СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми в рамках Школьного научного общества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления  на Пятых Забайкальских педагогических чтениях "Создание отечественной школы в XX- начале XXI вв.:сохранение традиций и стратегии обновления". Автор на примере своего опыта рассказывает о работе с одаренными детьми в рамках Школьного научного общества.  Раскрываются методы, формы работы и результаты.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми в рамках Школьного научного общества»

Работа с одаренными детьми в рамках

Школьного научного общества.

Сизикова А.И. учитель истории и обществознания, МАОУ Николаевская СОШ, с. Николаевское, Улётовский район.

Аннотация.

В статье дается характеристика деятельности Школьного научного общества. Автор, опираясь на личный опыт, показывает работу с одаренными детьми в рамках Школьного научного общества. Дается оценка влияния исследовательской и проектной деятельности на развитие одаренного ребенка.

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь».

Китайская пословица.

Современная система образования характеризуется многими изменениями, инновациями, что обусловлено изменяющимся содержанием требований к образованному человеку. Одним из направлений, актуальность которого признается на уровне государства, является развитие детской одаренности, работа с одаренными детьми.

В тексте «Рабочей концепции одаренности» утверждается, что «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [3, с. 5]. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Эти качества необходимо обнаружить и развивать в школьном возрасте. Задача учителя – вовремя заметить и создать условия для развития этих качеств. В 1968 году американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон осуществили в нескольких школах США оригинальный эксперимент. Они провели тестирование умственных способностей учеников и обозначили работающим с ними педагогам несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями. При этом исследователи намеренно ввели в заблуждение учителей: ими были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития указанных учеников[1]. Эксперимент свидетельствует о том, что усилия педагога, его подготовленность определяют возможности для реализации и развития способностей обучающегося. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

На базе нашей школы функционирует Школьное научное общество «Школяр», посредством которого ведётся целенаправленная работа по выявлению и развитию одарённости у детей в различных сферах деятельности.

Школьное научное общество- добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Создание Школьного научного общества позволяет:

- попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;

- раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;

- развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;

- учиться самоанализу и самосовершенствованию;

- учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;

- развивать различные компетентности.

Принципы деятельности Школьного научного общества:

• свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

• индивидуализация образовательной траектории учащихся;

• создание условий для самореализации личности;

• социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

• культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.

Занятия членов ШНО проводятся коллективно или индивидуально под руководством руководителя НО (научного руководителя - консультативно) один раз в неделю. Членами общества являются учащиеся 7-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе ШНО.

Приобщение к занятию исследовательской деятельностью происходит в 2 этапа:

Первый этап. На этом этапе ученикам, (их может быть 14-16 человек) которые начали посещать научное общество, стараюсь привить интерес к занятию исследовательской деятельностью. Основные формы работы: знакомство с интересными работами других учащихся, привлечением их для проведения внеклассных мероприятий, работа над мини-проектами, чаще всего информационными или творческими, например «История обычных вещей», «Жилище древнего человека» и др. На данном этапе уже выделяется группа учащихся, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью.

Второй этап – это работа с узким кругом учащихся (8-10 человек), которые проявили способности и заинтересованность в исследовательской работе. Формы работы: проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах разного уровня. На данном этапе учащиеся, прежде всего, получают умения и навыки исследовательской и проектной деятельности: выбрать тему, поставить цель, работать с источниками, анализировать и систематизировать материал, грамотно оформить работу и представить её другим. Здесь уже идет индивидуальная работа с каждым учащимся. На данном этапе, используя методику «Карта одаренности» А.И.Савенкова можно определить степень развития у ребенка следующих видов одаренности:

1. Интеллектуальная;

2. Творческая;

3. Академическая;

4. Художественно-изобразительная;

5. Музыкальная;

6. Литературная;

7. Артистическая;

8. Техническая;

9. Лидерская;

10. Спортивная.

Для наглядности можно построить «профиль одаренности». Например:

Карта одаренности ученицы 10 класса Золотаревой Марии.

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительн ая

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

15

14

15

12

2

15

8

4

10

1

Полученные результаты можно взять за основу для разработки индивидуальной траектории развития.

Темы работ разные:

«Моя крестьянская родословная», «Моя родословная;,

«Верой и правдой» (о воине-интернационалисте, односельчанине Алексее Макееве);

«Защитники Ленинграда» (о ветеранах села, участниках Ленинградской битвы), «Вклад моих земляков в Великую победу»;

«История моей семьи в истории страны» (эта работа ученицы 11 класса в 2017 году была представлена на Краевой научно-практической конференции);

«Вожатый- профессия птица»;

работы по истории села и школы, работы, посвященные людям родного села.

В 2016 году был разработан социальный проект «Проблема вовлечения детей и молодежи села в занятия спортом». С этим проектом ученица 11 класса приняла участие в Межрегиональной олимпиаде по обществознанию «Учимся управлять страной», заняла третье место. В 2017-2018 году ШНО работает над проектом «Вечно живые»- результатом, которого стала Электронная Книга Памяти. На сегодня в ней собран материал о 77 (из 312 призванных на фронт) ветеранах Великой Отечественной войны. Планируем дополнить сведениями о тружениках тыла и «детях войны». Что влияет на выбор темы? Прежде всего исхожу из собственной инициативы учащихся, желающих больше узнать о истории своей семьи, школы, своей малой родины.

Исследовательской деятельностью с учащимися я занимаюсь уже около 10 лет. Наблюдения показывают, что учащиеся, которые начинают работать в ШНО, значительно повышают свою успеваемость, становятся активными участниками жизни школы. Увлечение исследовательской деятельностью влияет на выбор экзамена и его результаты, а также на дальнейший выбор профессии.

Для примера могу привести две индивидуальных траектории развития.

Бутакова Галина - выпускница 2016 года. С первого класса была активной участницей различных мероприятий в школе, Доме культуры, районе. С 7 класса – участница и призер олимпиад по астрономии, биологии, литературе и другим предметам. 2016год-II место на Муниципальной конференции «Юные исследователи Забайкалья» и III место в Межрегиональной олимпиаде по обществознанию «Учимся управлять страной». Результаты ЕГЭ в 2016 году: русский язык-81 балл, математика (профильный)-70баллов, обществознание-66баллов. Это позволило ей стать медалисткой и поступить на бюджетной основе в ЗабГГПУ по специальности экономика и управление.

Сумкина Алина –выпускница 2017 года. Начиная с первого класса была активной участницей мероприятий, конкурсов, олимпиад. В 2013 году , будучи ученицей 8 класса заняла первое место в олимпиаде по праву среди учеников 9-х классов. В 9 классе- I место по праву на муниципальном уровне и 11 результат на краевом. В 11 классе- I место на муниципальном уровне по истории, обществознанию, праву и 10 результат –на краевой олимпиаде по праву. Увлекается журналистикой и спортом. Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию- по 65 баллов. Сейчас Алина получает юридическое образование в ЧИ БГУ и продолжает заниматься спортом и журналистикой.

Исследовательская и проектная работа имеет большое практическое значение: учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, умения представлять и защищать свою работу. Эти умения и навыки помогают им в дальнейшей учебе в ВУЗах и колледжах. У учащихся вырабатывается креативность мышления, стремление к самосовершенствованию, к достижению хорошего результата. Именно такими чертами сегодня должен отличаться современный молодой человек.

В завершении хотелось бы напомнить слова, сказанные Г.В.Плехановым «Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».

Литература.

1Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /

Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

4.Рабочая программа одаренности. М., 1998.

5.Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. Ч.2. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 95

6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2004г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!