МКДОУ «Борский детский сад».
Работа с одаренными детьми по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе (нетрадиционная техника рисования) в 2017/2018 учебном году.
Воспитатель: Григорьева Н.А.
Если талант - это искра Божья,
то нужно приложить ещё немало усилий,
чтобы из неё возгорелся огонь творчества.
Бауржан Тойшибеков
Пояснительная записка.
Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Работа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Цель программы:
- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи:
1. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
5. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
6. Развивать творчество, фантазию.
7. Активизировать детей при выборе тематики.
8. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
9. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Формы проведения:
Занятия длительностью 30 минут с использованием техник нетрадиционного рисования: Метод тычка; рисование свечой; пластилинография; обрывная аппликация; пальчиковое рисование(ватной палочкой); рисование бумагой; гротаж; рисование манной крупой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками.
Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:
- Создание игровой ситуации.
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Сравнение двух техник.
- Проговаривание последовательности работы.
Структура плана строится с учётом принципов:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями,выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы; - использовать различные техники и способы создания рисунков; - аккуратно и экономно использовать материалы. План рассчитан на один год . Формы подведения итогов реализации: Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Перспективное планирование подготовительная к школе группа
Сентябрь:
«Овощи, фрукты»
«Овощи и фрукты-герои сказки»
«Дары природы»
«Натюрморт с арбузом»
«Фрукты»
Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета.
Совершенствовать технику рисования «монотипия». Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность.
Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции.
Октябрь:
«Деревья»
«Ветка рябины в вазе»
Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала. Познакомить детей с новой техникой «рисование свечей».
Ноябрь:
«Осенняя береза»
«Дерево под ветром и дождем»
«Новогодняя елка»
«Унылая пора»
Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей». Учить детей изображать различные образы деревьев. Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции.
Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками. Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов.
Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования. Совершенствовать навыки смешивания красок. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.
Декабрь:
«Птицы»
«Снегири на ветках»
«Дятел и кукушка»
«Цапля с птенчиком»
Совершенствовать навыки рисования способом «тычка». Развивать умение самостоятельно создавать композицию.
Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать учить детей рисованию свечей. Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать совершенствовать технику граттаж. Формировать умение получать
«Голуби на черепичной крыше»
Четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет. Развивать у детей чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Январь:
«Животные»
«Пушистые детеныши животных»
«Домашние животные»
«Звери в зоопарке»
«Кто живет в зимнем лесу»
Учить детей изображать пушистого животного в какойлибо позе или движении. Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка. Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону. Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер. Развивать творческую активность.
Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу. Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком. Развивать любознательность.
Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования. Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования. Развивать чувство цвета и композиции.
Февраль:
«Сказки»
«Лиса и журавль»
«Фонари в городе Снеговиков»
«Сказочный подсолнух»
«Сказочный дом – гриб»
Закрепить навыки рисования «по сырому». Закрепить умение смешивать на палитре краску. Развивать у детей усидчивость.
Познакомить детей с новой техникой «батик». Учить детей рисовать по ткани. Формировать эстетический вкус.
Продолжать знакомить детей с техникой «батика». Развивать у детей чувство цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику.
Март:
«Цветы»
«Цветы в вазе»
«Цветочек в горшочке»
«Маки»
Совершенствовать технику рисования «граттаж». Продолжать формировать чувство композиции и ритма. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Закрепить приемы работы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж. Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки. Воспитывать уверенность,
«Цветок, который смотрит в воду»
«Нарцисс»
«Волшебный цветок»
Инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.
Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик». Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь. Закрепить представление о внешнем виде цветка.
Совершенствовать навыки рисования в технике батик. Формировать умения и навыки рисования по ткани. Воспитывать воображение, фантазию.
Апрель:
«Игрушки»
«Веселые человечки»
«Золотой петушок»
«Баба Яга и леший»
«Игрушки для детского сада»
Продолжать знакомить детей с техникой граттаж. Закрепить и усложнить способ изображения фигурки человека. Воспитывать у детей аккуратность в работе.
Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование. Закрепить знание детей о цветовой гамме. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев. Развивать чувство композиции. Развивать интерес к народному творчеству.
Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов. Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг. Развивать самостоятельность,
творческую активность.
Май:
«Загадки Кляксочки»
«Загадочный мир космоса»
«С днем рождения, поселок»
«Мир, в котором мы живем»
«КВН по изобразительной деятельности»
Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования. Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию. Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.
Учить детей рисовать праздничный поселок, передавая архитектурные особенности зданий. Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д. Воспитывать любовь к родному поселку.
Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем. Развивать наблюдательность.
Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования. Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Доставить детям радость, уверенность в своих силах
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования.
Уровни развития Качественные характеристики
Высокий уровень 2 балла: По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования ( НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень 1 балл: НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень 0 балло:в НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.
№ Фамилия, имя ребенка Начало уч. года Конец уч. года
Используемая литература:
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1-2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возрастаМ.: ТЦ Сфера, 2006.
3.ЛебедеваЕ.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников». «Классика Стиль»,2004..
4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом