РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
П
рограмма
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
В МОУ СОШ с. Мокрый Мичкасс выявление одаренных детей начинается с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний .
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цель данной программы: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей. Социально-педагогические задачи:
не терять потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях детей.
Общий курс в объединении рассчитан на два года (1-4 класс), работа строится в виде внеклассной работы по направлениям: русский язык, математика, литературное чтение. Программа составлена в соответствии с возрастом и рассчитана на детей 7-10 лет.
Задачи программы:
выявление одарённых детей;
развитие общей эрудиции;
формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и само изменения.
Главный принцип программы: непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания.
Используются как групповые методы работы (мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д.) так и индивидуальная работа с одарёнными детьми.
Подготовка к олимпиадам, конкурсам.
Проведение массовых мероприятий внутри объединения.
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
Работа с родителями (привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении «Умники и умницы», КНВ по математике, проведение просветительской работы среди родителей, собрание на тему «Расширение кругозора школьников по средствам чтения научно-познавательно литературы).
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
II этап – диагностический (2-4) – индивидуальная оценка познавательных,творческих,возможностей,.ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
План работы с одаренными учащимися в 1 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Выявление одарённых детей. | сентябрь |
2. | Вовлечение одарённых детей в факультативную и кружковую работу. | сентябрь - октябрь |
3. | Подготовка учащихся к конкурсу рисунков « Осень золотая » | сентябрь |
4. | Участие в музыкальных конкурсах. | ноябрь-январь |
5. | Подготовка к мероприятиям , к конкурсам. | октябрь - ноябрь |
6 | Подготовка к новогодним конкурсам | ноябрь - декабрь |
7. | Подготовка к проекту « Источники информации» | январь |
8. | Привлечение к конкурсам по математического цикла. | февраль |
9. | Использование на уроках задания повышенной сложности. | в течение года |
10. | Выполнение ребусов и логических задач. | март-апрель |
11. | Подготовка к проекту « Растения нашего края» | май |
План работы с одаренными учащимися во 2 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одарённых детей. Литературно-поэтическая и музыкальная одарённость, интеллектуальная одарённость , практическая одарённость. | сентябрь |
2. | Вовлечение учащихся в проектную деятельность. | в течение года |
3. | Вовлечение во внеурочную деятельность. | октябрь-ноябрь |
4. | Участие в предметных неделях, конкурсах, смотрах. | в течение года |
5. | Участие в музыкальных конкурсах. | в течение года |
6 | Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. Участие в выставках . | в течение года |
7. | Создание банка нестандартных заданий по предметам. | ноябрь-май |
План работы с одаренными учащимися в 3 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. Работа с родителями, анкетирование, опросы. | сентябрь |
2. | Подготовка к предметной неделе по русскому языку и литературному чтению. Подготовка к конкурсу «Бизнес - глазами детей .» | октябрь |
3. | Участие в предметной неделе по русскому языку и литературному чтению. | ноябрь |
4. | Всероссийский дистанционный конкурс для начальных классов «Наукоград».Участие в новогоднем конкурсе «Лучшая новогод для начальных классов няя стенгазета». | декабрь |
5. | 1.Подготовка к предметной неделе по математике и ИКТ. | январь |
6. | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | февраль |
7. | Подготовка и участие в конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта» . | март |
8. | Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. Участие в школьном дне здоровья. | апрель |
9. | Участие в благотворительной акции « Дети-детям» (игрушки для дошкольников) . | май |
«Математика для одарённых. 3 класс.»
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Математика для одарённых детей. 3 класс» предназначена для детей, проявляющих интерес к математике.
Целями занятий являются:
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
интенсивное формирование деятельностных способностей;
развитие логического мышления и математической речи;
раскрытие принципов действия, решения задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему.
Отличительными особенностями данной программы является использование моделирования. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии.
Чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способом приводит либо к неудаче, либо нерационально. Ребёнок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности, и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу. Нужно конструировать новый вид модели. У детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Математика для одарённых детей. 3 класс» (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Как люди научились считать. | 1 |
2 | Из истории натуральных чисел. | 1 |
3 | Загадочность цифр. Логические квадраты. Закономерности. | 1 |
4 | Числа и операции над ними. | 1 |
5 | Многозначные числа. Рещение задач. | 1 |
6 | Единицы длины. Решение задач. | 1 |
7 | Единицы массы. Решение задач. | 1 |
8 | Единицы времени. Решение задач. | 1 |
9 | Меры времени. Календарь. Решение задач. | 1 |
10 | Старинные меры измерений. Решение задач. | 1 |
11 | Составление таблиц известных мерок. Исследовательские творческие задания. | 1 |
12 | Сравнение, сложение и вычитание единиц. Решение задач. | 1 |
13 | Переменная. Решение задач. | 1 |
14 | Выражения с переменной. Решение задач. | 1 |
15 | Верно и неверно. Всегда и иногда. Решение задач. | 1 |
16 | Равенство и неравенство. Решение задач. | 1 |
17 | Уравнение. Решение задач. | 1 |
18 | Геометрические фигуры и величины. Решение задач. | 1 |
19 | Конструирование геометрических фигур. | 1 |
20 | Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника, треугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда. Решение задач. | 1 |
21 | Формула деления с остатком. | 1 |
22 | Скорость, время, расстояние. Формула пути. Решение задач. | 1 |
23 | Формула стоимости. Решение задач. | 1 |
24 | Формула работы. Решение задач. | 1 |
25 | Формула произведения. Решение задач. | 1 |
26 | Схемы. Графическое моделирование. Решение задач. | 1 |
27 | Дерево возможностей. КВН. | 1 |
28 | Решение задач. | 1 |
29 | Математические игры. | 1 |
30 | Решение задач. | 1 |
31 | Ребусы. | 1 |
32 | Решение задач. | 1 |
33 | Старинные задачи. | 1 |
34 | Обобщение. | 1 |
Литература.
1. Бура М. Как научиться решать задачи.// Начальная школа, 2002, № 9
2. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике(1-4 класс), - М., «Первое сентября», 2003
3. Дьячкова Г. Т. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006
4. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики //Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002
5. Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения. //Начальная школа № 6-2002
6. Тексты олимпиадных заданий по математике. 2004- 2007 год.
7. Пособие «Как решать олимпиадные задачи?» С.П. Павлова
8. Задачи международного конкурса-игры «Кенгуру» с 1995-2012 г.
9. Задания развивающего характера по математике Г.А. Лавриненко, издательство «Лицей» г. Саратов