СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада в начальной школе имеет огромное значение в развитии детей. Именно в начальной школе ребёнок делает первые самостоятельные научные открытия. Такие действия стимулируют интерес ребёнка к науке и к учёбе в дальнейшем. Олимпиады позволяют утвердиться в своих глазах, и среди окружающих.  

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»

Структурное подразделение «Макарьевская ООШ»












Выступление

на РМО

учителей начальных классов

Храпиной Н.Д.

На тему

«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»

















Март 2020


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский



Олимпиада в начальной школе имеет огромное значение в развитии детей. Именно в начальной школе ребёнок делает первые самостоятельные научные открытия. Такие действия стимулируют интерес ребёнка к науке и к учёбе в дальнейшем. Олимпиады позволяют утвердиться в своих глазах, и среди окружающих.

Учитель должен показать, что он верит в силы учеников, важно радоваться с ними любому их успеху, даже незначительному. Любые успехи в учёбе порождают веру ребенка в свои возможности. Учитель также должен разумно дозировать подобранные задания, как в качественном, так и в количественном отношениях.

Олимпиады в начальной школе — это первая ступень к дальнейшему участию учащегося, младшего школьника в конкурсах, предметных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры.

При подготовке к олимпиаде по любому предмету часто в своей работе использую презентации. Когда материал представлен в виде увлекательной презентации, то у обучающихся возникает желание узнать что то новое, неизвестное. И как правило, чаще презентация носит не только познавательный характер, но и игру, соревнование.

В своей работе использую персональные компьютеры, которые есть на каждого ученика в классе.

Учителя все чаще начинают использовать возможности компьютера в подготовке и проведении уроков в начальной школе. Современные компьютерные программы позволяют продемонстрировать яркую наглядность, предложить различные интересные динамические виды работы, выявить уровень знаний и умений учащихся не только на уроках, но и при подготовке к различным олимпиадам.

Предметные олимпиады – одна из форм внеурочной деятельности. Тест поможет выявить наиболее способных учащихся для их дальнейшей поддержки и создания условий для полного раскрытия их способностей.

Их проведению предшествует подготовительная работа в виде языковой разминки на уроках, КВНы, викторины и т.п. Данная работа поможет выявить наиболее способных учащихся для их дальнейшей поддержки и создания условий для полного раскрытия их способностей.

В практике постоянно использую различные олимпиады. Чаще международного уровня, когда в свободное время можно зарегистрировать учащихся своего класса для участия в олимпиаде. Постоянно использую бланковые олимпиады. После получения через почту дается не менее двух недель на их проведение. Это очень удобно, т.к. каждый ребенок может выбрать себе удобное время для написания данной олимпиады. В своей личной практике учитываю желания детей. В классе в одно время дети выполняют олимпиады по разным предметам (по желанию). Ранее проводила, например, в один день русский язык, в другой день – математику. Как показывает практика, лучше подходить к каждому ученику индивидуально, давая ему право выбора предмета.

Приведем пример: олимпиада по русскому языку для обучающихся 3 классов. Подходит для любого УМК. Включены разнообразные задания, соответствующие возрастным особенностям детей.

Олимпиада по русскому языку содержит:

Блок А - 8 заданий,

Блок В - 8 заданий,

Блок С - написать сочинение на заданную тему (12-15 предложений).

Важно, чтоб задания были составлены с учётом возрастных особенностей детей. Критерии оценивания зависят от сложности задания.

Задания подобраны разного уровня:

Блок А - задания с выбором ответа.

Блок В - задания, основанные на знании основных понятий, требующие вдумчивости и нестандартные, требующие нестандартного подхода к их выполнению.

Блок С - написать небольшое сочинение.

Как правило в школе проходит школьный этап. Проанализируем на примере олимпиады по русскому языку. Олимпиада включает в себя различные разделы языкознания: фонетику, морфологию, лексику, синтаксис.

Олимпиада состоит из 10 заданий разного уровня сложности. Ресурс состоит из бланка заданий для ребёнка и бланка с ответами для учителя, организующего проверку. Может быть использована при работе по любому УМК.

Задания олимпиады соответствуют возрастным и психологическим особенностям младших школьников.

Для подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий можно использовать различные задания:

«Стихотворение – загадка».

Я называю окончания стихотворных строчек, написанных знаменитыми поэтами, а учащиеся должны вспомнить всё стихотворение или четверостишие и прочитать полностью. А также назвать фамилию автора и произведение.

«Найди друзей и родственников»

. Я составляю список с именами членов семьи или друзей по трём или четырём группам. Это могут быть известные персонажи, герои книг, мультфильмов. Каждому ученику даётся по карточке с именами. Разбиваясь на группы, ребята должны присоединиться к группе персонажей из одной книги, фильма, темы, исторического периода и т.д. в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в подготовке олимпиадных заданий является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.

Еще одна игра, которая нравится детям, называется «Да-нет».

Учитель планирует предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Этот прием учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать товарищей. Например, при изучении темы «Определение времени по часам» для активизации класса можно применить эту игру. Учитель говорит: «Это есть в каждом доме, у нас в классе, в учреждениях и даже на вокзалах и аэропортах. Этот предмет вам давно знаком» (Ответ: часы) Таким образом можно разнообразить любой урок.

Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением, которое помогает им на олимпиадах находить новые оригинальные нестандартные решения различных проблемных задач и заданий.

Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы.

И в системе подготовки можно выделить два подхода:

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.

Основные задачи, стоящие перед учителями начальной школы - научить детей учиться, научить добывать знания из разных источников, воспитание добросовестного отношения к любой учёбе и работе вообще. В современном мире ежегодно совершенствуется учебный процесс, но его совершенствование невозможно без чёткой внеурочной работы.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Это не отдельное мероприятие одноразового характера, а целая система подготовительной работы, упражнений, соревнований, итоговых работ, система поощрения каждого участника.

Любая олимпиадная работа должна отвечать следующим требованиям:

Подготовка к олимпиаде должна занимать значительный промежуток во времени.

.

Олимпиада должна быть массовым явлением. В ней на школьном уровне может участвовать любой ученик. Зачастую олимпиада охватывает лишь пятёрку сильных учеников. Такого допускать нельзя.

Любая олимпиада должна быть многоступенчатой: классный тур, школьный тур, районный и городской

Должна быть разработана система поощрений для всех участников олимпиады. Необходимо разумное сочетание соревнования и мер поощрения для детей.

Используя олимпиады различного уровня убеждаешься, что для учеников подготовлены по-настоящему интересные задания, которые не просто проверят их знания и смекалку, но и повысят интерес и мотивацию к учебе. По уровню сложности задания подходят для большинства учеников, поэтому никто из ребят не остается в стороне от увлекательного интеллектуального соперничества и побед. В то же время каждый из участников найдет для себя задания, которые потребуют от него проявления своих лучших качеств, знаний и опыта.

Многие считают, что ученики 1-4 классов еще слишком малы, чтобы демонстрировать успехи в изучении школьных предметов.

Умение сравнивать, анализировать, систематизировать и обобщать помогают каждому из нас принимать решения в повседневной жизни. Тренировка и развитие логического мышления – это залог успеха в жизни! Развитое мышление позволяет понять закономерности мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. С помощью логического мышления ребята смогут отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Мир вокруг нас постоянно меняется, каждый день бросая новый вызов нашим знаниям и умениям. Сегодня на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения, анализа и переработки информации, новые навыки и технологии. Олимпиады для учащихся начальной школы – яркое отражение современных требований и тенденций в образовании. Дистанционные мероприятия, предлагаемые различными центрами представляют собой мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают дополнительный стимул.

Задания охватывают все основные предметные области, изучаемые школьниками в начальных классах. Марафоны проверяют эрудицию, знания участников, требуют решений и точных ответов.

Таким образом, используя олимпиадный материал творчески, учитель сможет поддерживать постоянный интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах урока и во внеурочной деятельности, а также успешно развивать у младших школьников навыки сравнения и обобщения, внимание, память и логическое мышление, умение правильно оценивать различные ситуации и принимать самостоятельные решения.

Есть различные олимпиады по организации проведения: рассчитаны по времени ( 45 – 60 мин), выполняются только в классе, могут быть даны для выполнения дома и с помощью родителей, но все условия всегда оговариваются организаторами олимпиады, а курирующий учитель обязан соблюдать условия проведения, создавая дифференцированную работу с обучающимися.

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий, которые не используются изолировано. Идет активный процесс их интеграции. На практике эта технология реализуется посредством применения разнообразных методов и форм работы.

Учитель, который стабильно участвует в подготовке и проведении олимпиад среди щкольников пополняет не только Портфолио ученика, но и свое собственное, т.к. наградной материал рассчитан не только на ученика, но и на куратора.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!