Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин | Приветственное слово учителя: (эмоциональный настрой на урок). Прозвенел звонок, Начинается урок. - Тем, кто любит приключенья, Я открою свой секрет: Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет! | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
Актуализация знаний учащихся | У нас урок чтения. А чтение – лучшее учение. Скороговорки помогают сделать нашу речь красивее и выразительнее. Какие скороговорки вы знаете? А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (серия картинок- иллюстраций из прочитанных произведений) 1.Л.Толстой «Солнце и ветер». 2.Э.Мошковская «Лед тронулся». 3.Русская народная песня «Березонька». 4. М. Пришвин «Лесная капель». 5.Э. Шим «Глухарь». 6. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». | Работают по презентации Формулируют тему и цели урока. Отвечают на вопросы | Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Изучение новых знаний и способов действий | Какие произведения вам не известны? -Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?(о животных) Да, правильно. Давайте определим план нашего урока: 1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее 2.обсудим ее, ответим на вопросы 3. поработаем в парах, чтение по ролям 4. составим книжку раскладушку - Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц. Чтение и анализ произведения. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку. - Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки . Кто автор? Как называется сказка? Кто автор?(Эдуард Шим «Глухарь») -О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этой сказке?(о птицах) 1.Словарная работа перед чтением. -Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила? Где можно посмотреть это слово, если оно не понятно? (в словаре) Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. 2.Первичное чтение сказки учителем - Понравилась сказка? За что глухаря назвали глухарём? • О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим? -Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему? - Какие сведения узнали о глухаре? - Что в сказке придумано? 3.Работа в тетрадях. 1 и 2 задание . • Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.) • Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.) • Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.) • Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.) | Фронтальная работа Чтение произведения Работают по учебнику над текстом. Самостоятельная работа Фронтальная работа Чтение произведения Работают по учебнику над текстом. | Познавательные: работать с разными видами информации . Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
Закрепление новых знаний и способов действий | Работа над произведением Работа в парах Дети у вас на партах листики с текстом. Мы сейчас будем читать по ролям в парах . Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям. Обратите внимание на доску(у вас есть памятка №3в конце учебника) Давайте вспомним вместе порядок работы при чтении по ролям: 1.Прочитать автора и название произведения 2.Прочитать диалог или текст беседы (Что такое диалог?) 3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят) 4. распределение ролей 5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает Просьба прочитать сказку всем (читает пара детей) А сейчас обратите внимание на план нашего урока и скажите что сделали? 1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее 2.обсудим ее, ответим на вопросы 3. поработаем в парах, чтение по ролям Работа над произведением для дополнительного чтения. - Каких вы знаете птиц? - Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) - - Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) - Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.) Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе? А какая она эта птица? 2. Словарная работа 3.Чтение и анализ произведения.(чтение рассказа учителем) Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили? Чтение рассказа учителем, дети следят. - Что вы узнали о стрижах из этого рассказа? - Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы. Почему птица не могла взлететь с дороги? Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать. Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни. Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа Глухарь: Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона. Ценный охотничий вид. Поёт так - "тэкэ, тэкэ, тэкэ... " Плохо летает. Стриж: Имеет средний размер. Великолепно летает. Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте. Имеет длинные изогнутые крылья. | Фронтальная работа | Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм. Регулятивные: организация работы на уроке. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. |
Обобщение новых знаний и способов действий | Выполнение заданий к текстам в рабочей тетради. | Самооценка. Взаимооценка. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
Итог урока | С какими авторами познакомились? Что узнали нового? - Какие чувства вызвали у вас произведения? Оцените свою работу закончив следующие выражения -Теперь я могу… -Мне было трудно………. -Мне сегодня было интересно…. -Я поделюсь своими знаниями…… | Отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам |
Рефлексия деятельности. | 1. Рефлексия деятельности. - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка. | Дети оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |