Работа с одарёнными детьми: 4 класс Олимпиада
по русскому языку
Фамилия, имя________________________________________________
1. Блиц-задания:
•Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало
глаголом? ______________________________________
• Какой падежный вопрос без устали задаёт курица? ________________
• Какая приставка может превратить мальчиков в девочек? __________
• Какое местоимение может быть приставкой? ______________________
• Может ли ударение превратить существительное в глагол? ________
•Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает? Выбери ответ.
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
•Сколько слов из перечисленных являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 7б.
2. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться _______________________________
б) Очень тесно __________________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом ___________________________
г) Хорошо запомнить _____________________________________________ 4б
3. Установи соответствия и соедини стрелкой пропущенные части слова (старославянские приставки и суффиксы).
Сынок арник
молод тяй
мерки па
куст ежь
лень су 5 б.
4. Замени словосочетания наречиями.
перегоняя друг друга - _______________________
на пустой желудок - _________________________
с давних пор - ______________________________
каждую минуту - ___________________________
на две равные части - _______________________ 5 б.
5. Подберите к группе из трёх существительных одно прилагательное, подходящее по смыслу.
Ёж, взгляд, куст – __________________
Шаль, ночь, душа - ___________________Взгляд, знак, характер – _ 3б
6. Эти слова состоят из трёх одинаковых, но занимающих разные места в
словах букв. Чтобы вы угадали слова, будут названы номера букв в алфавите. Это – двенадцатая, шестнадцатая и двадцатая буквы. Запишите три слова.
_______________________________________________________ 3б
7. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй, почему оно лишнее:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка. _______________________________________________________________2б
8. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной статьёй. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника?
Метеори́т, -а, м. Металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. М. -призрак (состоящий из льда и газа). II прил. метеоритный, -ая, -ое и метеорический, -ая, -ое.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6б
9. Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог, ___________________________________
доП йозёреб, и доп йоклё, __________________________________
имадовороХ и в дяр ________________________________
В хапялш ыцдолом тяотс. __________________________________4б
10. А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
_________________________________________________________________________________________________________________________________ 10б
11. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.
На ______________ (_____) не было ни пятнышка. С _______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое _______________ (_____). На _______________ (_____) повесили чей-то плащ. 4б.
12. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – __________________ Мольба____________
Ракета – ___________________ Каратист______________
Каприз – __________________ 5б.
Ответы по русскому языку 4 класс.
1.Пинал, куда?, дружки – подружки (по), вы, да (н-р посох – посох, отруби – отруби), В, В.
2.Брать себя в руки, яблоку негде упасть, ломать голову, зарубить себе на носу.
3.Пасынок, молодёжь, сумерки, кустарник, лентяй
4. Наперегонки, натощак, издавна, ежеминутно, поровну.
5. Ёж, взгляд, куст – колючий
Шаль, ночь, душа - тёмная
Взгляд, знак, характер – мягкий
6. Кот. Ток. Кто.
7.корейка – это сорт мяса, остальные – представители разных стран
8. За определение типа словаря – 3 балла, за краткую информацию о статье – 3 балла.
Данная словарная статья взята из толкового словаря. В ней даётся толкование значения этого слова, указано ударение, имеется грамматическая помета – м. р. слова метеорит, производные от слова (прилагательные, если слово существительное)
9. И за горкой, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
10. корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.
11. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.
12. На пальто (П.п) не было ни пятнышка. С пальто (Р.п) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое пальто (В.п.). На пальто (В.п.) повесили чей-то плащ.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Всего за работу 58 баллов