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002

5. Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения. //Начальная школа № 6-2002

6. Тексты олимпиадных заданий по математике. 2004- 2007 год.

7. Пособие «Как решать олимпиадные задачи?» С.П. Павлова

8. Задачи международного конкурса-игры «Кенгуру» с 1995-2012 г.

9. Задания развивающего характера по математике Г.А. Лавриненко, издательство «Лицей» г. Саратов

 



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!