СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с рассказом Э.Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с произведениями о животных, развивают умение выделять в тексте особенности того или иного животного.

Просмотр содержимого документа
«Работа с рассказом Э.Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья»»

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1 «Б»

Дата: 28.04.17 г.

Учитель: Ильина С.И.

Тема урока: Работа с рассказом Э.Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья»

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Цель урока создать условия для ознаком­ления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для

развития умения прогнозировать текст.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правиль­ность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают раз­ные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформ­ляют диалогическое высказывание в соответствии с требова­ниями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться вы­сказывать суждения о произведениях

Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 1 класс, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин

Приветственное слово учителя:

(эмоциональный настрой на урок).

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!



Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся


У нас урок чтения. А чтение – лучшее учение.

Скороговорки помогают сделать нашу речь красивее и выразительнее. Какие скороговорки вы знаете?

А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (серия картинок- иллюстраций из прочитанных произведений)

1.Л.Толстой «Солнце и ветер».

2.Э.Мошковская «Лед тронулся».

3.Русская народная песня «Березонька».

4. М. Пришвин «Лесная капель».

5.Э. Шим «Глухарь».

6. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

Работают по презентации

Формулируют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы









  • Тема нашего урока...


Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Изучение новых знаний и способов действий

Какие произведения вам не известны?

-Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?(о животных)

Да, правильно.

Давайте определим план нашего урока:

1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее

2.обсудим ее, ответим на вопросы

3. поработаем в парах, чтение по ролям

4. составим книжку раскладушку

- Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц.

Чтение и анализ произведения.

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку.

- Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки

. Кто автор?

Как называется сказка?

Кто автор?(Эдуард Шим «Глухарь»)

-О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этой сказке?(о птицах)

1.Словарная работа перед чтением.

-Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?

Где можно посмотреть это слово, если оно не понятно? (в словаре)

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

2.Первичное чтение сказки учителем

- Понравилась сказка?

За что глухаря назвали глухарём?

• О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?

-Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему?

- Какие сведения узнали о глухаре?

- Что в сказке придумано?

3.Работа в тетрадях.

1 и 2 задание .

• Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.)

• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

Фронтальная работа



Чтение произведения



Работают по учебнику над текстом.







Самостоятельная работа




Фронтальная работа



Чтение произведения



Работают по учебнику над текстом.



Познавательные: работать с разными видами информации .

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Физкультминутка


Буратино

Выполняют движения

Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.

Закрепление новых знаний и способов действий


Работа над произведением

Работа в парах

Дети у вас на партах листики с текстом. Мы сейчас будем читать по ролям в парах . Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям. Обратите внимание на доску(у вас есть памятка №3в конце учебника)

Давайте вспомним вместе порядок работы при чтении по ролям:

1.Прочитать автора и название произведения

2.Прочитать диалог или текст беседы (Что такое диалог?)

3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят)

4. распределение ролей

5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает

Просьба прочитать сказку всем (читает пара детей)

А сейчас обратите внимание на план нашего урока и скажите что сделали?

1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее

2.обсудим ее, ответим на вопросы

3. поработаем в парах, чтение по ролям

Работа над произведением для дополнительного чтения.

- Каких вы знаете птиц?

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) -

- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

- Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.)

Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе?

А какая она эта птица?


2. Словарная работа

3.Чтение и анализ произведения.(чтение рассказа учителем)

Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?


Чтение рассказа учителем, дети следят.

- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

  1. Почему птица не могла взлететь с дороги?

  2. Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать.

  3. Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни.

  4. Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа

Глухарь:

Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона.

Ценный охотничий вид.

Поёт так - "тэкэ, тэкэ, тэкэ... "

Плохо летает.

Стриж:

Имеет средний размер.

Великолепно летает.

Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте.

Имеет длинные изогнутые крылья.




Фронтальная работа


Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Обобщение новых знаний и способов действий


Выполнение заданий к текстам в рабочей тетради.

Самооценка.

Взаимооценка.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.


Итог урока







С какими авторами познакомились?

Что узнали нового?

- Какие чувства вызвали у вас произведения?

Оцените свою работу закончив следующие выражения

-Теперь я могу…

-Мне было трудно……….

-Мне сегодня было интересно….

-Я поделюсь своими знаниями……


Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам


Рефлексия деятельности.


1. Рефлексия деятельности.

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.    


Дети оценивают свою деятельность.



Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.