Тема: В. Бианки «Сова».
Ход урока.
Организационный момент.
Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение медленно.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Информация о писателе
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
Когда В.В. Бианки был такого же возраста, как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.
- А какие произведения Бианки вы уже читали?
- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).
4. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что объединяет все произведения В. В. Бианки? (Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие).
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В. В. Бианки.
Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, вам нужно отгадать загадку.
Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло.
Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (В. В. Бианки «Сова»).
Какая нам предстоит работа?
6. Работа по теме урока.
1.Первичное чтение
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?
О чем, по-вашему, это произведение? Проверим ваши предположения.
2. Чтение слов (запись на доске):
хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
стар – старик – стариковом.
Раздолье — много места.
Как бы худа не вышло — как бы беды не было.
Чай бе-лить — добавлять молоко в чай.
7. Первичное знакомство с текстом.
Чтение текста учителем и учениками.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? К какому жанру относится данное произведение? (Сказка).
Обсуждение рассказа. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
-Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».
Вывод: Сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Теперь будем поподробнее рассматривать познавательную сказку.
- Назовите главных героев сказки.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
Проверка усвоения содержания рассказа.
Перечитайте сказку про себя.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
8. Физкультминутка.
9. Закрепление изученного.
Работа с пословицами.
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (Вместе все можно сделать, решить тяжелую задачу, с любым делом справиться, а врозь- тяжело).
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.).
10. Рефлексия
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал» «Было интересно» «Я бы себя похвалил за…»
11. Подведение итогов урока.
- Какое произведение мы читали сегодня?
- Кто его автор?
- Чему учит нас произведение В. Бианки?
12. Домашнее задание.