СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для выступления на педсовете .

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Аленькина Т.Г., Осянина В.А.,

учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева


Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» пункт 5-б, где поставлена следующая задача:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

  1. Что такое одаренность?

  2. Как выявить одаренность у ребенка?

  3. Как работать с одаренными детьми?


1. Что такое одаренность?

Советский психолог Борис Михайлович Теплов определил одарённость следующим образом:

«качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одарённость – это ещё не успех, а только возможность достичь успеха в какой-либо области. К примеру, каким бы феноменальным музыкальным слухом не обладал ребёнок, он не сможет стать успешным дирижёром или известным музыкантом, если не обучается систематически музыке. Поэтому важно обнаружить потенциал ребёнка как можно раньше и оказать поддержку в его развитии.

По мнению большинства современных психологов, одарённость включает в себя целую группу свойств, в которой интеллект – только один из нескольких компонентов одарённости. Так, Роберт Стернберг и Елена Григоренко считают, что кроме интеллекта, у творчества ещё 5 источников:

  • знания;

  • стиль мышления;

  • личностные характеристики;

  • мотивация;

  • среда.

Существует несколько вариантов, выделяющих разные виды и типы одаренности. У детей школьного возраста различают как правило, по типу преобладающей деятельности, интеллектуальную, художественно-творческую, спортивную и коммуникативную одаренность.


Дополнительная информация

(Школьная типология)






2. Как же выявить одаренность у ребенок?

Психологи выделили 10 признаков одарённого ребёнка:

  1. любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит никаких ограничений своих исследований;

  2. легко концентрируется на одном деле;

  3. перескакивает этапы развития;

  4. имеет большой и богатый словарный запас, у него развито словотворчество;

  5. у него развито чувство справедливости – одинаково сильно реагирует на увиденные по телевизору и испытанные лично случаи несправедливости;

  6. восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций;

  7. старается направлять других в деятельность;

  8. чаще дружит с теми, кто старше его, ему интереснее люди, у которых он может чему-то научиться;

  9. спит меньше сверстников, раньше отказывается от послеобеденного сна;

  10. имеет отличные оценки.


Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Например, отличные оценки могут говорить не только об одарённости,но и о высоком уровне организованности и самодисциплины. Можно легко запутаться.

Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка, следует применить методики выявления таких детей:

  • карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;

  • тест креативности Э.П. Торренса

  • тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;

  • тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.


    1. Как работать с одарёнными детьми?

Работа с одаренными детьми состоит из целого комплекса мероприятий, в которых участвуют:

  • школа;

  • семья;

  • учреждения дополнительного образования;

  • конкурсы, олимпиады, в которых ребенок принимает активное участие;

  • учреждения культуры (театры, консерватории, музеи, выставочные залы, галереи…).

Система работы с одаренными (мотивированными на успех) детьми в школе состоит из нескольких тесно связанных компонентов:

  • учебная деятельность (урочная и внеурочная);

  • воспитательная работа;

  • психолого-педагогическое сопровождение;

  • материально-техническая база;

  • связь с родителями.

Работа с одаренными детьми строится на особых принципах, предложенных отечественными педагогами и психологами:

  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

  • гибкость и вариативность учебного процесса;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • возрастающая роль внеурочной деятельности;

  • поддержка и развитие самостоятельности;

  • создание условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.


Педагогические подходы, методы и формы работы должны соотноситься со способностями учащихся.

Три стратегии работы с одарёнными детьми

В своей книге «Психология интеллекта и одарённости» доктор психологических наук и директор Института психологии РАН Дмитрий Викторович Ушаков выделяет три стратегии обучения детей:

  • ускорение;

  • однородные классы и специальные школы,

  • обогащение.

В России обогащение чаще всего принимает форму дополнительных занятий в кружках, секциях и школах по специальным дисциплинам.


Эффективные методы работы с одарёнными детьми

Построение урока по ФГОС с использованием современных педагогических технологий, активных форм и методов обучения способствуют развитию одаренности детей.

Исследовательский метод предполагает имитацию научного открытия. Учащиеся выявляют проблему, формулируют главную цель проведения исследования, выдвигают гипотезы, которые затем подтверждаются или опровергаются в ходе экспериментов. На основании полученных результатов учащиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения.

Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям – стремление к самостоятельному поиску ответов.

Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения.     

Проектный метод заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Учащиеся самостоятельно ищут наилучший вариант решения проблемы, что создаёт оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

Инновационные формы работы с одарёнными детьми

Индивидуальные, разноуровневые и творческие задания

Подготовка докладов и индивидуальных проектов вынуждает детей искать ответы за пределами стандартных учебных материалов, развивать навыки систематизации и представления информации.

Работа в микро-группахразвивает, в первую очередь, коммуникативные навыки.

Развитие информационных технологий открывают новые перспективы для работы с одарёнными детьми. Конечно, использование новых технологий ограничивается материально-техническим обеспечением школы и её кадровым потенциалом. Но некоторые инновационные формы работы с одарёнными детьми могут применяться независимо от обеспечения школы:

  • элементы интерактивного обучения: дебаты, мозговой штурм…;

  • нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования…;

  • самостоятельные занятия по предметам с помощью специализированных интернет-ресурсов (например, платформа УЧИ.РУ).

  • интернет-олимпиады, конкурсы.


В современной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, курсы по выбору, подготовка к олимпиадам …

Именно здесьдети получают дополнительный к основному курсу материал, готовятся к конкурсам, олимпиадам и учатся работать самостоятельно, есть возможность индивидуального подхода к ребёнку и работа может строиться на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать одаренному ученику.

Формы работы внеурочной деятельности:

  • научно-практические конференции;

  • выступления и доклады;

  • активная внеклассная работа;

  • предметные недели;

  • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;

  • ролевые игры;

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

  •  консультирование по возникшей проблеме;

  • научные кружки, общества;

  • дискуссии;

  • интеллектуальные марафоны;

  • различные конкурсы и викторины;

  • проекты по различной тематике.


Как показатель развития одаренных детей можно использовать Портфолио достижений обучающихся (при условии его постоянного пополнения).

Портфолио может быть нескольких типов:

  • портфолио документов;

  • портфолио работ;

  • портфолио отзывов.


В нашей школе уже много лет разработана и действует программа «Одаренные дети». Наши обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Так на начальной ступени обучения стали традиционными:

«Русский медвежонок, Кенгуру, Астра – природоведение для всех, Золотое руно, Пегас, Совенок, Дети читают и пишут стихи, Умницы».

Участие в НПК «Школьная весна», «Старт в науку» - муниципального (

Сотников Илья (4а) – 2 место, учитель Мотурняк А.Г.; Романюк Алина, Митяков Александр (3а) – 1 место, Богданов Иван (3а) – 3 место, учитель Аленькина Т.Г.; Мороз Екатерина (3б) - 1 место, Шмелев Арсений (3б) – 2 место, учитель Осянина В. А. - и регионального уровня (2018-19 уч.г. - Гаврилов Илья, 6а кл.II место).

На ступени средней и основной школы за 2018/19 уч. г. принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников муниципального уровня 37 обучающихся. Из них победителями стали:

по английскому языку - Маренкова Юлия (11а), Сахончик Владислав (9а) – учитель Созыкина И.П.;

по истории - Маренкова Юлия (11а), учитель Виноградова Л.Д.;

по физической культуре – Мастыкина Кристина (8а), призер – Жидкова Виталина, учитель Тюшкина Л.В.;

по ОБЖ – Захаренков Евгений (7а), призер – Рябцев Егор (7а), учитель Лещева О.В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!