СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с рассказом Бианки "Сова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент занятия по теме "Работа с рассказом Бианки "Сова"". 

Просмотр содержимого документа
«Работа с рассказом Бианки "Сова"»

Тема: В. Бианки «Сова».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение медленно.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

  1. Информация о писателе

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

Когда В.В. Бианки был такого же возраста, как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.

- А какие произведения Бианки вы уже читали? 

- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

4. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что объединяет все произведения В. В. Бианки? (Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие).

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В. В. Бианки.

Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, вам нужно отгадать загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (В. В. Бианки «Сова»).

Какая нам предстоит работа?

6. Работа по теме урока.

1.Первичное чтение

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

О чем, по-вашему, это произведение? Проверим ваши предположения.

2. Чтение слов (запись на доске):

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

стар – старик – стариковом.

Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай бе-лить — добавлять молоко в чай.

7. Первичное знакомство с текстом.

Чтение текста учителем и учениками.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? К какому жанру относится данное произведение? (Сказка).

Обсуждение рассказа. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

-Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».

Вывод: Сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Теперь будем поподробнее рассматривать познавательную сказку.

- Назовите главных героев сказки.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

Проверка усвоения содержания рассказа.

Перечитайте сказку про себя.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

8. Физкультминутка.

9. Закрепление изученного.

Работа с пословицами.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (Вместе все можно сделать, решить тяжелую задачу, с любым делом справиться, а врозь- тяжело).

  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.).

10. Рефлексия

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал» «Было интересно» «Я бы себя похвалил за…»

11. Подведение итогов урока.

- Какое произведение мы читали сегодня?

- Кто его автор?

- Чему учит нас произведение В. Бианки?

12. Домашнее задание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!