СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

МОУ «СОШ Поселья»

















Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время







Подготовила: учитель математики

Хубулеева Галина Васильевна













01.03.2022

Работа с одаренными детьми на уроках математики и во внеурочное время


Содержание

Введение 2

  1. Работа с одаренными детьми на уроках математики 6

  2. Работа с одаренными детьми во внеурочное время8

  3. Из опыта работы 10

  4. В плену стереотипов 15

  5. Заключение 16

  6. Список использованных источников 18


Введение

Что такое «одарённость»?

В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. В психологии под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Проявление детской одаренности зачастую очень трудно отличить от обученности , являющейся результатом благоприятных условий жизни данного ребенка.Исходя из этого, в практической работе с детьми следует использовать вместо понятия «одаренный ребенок» понятие « признаки одаренности» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания, т.к. при традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими обучающимися. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

В настоящее время общепризнанное определение "одаренности" отсутствует. Произнося "одарённые дети", мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам;

  • дети с высоким уровнем творческих способностей;

  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;

  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;

  2. изучение индивидуальных способностей и возможностей одаренного ребёнка;

  3. изучение интересов обучающихся в изучаемом предмете, разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого одарённого ребёнка;

  4. развитие творческих способностей на уроках;

  5. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);

  6. создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

  7. формирование банка данных одарённых детей школы.

Основные виды одаренности:

1. интеллектуальная одаренность

2. академическая одаренность

3. социальная одаренность

4. художественная одаренность

5. практическая одаренность

6. психомоторная (спортивная) одаренность

Для обучения математике особенно характерна академическая (математическая) одаренность.

Некоторые ученики отличаются от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошей сообразительностью, прекрасной смекалкой, большой изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлеченному, вернее других делают обобщения, их внимание привлекают частные и общие свойства чисел и действий.

Дети с повышенными математическими способностями нуждаются в особом внимании к ним, в специальных занятиях, потому что работа, рассчитанная на так называемого среднего ученика, их не удовлетворяет. Чтобы не падал интерес к математическим знаниям у наиболее способных детей, необходимо проявлять специальную заботу. На уроке к ним можно предъявлять повышенные требования, предлагая им обосновывать свой ответ, точно выражая свои мысли, выполнить вычисления быстро и безошибочно, дать оригинальное решение задачи; их следует привлекать на помощь другим учащимся.

На занятиях, устраиваемых специально для способных учеников, большое место должна занимать работа по изысканию различных способов решения задач разного характера. Детей надо приучить к тому, чтобы они давали сравнительную оценку различным способам решения задач, выбирали из них наиболее рациональное и остроумные.

Очень важно детей, проявляющих интерес к математике, научить находить ответы на свои вопросы в соответствующей математической литературе.

ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Положительные качества

Отрицательные качества

неуемное любопытство,хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижениирезультатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность, хорошо развито чувство юмора,доминирующая познавательная мотивация и исследовательскаятворческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М.Матюшкин).

неспособность встать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если емунеинтересно, иногда отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда бытьправым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать

изолированности этих школьников в классных коллективах.


Необходимо учитывать психологические проблемы детской одаренности:именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетра-диционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут, это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. Иногда проявляется нестабильность интересов . На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность - поверхностность знаний. Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но зачастую и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры.

Как организуется обучение одаренных детей?

Используются три варианта:
• раздельное обучение — специальные образовательные учреждения для одаренных детей;
• совместно-раздельное — специальные группы (классы) для одарённых в традиционном учебном заведении ;
• совместное обучение — обучение одарённых в «естественной среде», вместе со своими сверстниками. В нашей Софьинскойшколе – третий вариант.
Формы работы со способными детьми, которые я использую в своей работе:

1.Творческие проекты.

2.Участие в олимпиадах различного уровня

3.Внеурочная деятельность в условиях ФГОС

4.Дифференцированная работа на уроках

5.Индивидуальные беседы по психологической поддержке способных де-тей.


1. Работа с одаренными детьми на уроках математики

Основной формой организации учебного процесса остается урок.

Формы проведения уроков:

• Урок-лекция

• Урок-конференция

• Урок-зачет

• Урок защиты проектов

• Урок- семинар

Виды деятельности

- проблемно-развивающее обучение;

- работа в малых группах;

- проектно-исследовательская деятельность;

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательноймотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

- творческие и нестандартные задания( творческие домашние задания, решения одной и той же задачи различными способами, использование старинных задач и т.д.)


Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии , диалоги. Творческие умения самостоятельной работы:

• Уметь видеть проблему;

• Уметь сформулировать проблему;

• Уметь выдвинуть гипотезу;

• Уметь составить план решения проблемы, задачи;

• Уметь делать обобщение, выводы;

• Уметь систематизировать материал;

• Уметь составить доклад по теме ( с использованием разных источников)

• Уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

• Уметь решить задачу;

• Уметь делать прогноз.

Методы и средства обучения

• Проблемные

• Поисковые

• Эвристические

• Исследовательские

• Проектные

• в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и большая работа с одаренными проводится именно на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.Выявить способности учащихся помогает всеми уже изученное , но не забытое дифференцированное обучение. Оно может стать благоприятным фактором развития для детей, которые имеют  разный интеллектуальный уровень в учебном коллективе.

Использую индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентирую школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике.


2.Работа с одаренными детьми во внеурочное время

В условиях обычной школы возможность реализации целей развития одарённых детей - во внеклассной работе. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и конкурсу «Кенгуру», другим конкурсам.

Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.

Большую пользу для учеников, имеющих особую склонность к точным наукам, принесут беседы по математике, во время которых рассматриваются некоторые свойства чисел и действий и их применения, сообщаются некоторые сведения из истории математики.

Некоторые методы обучения

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, найти рациональный способ решения.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия.

Метод проб и ошибок.

Метод “если бы…”. Помогает детям составить описание того, что произойдет, если в условии что-либо изменится. Выполнение подобных заданий хорошо развивает воображение.

Мозговой штурм” Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи.

Необходимо систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.



3. Из опыта работы

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.

Организация системной работы с детьми, опережающими своих сверстников, становится актуальной уже в 5-6 классах.Психологи и методисты утверждают, что в этом критическом возрасте наблюдаются качественные изменения в процессах внимания, памяти, мышления. В эмоциональной сфере появляется некритическое планирование будущего, стремление к экспериментам, потребность новизны во всем, и, как следствие, стихийное снижение познавательной активности. Такие изменения связаны с резкой переоценкой понятий «взрослость» и «самостоятельность». Именно поэтому необходимо начинать работу с одаренными детьми в пятом, а не в седьмом классе, когда время будет уже упущено.

Получив 5-е классы в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. Я изучаю индивидуальные особенности учеников в классах.Среди учащихся нашей школы я не смогла выявить одаренных детей, среди них есть прилежные дети, готовые учиться, несмотря на сложности. Но детей, у которых есть потенциальные возможности, в школе достаточно. Если не разглядеть и не развить этот дар природы, он так и останется невостребованным.

«Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу - все дети, в основном, способные в той или иной области. Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...». Учебный процесс стремлюсь выстраивать таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. В уголке «Юный математик» помещаю олимпиадные задачи для самостоятельного решения. На специальном уроке мы заслушиваем решения этих задач, выбирая оптимальные способы. Для подбора задач использую различные сайты. Для учеников 5 класса проводится кружок «Математический калейдоскоп», где организована работа в трёх направлениях: решение задач повышенной сложности, дополнительное изучение внепрограммного материала и погружение в математические игры. Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме: «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в математической олимпиаде. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных олимпиадах, турнирах. В международном математическом конкурсе «Кенгуру» они принимают самое активное участие .Два года подрядтри ученика нашей школы (Русаков М., Бузников В., Филатов А.) становятся призерами муниципальной олимпиады по математике, а в прошлом году – ученики 8 класса- призеры конкурса «Математическая регата».

Использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

Хочется перечислить несколько удачных тем проекктных работ по математике, которые разрабатывали мои ученики: Применение признаков равенства треугольников в измерениях на местности – Скачкова О., 7 класс, Числа Фибоначчи – Волкова О., 7 класс, Загадочное число Пи – Русаков М., 6 класс.

Приведу примеры е нестандартных и поисковых задач, которые я рассматривала на уроках.

Пример 1:разноуровневые дидактические материалы -рассмотрим задачу, которая по уровням обученности и развития может быть представлена следующим образом:

I уровень.

1)На протяжении 155м уложено 25 труб. Определите длину одной трубы.

II уровень.

1) На протяжении 155м уложено 25 труб длиной по 5м и 8м. Сформулируйте вопрос к данной задаче. (Сколько уложено тех и других труб).

В 9 часов утра на расстоянии 155м строителями уложено 25 труб. (Исключите лишние данные в задаче).

Если длина одной трубы 5 м, то чтобы протянуть трубопровод длиной 155м необходимо использовать 25 труб. Установите истинность или ложность данного утверждения.Составьте аналогичную задачу.

III уровень.

Придумайте задачу по следующим данным: 5 м, 8 м, 155 м, 25 штук.

Составьте задачу прямую и обратную данной: на протяжении 155м уложено 25 труб длиной по 5м и 8м. Сколько уложено тех и других труб?

Найдите ошибку в решении данной задачи: 1) 5 + 8 = 13 (м);13• 25 = 325 (м). Ответ: всего уложено 325 метров трубы, а не 155 метров.

I уровень, т. к. задача одношаговая; II уровень., т. к. задача требует размышления, обоснования; требует установить истинность или ложность данного утверждения; III уровень, т. к. требуется составить задачу по некоторым данным.

Пример 2: Элементы проблемной ситуации по теме «Единицы площади».

Цель- установить соответствие между единицами измерения площади.

Создание проблемной ситуации: рассмотрите запись на доске:

500м2; 400см2; 3а; 2дм2; 7га.

Расположите их в порядке возрастания.

В чем сложность проблемы? Чем они являются? Какова тема урока?

Пример 3: решение нестандартной задачи-по теме «Квадрат и куб числа»

Задача:Число дней в не високосном году 365. Это число обладает рядом интересныхсвойств. Оно равно сумме квадратов (меньших 20) чисел. Найдите их. При работе используется работа в парах.Самый быстрый результат рассматривается на доске.Вывод: Это число можно разложить двумя способами:365= 102 +112 +122 или 365=132 +142.

 Пример4: Логические задачина уроках математики и во внеклассной работе.Среди них можно выделить задачи:

  • в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств. Например, девочки Берёзкина, Вербицкая и Сосновская посадили берёзу, вербу и сосну. Каждая из них не посадила дерево, от названия которого произошла её фамилия. Какое дерево посадила каждая девочка, когда известно, что Берёзкина посадила не сосну?

  • задачи на распределение элементов множеств. Например, Света, Алёна, Таня, Галя и Наташа купили три порции мороженого и два пирожных. Галя и Света купили одно и то же, Таня и Света – разные сладости, Света и Алёна – одинаковые. Что купила каждая девочка?

  • задачи на упорядочение множества. Например, в очереди в школьный буфет стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра стоит перед Мишей, но после Олега. Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится ни возле Олега, ни возле Юры, ни возле Володи. В каком порядке стоят мальчики?

  • задачи про «лжецов». Например, спортсменки Аня, Валя, Галя и Даша заняли первые четыре места на соревнованиях по гимнастике, при этом они не делили между собой эти места. На вопрос, какое место заняла каждая девочка, болельщики ответили:

1-й болельщик: «Аня заняла второе место, а Даша – третье».

2-й болельщик: «Аня заняла первое место, а Валя – второе»

3-й болельщик: «Галя заняла второе место, а Даша – четвёртое»

Каждый из болельщиков ошибся один раз. Какие места заняли в соревнованиях девочки?

  • задачи на проведение цепочки логических рассуждений со следующим арифметическим просчётом. Например, на соревнованиях по стрельбе Вова 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько раз мальчик попадал в «пятерку» и в «семёрку», когда известно, что «десяток» было четыре, а других попаданий не было?

Пример 5: «Признаки делимости».

Учитель : В легенде рассказывается, что , когда один из помощников

Магомеда – мудрец Хозрат Али садится на коня, подошедший человек

спросил его :- Какое число делится без остатка на 2;3;4;5;6;7;8;9?

Мудрец ответил:- Умножь число дней в неделе на число дней в нужном месяце(30 дней) и начисло месяцев в году.Проверьте ,прав ли он?

НОК(2;3;4;5;6;7;8;9)=2520; 2520=7•30•12. После решения необходимо выяснить , сколько таких чисел.


3. В плену стереотипов

Существуют некоторые стереотипы о проблемах обучения одаренных детей:

Стереотип 1 :Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется(Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет);

Стереотип 2 :Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. (Оказывается, не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в 4-м классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по

интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает)

Стереотип 3 :Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?(Оказывается, не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е.Торренса, около 30 % детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми)

Стереотип 4 :Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена. (Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «впитывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умениемсамостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют).

Стереотип 5:- Для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов.(Оказывается, нет. Ни один из существующих тестов не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае они могут помочь оценить только признакиодаренности, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным)

Стереотип 6: С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимым уровнем предметной подготовки.(Оказывается, нет - не любой, потому что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которыечаще всего переживаются ими сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях «группы риска». Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог).


Заключение

Итак, система работы с одаренными детьми предусматривает:

1.Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.

2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работыв кружках, внешкольных учреждениях).

3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений.

4.Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиесязанятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.

5.Оказание внимания на развитие моральных качеств личности (скромность, терпимость по отношениюк другим, трудолюбие, забота о ком- либо).

6. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрациюспособностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательнымпоследствиям.

7.Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываютсяпобедителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданиюатмосферы всеобщей заинтересованности.

8. Учитывать психологические проблемы детской одаренности:именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении.


Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.

Любому обществу нужны одаренные люди. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


Цитаты об одаренности, таланте, творчестве

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».А. Бебель

«…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий».Ф. Бэкон

«Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование».В.В. Стасов

«Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу.дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране» (Ж. Брюно)

«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …»Ф.И. Шаляпин


Список использованной литературы:

1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.

3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005

4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!