«Работа с одаренными детьми из социально-неблагополучных семей»
Тумакова Ирина Сергеевна
Учитель начальных классов
МОБУ «Мархинская средняя общеобразовательная школа №1»
Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными в ФГОС НОО. Выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
На данный момент особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети из благополучных семей, где развитием ребенка активно занимаются родители и более старшее поколение с высоким познавательным интересом, занятые в сфере интеллектуальной деятельности или имеющие интеллектуальное хобби. И данный вид одаренности ярко выражен.
Но наибольший интерес у нас вызывают дети со скрытой одаренностью, где раскрытие одаренности или способностей сдерживают следующие факторы: трудные семейные обстоятельства, низкий уровень мотивации, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды, специфическая культурная среда, особенности взаимодействия со взрослыми, ошибки допущенные взрослыми при воспитании и развития, низкий уровень внимания к ребенку и т. п. В нашем микрорайоне большая часть детей начальных классов находится в социально - неблагополучных условия, затормаживающих раскрытие потенциала ребенка. Часто процесс становления одаренности таких детей сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических проблем. Таким образом, мы рассматриваем одаренность как потенциальную по критериям сформированности, форме и широты проявления в различных видах деятельности с акцентом на особенности возрастного развития.
Цель – нашей работы выявление детей со скрытой и потенциальной одаренностью с последующим развитием и поддержкой их познавательных способностей со стороны образовательных учреждений и семьи.
Задачи:
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Создание условий для выявления и сопровождения одаренных детей в каждой параллели.
Применение диагностического инструментария, направленного на выявление одаренных детей.
Использование программ работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей.
Целевые группы, на которые направлен Проект
Дети (6-11лет);
Педагог;
Педагог-психолог;
Родители.
Ожидаемые результаты.
- реализация способностей и склонностей одаренных детей в зоне ближайшего развития;
- развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, целеустремленности, мотивации, психологической успешности;
- развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность;
- оказать влияние на осознание своей роли в обществе и значимости как личности в целом;
- влияние на мотивацию родителей - повышение заинтересованность в развитии познавательных интересов детей.
Методы выявления одаренных детей.
Методы выявления одаренности детей направлены на выявление выраженности индивидуально - специфических способов изучения реальности: выраженность индивидуального стиля деятельности, познавательные стили, такие, как кодирование информации, переработка информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру.
При мониторинге одаренности выполняется ряд требований:
Комплексная оценка сторон поведения и деятельности данного ребенка.
Длительность процесса исследования с 1 по 4 класс – многократность и многоэтапность на основе индивидуальных особенностей без создания искусственных условий, используя ситуации моделирующие исследовательскую деятельность.
Наблюдение за поведением ребенка в деятельности соответствующей его склонностям и интересам.
Оценка результата деятельности детей.
Выявление признаков одаренности в зоне ближайшего развития
Анализ реальных результатов достижений в предметных олимпиадах, конференциях.
Для диагностики применяются материалы сборника «Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей» составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова.
Данные тестирования интерпретируются на основании возрастных особенностей младших школьников, соотнося с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей, ситуации тестирования, мотивации ребенка, умения тестирующего установить контакт, те комплексная диагностика. Необходимо проводить регулярные обследования в школе, так как на результаты могут повлиять неблагоприятные ситуативные обстоятельства, и картина диагностики будет искажена.
На основе полученных данных тестирований проводится коррекция зоны ближайшего развития по индивидуальному плану, приемов и методов воздействия на учащегося и семью.
Для реализации поставленных задач по развитию и поддержке познавательных способностей применяется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность позволяет варьировать формы и методы работы с детьми при групповой и парной организации учебного процесса, создавая разновозрастные группы по реализации исследовательских проектов с целью обогащения опыта общения, расширение зоны ближайшего развития. Применение проблематизации в обучении осуществляется на основе внеурочной программы по развитию познавательных способностей младших школьников в кружке «Юные умники и умницы».
Цель кружка: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи: - развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Рабочая программа разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Является рабочей программой внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Рабочей программой предусмотрены следующие формы занятий: защита проектов; исследовательская работа; урок с использованием компьютерной техники.
Рекомендуемая модель занятия:
- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),
- разминка (3-5 минут),
- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),
- весёлая переменка (3-5 минут),
- логически-поисковые задания (10-12 минут),
- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),
А для родителей организованы группы в качестве эффективной формы обучения и решения психологических проблем. Родителям очень важно установить «помогающие отношения» с ребенком, учиться слушанию, самовыражению, получают навыки ведения диалога, закрепляют чувство уверенности в себе, поддерживают тенденции развития, ведущих к воспитанию жизнеспособного здорового человека. Для реализации задачи используются разработанные программы: «Мама и ребенок: мир творческого переживания» С.А. Минюровой: обучающие тренинги « Тренинг взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской. Процесс обучения родителей является важной составляющей их психолого-педагогического сопровождения в том случае, если они выступают как основа само изменения в целях последующей самореализации в социально значимой воспитательной деятельности.
В результате прохождения программы, у учащихся будут формированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Достигнуты следующие показатели:
1. поведение учащихся на занятиях стало более активным, заинтересованным.
2. повысились результаты выполнения текстовых заданий и заданий из конкурсов эрудитов.
3. повысилась успеваемости по школьным дисциплинам, на 17 % повысилось качество обученности..
4.наблюдается повышение активности, работоспособности, внимательности на уроках.
Таким образом, в результате комплексного применения внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей, поддержку со стороны образовательных учреждений и семьи позволяют раскрыть потенциал учащихся, повысить мотивацию, развивать их как личность и создать благоприятную площадку для дальнейшее развития в среднем звене.
Литература
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность; теория и практика: учебно-методическое пособие.-Казань: ТГГПУ, 2010. – 56 с.
ДусавицкийА .К. Развитие личности в коллективе в зависимости от
организации учебной деятельности/Докгдисс.- М., 1989.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с, илл.
Минюр ов а С. А. Мама и ребенок: мир творческого переживания. Мира человека // Практ. психол. Ежегодник. 2002. Т. 5. Екатеринбург, 2002. С. 208–214.
Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.