Работа с одаренными детьми
через исследовательскую и проектную деятельность
Выявление одарённых детей, организация системной работы с ними - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В нашей школе уже несколько лет успешно существует целевая программа работы с одаренными детьми и детьми повышенного уровня развития - это программа «Одаренные дети». Работа планируется с позиций системного подхода, поэтому за эти годы сформировалась определенная система работы с такими учащимися, цель которой:
- создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- обеспечение их личностной социальной саморегуляции и профессионального самоопределения;
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Главная цель работы учителя на современном этапе - воспитание широко образованной и гармонично развитой личности, готовой самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одарённые, талантливые дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая незаурядными способностями, умением быстро ориентироваться в меняющихся условиях, мыслить самостоятельно и творчески, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического развития нашей страны. При реализации новых ФГОС включение учащихся (в т. ч. и младший школьный возраст) в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование. Поэтому выявление одарённых детей в нашей школе проводится, начиная с начального звена, школьным психологом на основе наблюдений, изучения их психологических особенностей, логического мышления, речи, памяти. Большую работу по выявлению одаренных детей и развитию у них интереса к разным предметам проводят учителя начальных классов. Опыт работы показывает, чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее и шире раскрывается его талант в будущем. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, игровых, проблемных, интерактивных технологий, а так же проектного обучения. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе игровых заданий, опережающему изучению ряда тем, вовлечение в исследовательскую и проектную работу. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В 5-7 классах происходит дальнейшее формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями, рефератами. Очень интересен для учащихся дискуссионный формат занятий, например в форме «круглого стола», по какой-нибудь значимой проблеме.
В старших классах (8-11) работа с одаренными детьми направлена не только на развитие коммуникативных, исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Для повышения мотивации учащихся и вовлечении их в исследовательскую и проектную деятельность в урочной системе, в школе проводятся нетрадиционные уроки: урок-практикум, урок-исследование, урок-дискуссия, проблемный урок. Например, уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а тяга детей «к тайнам» превращает их в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Проблемный урок предполагает такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей. Благодаря такому типу обучения ученики приобретают способность к последовательному решению задач, развиваются в самостоятельном творческом мышлении. Обретают огромное количество навыков, которые помогают не только осваивать последующий материал более легко, но и улучшают качество общения учеников между собой.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин и внеурочной деятельности. Создаются условия для оптимального развития способных детей, через приемы, методы, формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества .
В школе целенаправленно реализуется программа развития познавательной активности обучающихся посредством деятельности научного общества «Исток» (НОУ «Исток»), руководителем которого я являюсь. С помощью НОУ решается одна из сложных проблем – проблема раннего выявления и развития одарённых детей. Важно выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для приобщения их к творческой, исследовательской работе.
Для работы с одарёнными детьми мы используем различные формы и виды деятельности: факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, интеллектуальные игры, конкурсы, школьные олимпиады, научно-практические конференции, марафоны.
В работе с одаренными детьми использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Неотъемлемой частью организации деятельности одаренных детей является их вовлечение в проектную деятельность. Сформулируем схему проекта: проект – это «пять П» (Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт проекта – Презентация (представление проекта). Шестое «П» проекта – это Портфолио проекта, то есть рабочая папка, в которой собраны все материалы, в результате создания проекта, в том числе черновики, карты планирования (ментальные карты), отчеты, информация из разных источников . Учителя, работающие с одаренными детьми, разрабатывают различные виды проектов (творческие, информационные, практико-ориентированные, исследовательские). Темы проектов близки интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, моно- и межпредметные проекты. Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности целесообразно на всех этапах работы учащихся над проектами. При поиске информации учащиеся могут обращаться к глобальной сети Интернет, онлайн - энциклопедиям и т.д. Это позволяет им не только самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, но и грамотно использовать эти источники для создания реферата, проекта, доклада, сообщения.
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает создавать графические объекты (диаграммы, графики, схемы), использовать электронные таблицы, создавать буклеты, информационные бюллетени, вики-газеты, что делает работу над проектом или исследовательской работой интересной и увлекательной. Для защиты своей работы учащиеся чаще всего выбирают мультимедийную презентацию. Для этого мы учим их работать в системе создания презентации Power Point, осваивать создание нелинейных презентаций, таких как Prezi, Office Sway. Применение ИКТ помогает нашим учащимся формировать информационные компетенции и основы информационной культуры. Показателем информационных компетенций становится способность создавать по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, социально-значимых роликов, интерактивных путешествий, игр, энциклопедий и т.д. А так же новые информационные продукты, такие, как сетевой проект, создание которого предполагает умение ориентироваться в современном информационном пространстве, искать информацию, отбирать нужную и важную, критически оценивать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных видов связи. Это означает, что изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании главного умения - самостоятельно извлекать знания, а также на развитии критического мышления у учащихся. Почему проектная работа так важна как для учителя, так и для учащихся? Проекты позволяют детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.
Каждый год в школе проводятся предметные олимпиады, которые дают возможность каждому учащемуся показать уровень своих знаний, повысить уровень компетентности
Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводятся научно-практические конференции учебно-исследовательских работ обучающихся «Через познание – к творчеству».
Эти конференции вызывают большой интерес у всех учеников школы. На конференцию представляются исследовательские работы учащихся как среднего и старшего звена, так и учащихся начальной школы. Тематика выступлений различна: это исследования по биологии, химии, филологии, истории, обществознанию, истории родного края, родной школы. Исследовательская работа помогает раскрыть потенциал ребенка, повышает мотивацию учебной деятельности, ее результативность. Дети начинают более объективно относиться к своим успехам и неудачам. Учителя – научные руководители – помогают в адекватном выборе темы, целей и задач научно-исследовательских работ, в дифференцированном подходе к оценке своих результатов. Многолетняя работа в рамках школьного научного общества «Исток» позволяет формировать мотивацию учения, формирует высокую речевую культуру, воспитывает чувство ответственности.
Этому способствуют и другие формы работы, проводимые с одаренными детьми:
- организация работы профильных групп (у нас это химико-биологический профиль);
- обучение в малых группах по программам творческого развития;
- занятия по свободному выбору (факультативы, спецкурсы, кружки, предпрофильные и элективные курсы);
- система творческих конкурсов и предметных олимпиад;
- предметные недели, научно-практические конференции;
- интеллектуальные марафоны «Калейдоскоп наук»; сессии одаренных детей.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности, что позволяет им выйти на максимально возможный уровень формирования интеллектуальных способностей.
Следовательно, функционирование научного общества обучающихся в школе в рамках программы «Одаренные дети», представляет собой эффективную систему выявления и развития интеллектуально одарённых детей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости, а также активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), раскрывает у учащихся творческие способности, развивает стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.