Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми и развитие их творческих способностей»
Работа с одаренными детьми и развитие из творческих способностей
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность-синоним талантливости. В психологии же под этим определением понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастает ли из ребенка с признаками одаренности талантливая и гениальная личность, зависит от многих факторов и обстоятельств.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
а) выявление одаренных детей;
б) развитие творческих способностей этих детей во время уроков;
c) развитие интеллектуального потенциала школьника во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательские работы).
На протяжении 20 лет моей работы я убедилась, что главной опорой в развитии способностей детей является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки этого интереса необходимо использовать:
метод проблемного обучения, в основу которого положено привлечение школьников к активному разрешению учебных проблем, решение которых нельзя получить по готовому образцу, а требует проявление самостоятельности в поиске и информации и оригинальности мышления;
нетрадиционные методы обучения. т.е. инновационные приемы обучения, которые подходят под высказывания великого А. Эйнштейна: «Умеет учить тот, кто учит интересно», которые пришли на смену обычного комбинированного четырехэлементного урока с его жесткой структурой. На уроке требуется смена деятельности, развитие инициативы, поиск, исследование, работа с дополнительной литературой, справочниками, проявить личную изобретательность, фантазию, самостоятельность, которые принесут удовлетворение от работы учащемуся;
индивидуальные творческие домашние задания, например, работа над проектами с последующей их защитой в классе, или составление опорных конспектов по различным учебным темам, или составление тестов;
технология уровневой дифференциации. На уроке класс делится на несколько групп, которые решают задачи различного уровня, при этом ученик может переходить их одной группы в другую, выбирая задачи по силам. Например, на уроке английского языка одной группе дается работа с текстом (в формате экзамена на грамматику или словообразование, либо на детальное понимание), другой группе предоставляется работа с кроссвордом или составление рассказа и т.д., таким образом в зависимости от сложности задания дети могут развивать свои способности, двигаясь от простых заданий к более сложным.
Приятно видеть, что возможности проявить свои таланты учащимся только увеличиваются: возможность попробовать свои силы на конференциях и различных олимпиадах по школьным предметам, конкурсах стимулируют детскую любознательность, являются хорошей мотивацией для развития интересов школьников и, соответственно, расширению их знаний. Поэтому роль учителя в современном обществе является очень значимой, он зачастую становится для талантливого ребенка той опорой и поддержкой, без которой не всякий одаренный ребенок сможет раскрыть свой талант. Учителю, работающему с одаренными детьми, необходимо использовать личностно-ориентированную методику, чтобы заложить в ребенке механизм самореализации, саморазвития и самовоспитания, которые так необходимы для становления диалогического взаимодействия с людьми, природой, цивилизацией.