Работа с одаренными детьми в рамках
Школьного научного общества.
Сизикова А.И. учитель истории и обществознания, МАОУ Николаевская СОШ, с. Николаевское, Улётовский район.
Аннотация.
В статье дается характеристика деятельности Школьного научного общества. Автор, опираясь на личный опыт, показывает работу с одаренными детьми в рамках Школьного научного общества. Дается оценка влияния исследовательской и проектной деятельности на развитие одаренного ребенка.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь».
Китайская пословица.
Современная система образования характеризуется многими изменениями, инновациями, что обусловлено изменяющимся содержанием требований к образованному человеку. Одним из направлений, актуальность которого признается на уровне государства, является развитие детской одаренности, работа с одаренными детьми.
В тексте «Рабочей концепции одаренности» утверждается, что «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3, с. 5]. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Эти качества необходимо обнаружить и развивать в школьном возрасте. Задача учителя – вовремя заметить и создать условия для развития этих качеств. В 1968 году американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон осуществили в нескольких школах США оригинальный эксперимент. Они провели тестирование умственных способностей учеников и обозначили работающим с ними педагогам несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями. При этом исследователи намеренно ввели в заблуждение учителей: ими были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития указанных учеников[1]. Эксперимент свидетельствует о том, что усилия педагога, его подготовленность определяют возможности для реализации и развития способностей обучающегося. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
На базе нашей школы функционирует Школьное научное общество «Школяр», посредством которого ведётся целенаправленная работа по выявлению и развитию одарённости у детей в различных сферах деятельности.
Школьное научное общество- добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Создание Школьного научного общества позволяет:
- попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
- раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;
- развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;
- учиться самоанализу и самосовершенствованию;
- учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;
- развивать различные компетентности.
Принципы деятельности Школьного научного общества:
• свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализация образовательной траектории учащихся;
• создание условий для самореализации личности;
• социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
• культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.
Занятия членов ШНО проводятся коллективно или индивидуально под руководством руководителя НО (научного руководителя - консультативно) один раз в неделю. Членами общества являются учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе ШНО.
Приобщение к занятию исследовательской деятельностью происходит в 2 этапа:
Первый этап. На этом этапе ученикам, (их может быть 14-16 человек) которые начали посещать научное общество, стараюсь привить интерес к занятию исследовательской деятельностью. Основные формы работы: знакомство с интересными работами других учащихся, привлечением их для проведения внеклассных мероприятий, работа над мини-проектами, чаще всего информационными или творческими, например «История обычных вещей», «Жилище древнего человека» и др. На данном этапе уже выделяется группа учащихся, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью.
Второй этап – это работа с узким кругом учащихся (8-10 человек), которые проявили способности и заинтересованность в исследовательской работе. Формы работы: проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах разного уровня. На данном этапе учащиеся, прежде всего, получают умения и навыки исследовательской и проектной деятельности: выбрать тему, поставить цель, работать с источниками, анализировать и систематизировать материал, грамотно оформить работу и представить её другим. Здесь уже идет индивидуальная работа с каждым учащимся. На данном этапе, используя методику «Карта одаренности» А.И.Савенкова можно определить степень развития у ребенка следующих видов одаренности:
1. Интеллектуальная;
2. Творческая;
3. Академическая;
4. Художественно-изобразительная;
5. Музыкальная;
6. Литературная;
7. Артистическая;
8. Техническая;
9. Лидерская;
10. Спортивная.
Для наглядности можно построить «профиль одаренности». Например:
Карта одаренности ученицы 10 класса Золотаревой Марии.
Интеллектуальная | Творческая | Академическая | Художественно-изобразительн ая | Музыкальная | Литературная | Артистическая | Техническая | Лидерская | Спортивная |
15 | 14 | 15 | 12 | 2 | 15 | 8 | 4 | 10 | 1 |
Полученные результаты можно взять за основу для разработки индивидуальной траектории развития.
Темы работ разные:
«Моя крестьянская родословная», «Моя родословная;,
«Верой и правдой» (о воине-интернационалисте, односельчанине Алексее Макееве);
«Защитники Ленинграда» (о ветеранах села, участниках Ленинградской битвы), «Вклад моих земляков в Великую победу»;
«История моей семьи в истории страны» (эта работа ученицы 11 класса в 2017 году была представлена на Краевой научно-практической конференции);
«Вожатый- профессия птица»;
работы по истории села и школы, работы, посвященные людям родного села.
В 2016 году был разработан социальный проект «Проблема вовлечения детей и молодежи села в занятия спортом». С этим проектом ученица 11 класса приняла участие в Межрегиональной олимпиаде по обществознанию «Учимся управлять страной», заняла третье место. В 2017-2018 году ШНО работает над проектом «Вечно живые»- результатом, которого стала Электронная Книга Памяти. На сегодня в ней собран материал о 77 (из 312 призванных на фронт) ветеранах Великой Отечественной войны. Планируем дополнить сведениями о тружениках тыла и «детях войны». Что влияет на выбор темы? Прежде всего исхожу из собственной инициативы учащихся, желающих больше узнать о истории своей семьи, школы, своей малой родины.
Исследовательской деятельностью с учащимися я занимаюсь уже около 10 лет. Наблюдения показывают, что учащиеся, которые начинают работать в ШНО, значительно повышают свою успеваемость, становятся активными участниками жизни школы. Увлечение исследовательской деятельностью влияет на выбор экзамена и его результаты, а также на дальнейший выбор профессии.
Для примера могу привести две индивидуальных траектории развития.
Бутакова Галина - выпускница 2016 года. С первого класса была активной участницей различных мероприятий в школе, Доме культуры, районе. С 7 класса – участница и призер олимпиад по астрономии, биологии, литературе и другим предметам. 2016год-II место на Муниципальной конференции «Юные исследователи Забайкалья» и III место в Межрегиональной олимпиаде по обществознанию «Учимся управлять страной». Результаты ЕГЭ в 2016 году: русский язык-81 балл, математика (профильный)-70баллов, обществознание-66баллов. Это позволило ей стать медалисткой и поступить на бюджетной основе в ЗабГГПУ по специальности экономика и управление.
Сумкина Алина –выпускница 2017 года. Начиная с первого класса была активной участницей мероприятий, конкурсов, олимпиад. В 2013 году , будучи ученицей 8 класса заняла первое место в олимпиаде по праву среди учеников 9-х классов. В 9 классе- I место по праву на муниципальном уровне и 11 результат на краевом. В 11 классе- I место на муниципальном уровне по истории, обществознанию, праву и 10 результат –на краевой олимпиаде по праву. Увлекается журналистикой и спортом. Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию- по 65 баллов. Сейчас Алина получает юридическое образование в ЧИ БГУ и продолжает заниматься спортом и журналистикой.
Исследовательская и проектная работа имеет большое практическое значение: учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, умения представлять и защищать свою работу. Эти умения и навыки помогают им в дальнейшей учебе в ВУЗах и колледжах. У учащихся вырабатывается креативность мышления, стремление к самосовершенствованию, к достижению хорошего результата. Именно такими чертами сегодня должен отличаться современный молодой человек.
В завершении хотелось бы напомнить слова, сказанные Г.В.Плехановым «Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».
Литература.
1Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /
Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
4.Рабочая программа одаренности. М., 1998.
5.Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. Ч.2. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 95
6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2004г.