Содержание программы
Программа содержит следующие разделы:
Раздел I. Вокальная работа в хоре.
1. Певческая установка.
2. Работа над дыханием.
3. Работа над звуком.
4. Артикуляция
5. Работа над дикцией.
Раздел II. Распевание хора.
6. Вокально-интонационные упражнения.
7. Фонопедическая система В.Емельянова.
Раздел III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
1. Ансамбль.
2. Строй
3. Стили хоровых произведений.
4. Разучивание хоровых произведений.
Раздел IV. Вокальная работа в хоре.
Тема 1. Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 2. Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание.
Тема 3. Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.
Тема 4. Артикуляция.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Тема 5. Дикция.
Освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.
Раздел V. Распевание хора.
Тема 6. Система упражнений.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнения на развитие дыхания.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов.
Расслабление в работе гортани.
5. Вокально- интонационные упражнения.
Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Интонационно-фонетические упражнения.
3.Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
4.Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного
регистра.
Раздел VI. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Тема 8. Ансамбль.
Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Тема 9. Строй.
Строй: мелодический и гармонический. Особенности тонов, полутонов. Пение a capella. Канон. Двухголосие. Воспитание унисона, мелодический гармонический слух
Раздел VII. Хоровой репертуар.
Тема 10. Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Исполнение русских народных песен, произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей.
Тема 11. Разучивание хоровых произведений.
Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения». Работа с нотным текстом. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора.
Содержание знаний, умений, навыков детей после обучения:
•наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
•владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
•проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
•уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
•верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
•быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
•петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
•соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
•исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Календарно-тематическое планирование