СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это  всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка. Детский возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат – исчезновение одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»


Пояснительная записка


Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка. Детский возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат – исчезновение одаренности.

Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:

1) изучение и развитие физических способностей;

2) умственный потенциал или интеллект;

3) совокупность физической способности;

4) развитие координации;

5) качественное сочетание способностей.

Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.

Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность – это качественное сочетание способностей; одаренность математическая – «оперативная форма общих способностей».

Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие.


В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Одаренность-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Актуальность.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Развитие системы работы с одаренными учениками - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

Школа создает ту творческую среду, которая необходима для развития таланта одаренных ребят и подготовки их к участию в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ и творческих конкурсах.

Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления одарённых детей в каждом классе, развитие системы поддержки сформировавшихся талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы.

Основными задачами программы являются:

- акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость осуществления отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей и возможностей личности;

- предоставить возможность одарённым детям совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными учащимися:

-развивающее обучение, работа в малых группах;

-игровые технологии;

-спортивные секции;

-задания творческого и нестандартного характера;

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам;

-спортивные соревнования.

Ожидаемые результаты реализации программы

Педагогические

Формирование модели одаренного ребенка как личности:

  • здоровой физически, духовно – нравственно и социально;

  • способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

  • способной к саморазвитию и самообразованию;

  • обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.


Совершенствование системы работы с одаренными детьми:

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.


Социальные

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • регулярные публикации в средствах массовой информации.

Экономические

  • увеличение числа обучающихся и педагогов, получающих гранты для поддержки талантливой молодежи и лучших учителей России.

Прогноз развития школы в связи с реализацией программы

  • Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;

  • Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с одарёнными детьми;

  • Совершенствование материально-технической базы школы для организации исследовательской и проектной деятельности;

  • Создание программ для работы с одарёнными детьми и построение индивидуальных образовательных маршрутов.

Основные мероприятия программы

Основными мероприятиями программы являются:

- проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;

- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;

- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;

- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы;

На базе школы согласно учебному плану созданы спортивные секции

  • по настольному теннису

  • внеурочная деятельность: «Подвижные игры», «Настольный теннис» для учащихся 1-4 классов

Ежегодно проводить школьные, районные олимпиады и соревнования;


Практическая значимость и реализация результатов

Результаты рабочей программы позволили расширить и углубить знания об особенностях физического развития учащихся и развития их двигательных качеств. Обоснованы возможности конкретных организационных форм и методики использования занятий баскетболом в школах, как эффективного средства улучшения функционального состояния и физической подготовленности.

В рабочей программе обоснованны допустимые физические нагрузки для данного контингента детей с учетом интенсивности, интервалов отдыха и числа повторений.

Направление, развиваемое в программе, обосновывает перестройку методики обучения, раскрывает пути расширения возможностей для учащихся 6классов школ в физическом воспитании.

В современных условиях функционирования школы, наблюдается тенденция усиления внимания к предметам, которые способствовали бы укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и т.д.

В связи, с чем назрела необходимость увеличения количества часов отводимых на физическую культуру, усиление внимания самой физической культуры, укрепление материально-технической базы школы.

Как показывает практика, значительный объем выпускников школ имеют отклонение в здоровье. Прежде всего, это касается юных призывников на сборы.

Существующие федеральные программы рассчитаны на школу, которой есть все условия проведения физической культуры.

За последние годы происходит изменение климата в условиях Республики Бурятия, когда в отдельных ее районах не устанавливается снежный покров, а если и есть снег, то снежный покров небольшой.

Инвентарь для проведения лыжной подготовки стоит дорого и фактически уроки лыжной подготовки необходимо заменять на занятия адекватной нагрузки.

На основании вышеизложенного, и, как показывает практика преподавания физической культуры, назрела необходимость некоторой корректировки федеральных программ физической подготовки в реальной ситуации данной школы. Поэтому в программе предусматривается перепланирование часов физической культуры при общем ее объеме 68часов. Плюс 136 часов факультатива.

Изучение основного материала по каждому разделу проводится в определенный период времени, обусловленный климатическими условиями. Например, основной материал по легкой атлетике изучается (1четверть) и весной (4 четверть), когда на площадке или близлежащей местности можно успешно заниматься бегом, прыжками, метанием. Основной материал по гимнастике в конце осени и начале зимы (2четверть). Иначе говоря, в связи с необходимостью учета климатических условий, основной материал по каждому разделу программы изучается концентрированно.

Такое прохождение основного материала по видам спорта, позволяет сосредоточить внимание на тщательном изучении, и усвоении учащимися почти всего материала данного раздела, хорошо и основательно проработать технику более сложных движений на протяжении ряда уроков, следующих один за другим.

Объектом планирования стали не только основные навыки и умения, предусмотренные учебной программой данного класса, но соответствующие, подготовительные и подводящие упражнения, специальные для развития двигательных качеств, а также контрольные упражнения для проверки успеваемости и домашнего задания. Никакой процесс совершенствования не может быть достаточно эффективным, если не ведется регулярный контроль за развитием. Обязательным считаю проведение тестирования в начале и конце учебного года, где проводится контроль за физической подготовленностью школьников. И здесь важно научить самих ребят проводить соответствующие измерения и заносить их в тетрадь для домашних заданий по физической культуре. В этой связи возникает необходимость сознательного выполнения всех упражнений, т.е., ученик должен знать, с какой целью выполняется каждое движение и для чего.

С помощью разнообразных средств и методов гимнастики успешно решаются задачи начального физического воспитания детей, создается основа для развития общефизических и двигательных способностей, значительно расширяются функциональные и адаптационные возможности учащихся. Вместе с тем, разнообразие гимнастических упражнений позволяет обеспечить их избирательное, локальное воздействие на отдельные системы организма человека.

Подбор соответствующих упражнений, нужных исходных положений и точность исполнения позволяет воздействовать на ту или иную группу мышц и суставов. Гимнастические упражнения имеют также широкое применение в лечебной физкультуре – это связано с тем, что они позволяют с большой сочностью дозировать физическую нагрузку.

Одной из основных форм физического воспитания в школьной практике являются спортивные и подвижные игры. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, выносливости, ловкости, морально-волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные навыки и умения. В играх используются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. В процессе игры у детей повышается эмоциональность, развивается воля, целенаправленность, коллективизм. Игры имеют большое прикладное значение: моментальные решения в процессе игры способствуют самостоятельному и быстрому ориентированию учащихся в жизненных ситуациях, решении тех или иных задач.

Из всех видов легкой атлетики наиболее доступны учащимся школы – ходьба, бег, метание, прыжки, и др. при беге предъявляются более высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются все мышечные группы, значительно усиливается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем, повышается обмен веществ. Изменив длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, занимающихся в соответствии с их возможностями. Метание, как прикладной вид физических упражнений , укрепляет мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают их хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставо - связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Двигательная деятельность человека является важнейшим фактором оптимального психического и функционального обеспечения его деятельности в различных социально обусловленных сферах, следовательно, развитие фонда жизненно важных двигательных действий является принципиальным вопросом современной теории и практики физического воспитания.



Методика тестирования.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) выполняется из исходного положения: упор лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова, туловище, ноги. Темп выполнения упражнений произвольный. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста.

Прыжок в длину с места на гимнастический мат выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30сек.

Удержание тела в висе на перекладине. Обучающийся с помощью учителя принимает положение виса так, чтобы его подбородок касался перекладины. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Наклон вперед из положения сидя. Необходимо на полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на приборе ступнями наг следует касаться центровой линии у борта, расстояние между ступнями составляет 20-30см. выполняется 3 наклона вперед, на 4-м фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев, при этом помощник учителя не допускает сгибания ног в коленях.

Бег 1000м выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера. На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную).

Аспекты физического воспитания являются одной из узловых проблем, от решения которой в значительной степени зависит эффективность комплексной развивающей работы, проводимой с учащимися школ. Физические упражнения высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание учителей, стремящихся найти ответ на вопросы о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, поиске оптимальных и эффективных форм и средств двигательной деятельности.

Развитие школьника, обучение его умениям и навыкам позволяет и способствует положительно изменять структуру его личности, двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск наиболее эффективных путей воспитания и развития детей, в частности содержание методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.

Заключение

Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявляется неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»


Наименование мероприятия

1.

Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания

2.

Разработка и утверждение документальной базы

4.

Участие в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях.

5.

Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей

6.

Участие в конкурсах «Лучший спортсмен школы» и др.

7.

Организация   в каникулярные дни    тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей

8.

Участие в конкурсах исследовательских работ

Разработка методических материалов исследовательских работ

  одаренных детей.


9.

Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей.

10.

Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей.

11.

Подведение итогов реализации программы




План работы с одарёнными детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности

Сентябрь

Руководитель программы

2.

Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь-октябрь

Руководитель программы

3.

Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Сентябрь

Руководитель программы

4.

Организация и проведение отборочных школьных соревнований для участия в Специальной Олимпиаде России по физической культуре (летние и зимние соревнования)

В течение года согласно плана

Руководитель программы

5.

Подготовка учащихся к участию в Специальной Олимпиаде России по физической культуре (летние и зимние соревнования)

В течение года согласно плана

Руководитель программы


6.

Организация и проведение отборочных школьных соревнований для участия в Детских спортивных играх (летние и зимние)

В течение года согласно плана

Руководитель программы

7.

Подготовка учащихся к Детским спортивным играм (летние и зимние)

В течение года согласно плана

Руководитель программы

8.

Организация и проведение отборочных школьных соревнований для участия в Чемпионате и Первенстве республики по настольному теннису

В течение года согласно плана

Руководитель программы

9.

Подготовка к Чемпионату и Первенству республики по настольному теннису

В течение года согласно плана

Руководитель программы

10.

Участие в научно-исследовательской работе.

В течение года согласно плана

Руководитель программы

11.

Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися 1-4 классов.

В течение года

Руководитель программы

12.

Создание банка данных результатов работы одарённых детей

В течение года

Руководитель программы

13.

Проведение предметной недели с активным участием одарённых детей

Январь

Руководитель программы

14.

Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми

В течение года

Руководитель программы

15.

Подведение итогов работы с одарёнными детьми

Апрель-май

Руководитель программы

16.

Поощрение и стимулирование одарённых учащихся

Апрель-май

Руководитель программы





 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!