СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Работа с одаренными детьми

«Где нет простора для проявления

способностей, там нет и способностей»

Л.Фейербах

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Значимость работы с одаренными детьми в общем учебно-воспитательном процессе, обусловлена, прежде всего тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение учащимися требований базовой школьной программы в целом, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоего алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает ее (для последних рамки программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы.

Работа с одаренными детьми приобретает особую значимость в учебном процессе начальной школы. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников, а именно – тем, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной - двух функций. Одаренный ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций. Такие дети требуют особого внимания.

Таким образом, именно на этом этапе, возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Необходимо начинать развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость проявляется в умении вовремя переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления – это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств. Результатом развития гибкости и широты ума должна стать беглость мыслительных процессов, которая проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной проблемы.

Для пробуждения внутренней познавательной активности учащихся – основного компонента в развитии познавательных процессов у одаренных детей, необходима система мер по созданию условий для развития и поддержки одаренных детей.

Школьный психолог должен ежегодно проводить диагностику интеллектуального развития учащихся начальных классов с целью раннего выявления одаренных и потенциально-одаренных детей. С потенциально-одаренными и одаренными учащимися необходимо накапливать банк данных, в который входит следующее:

- характеристика интеллектуальной деятельности ученика;

- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- мониторинги развития потенциальных способностей одаренных детей;

- создание копилки творческих работ учащихся.

Социальный педагог обязан проводить анкетирование родителей начального и среднего звена по выявлению видов одаренности у их детей. В сотрудничестве с классными руководителями проводить пролонгированное наблюдение за судьбами одаренных учащихся, социальной адаптацией (собеседование, анкетирование, письменное или устное интервью и т.д.) с целью накопления опыта работы с учащимися данной категории.

Руководители методических объединений накапливают практический материал по работе с одаренными детьми с целью обмена опытом, для проведения семинаров, конференций и т.д.:

- разработка уроков или фрагментов урока;

- портфолио на одаренного ученика;

- наглядный материал для оформления выставок;

- мини-программы опережающего обучения и развития;

- творческие работы учащихся.

Однако основная ответственность и работа по развитию потенциальных способностей детей ложится на учителя начальных классов. Развитие одаренных детей осуществляется через организацию индивидуальной и групповой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе.

Формы работы с одаренными детьми:

- использование системы развивающего обучения и его элементов в традиционной системе;

- для выявления одаренных и способных детей организация олимпиад, интеллектуальных игр и марафонов;

- использование в практике работы проблемных уроков с творческим применением знаний и умений, нестандартных уроков;

- включение одаренных детей в поисково-исследовательскую деятельность;

- посещение библиотек, выставок, музеев;

- обогащение активного словарного запаса и использование нетрадиционных заданий для словарной работы;

- включение в урок заданий по решению кроссвордов, ребусов;

- проведение на уроках интеллектуальных разминок и викторин;

- использование карточек с заданиями повышенной сложности;

- выполнение заданий, тестов разного уровня;

- составление докладов и рефератов;

- включение заданий исследовательского характера во время проведения экскурсий.

Все эти формы работы направлены на развитие интеллектуальной сферы одаренных детей, на формирование общеучебных навыков и развитие познавательной активности. Использование развивающих заданий и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Использованная литература:

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2009 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!