В помощь педагогам
Методические рекомендации
«Работа с родителями»
(УГОЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ)
Подготовила:
старший воспитатель
Тарачкова И.В.
МБДОУ «Детский сад № 85»
НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Наглядная информация для родителей может включать следующее:
Визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности программы работы, дополнительных услуг и т.п.
Информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды как сотрудников учреждения, так и детей, и даже выпускников);
Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и др.);
График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых званий, наград, и даже участие в общественной деятельности района, города и т.д.).
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко с тем, чтобы они сразу привлекали внимание.
Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.
Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж.
Анкетирование и интервьюирование убедительно показали, что литература и советы педагогов представляют для родителей достаточную значимость, чтобы опереться на них в работе.
Малым доверием пользуются психологические консультации, советы других родителей, друзей, соседей, телевидения, радио.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы научиться шить игрушки, делать панно; участвовать в самодеятельности детского сада; показывать кукольные спектакли дома и т.д.
От детского сада родители хотели бы получить:
Максимально полную информацию о ребенке;
Педагогические советы по общению с ним; психологическую, индивидуальную консультацию;
Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома;
Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать;
Возможность большего общения с родителями других детей.
УГОЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.
Педагогическому коллективу следует тщательно продумать, где расположить уголок для родителей, как его оборудовать, какие темы освещать. Как правило, стенд или несколько стендов используются для размещения иллюстративного материала и кратких печатных текстов. Хорошо также иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.
Не следует забывать, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам нужно привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и групповых бесед. Все материалы стендов должны тщательно сохраняться в детском саду.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Информация, размещенная на стенд для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в 2 недели материал должен обновляться.
При размещении любого материала на стенде: советы медика, психолога и т.д. ссылка, на издание, включая авторство и год обязательна.
Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи, но и плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках, должно быть примерно 2 к 6 (2 части текст, 6 - иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем, донести до них нужную информацию.
Надо помнить, что не количество педагогического материала на пригрупповом стенде определяет его ценность, а конкретность, ясность предлагаемых родителям рекомендаций, советов, которые должны иметь целенаправленный характер. Если на стенде помещаются стихотворения для детей, здесь же должно быть разъяснение, для чего они предложены («повторите с детьми дома», «разучите с детьми к празднику» и т.д.).
ЧТОБЫ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО УГОЛКА, МАТЕРИАЛЫ МОЖНО РАСПОЛОЖИТЬ ПО РАЗДЕЛАМ.
В каждой возрастной группе в уголок для родителей помещаются, во-первых, материалы информационного характера:
В течение года меняется материал, включая по очереди требования: по физическому, умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию детей, особенностям развития речи детей, навыкам самообслуживания и т.д. можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года.
Дни и часы приема заведующей, врача, медицинской сестры, инструктора физо, логопеда;
Объявления различного характера (приглашение на собрание, консультацию, детский утренник, субботник; поздравления с праздником и пр.);
Во – вторых, материалы педагогического раздела. Стенд призван знакомить родителей с воспитательной работой, проводимой с детьми разного возраста.
Режим дня возрастной группы: он постоянен, но расписывается в течение года один из видов деятельности, например:
Прогулка: если целевая, то, на какое число она запланирована, предварительная работа, задание для родителей. После проведения возможен фотомонтаж, «репортаж с прогулки», высказывания детей, рисунки и комментарии к ним и т.д.
Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например: играем в больницу, нужны халаты, бинты, марлевые повязки, «бутылки с лекарствами», коробки из под таблеток и т. д. Играем в магазин – атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный – задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации, что прочитать детям, какие атрибуты и бутафории нужны для игры.
Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете где, и как он будет использован детьми.
Зарядка: расписать отдельные комплексы (можно профилактический, закаливающий и т.д.) готовит инструктор по физкультуре;
Музыкальное занятие: (готовит музыкальный руководитель) – репертуар занятия, какие произведения слушали. Можно предложить кассету для прослушивания произведения для дома с аннотацией музыкальных произведений (запись у воспитателя);
Занятия: тема занятий обновляется ежедневно, указывается цель и задачи занятия.
Раз в месяц (2 раза в месяц) нужно планировать индивидуальную работу с родителями по подготовке к занятию.
Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую анализировали на занятии (например «сегодня Сережа спросил: почему сахар сладкий?»). Материал постоянно обновляется.
Время от времени выставляется материал типа отчета о том, что усвоено детьми по тому или иному разделу программы воспитания и обучения в детском саду за определенный период. Например, что знают дети в детском саду о домашних животных, как участвуют в хозяйственно-бытовом труде, какие «задания на дом» даны детям (среднего и старшего возраста), например, подклеить детскую книжку, подобрать иллюстрации на определенную тему и т.д.
Можно рассказать родителям, какая воспитательная работа проводится в детском саду в связи с подготовкой к празднику. Посоветовать, как провести праздник дома: куда пойти и что показать ребенку, какие рассказы прочитать детям, какие песни, стихи разучить с ними (эти рекомендации надо обязательно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе). На нем могут быть такие обращения: «Мама, выучи со мной скороговорку: «шла Саша по шоссе и сосала
сушку», «Папа, загадай мне загадку: «Не летает, не кусается, а в дом не пускает?», «Мама, выучи со мной стишок для бабушки: …, песенку для куклы» и т.д.
На стендах вывешивают иногда правила поведения, к которым приучают детей в детском саду и которых они должны придерживаться дома. Можно помещать также статьи из газет и педагогических журналов.
Права детей. Это раздел для родителей, куда помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в нашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
Если в дошкольном учреждении работают такие специалисты как логопед, преподаватель иностранного языка, хореограф, театральная
студия, должен быть раздел, где помещена информация об этих занятиях и заданием на дом.
Психолог, социальный педагог, медицинский работник – имеют постоянную рубрику в уголке для родителей («советы психолога», «будьте здоровы» и т.д.).
Меню. Меню можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, на завтрак - манная каша (рядом указываем: «любимая каша Даши С., Коли Р., Маши В.,). Или обед – плов (в советах родителей помещаете оригинальные рецепты плова).
Наши родители советуют (название произвольное), в этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (давайте, сводим детей на экскурсию по городу, поделиться опытом (профилактика простуды: я делаю так, советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей от которых они услышали, конечно, с их согласия), информацией
(в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно кулинарным рецептом), объявления для обмена кассет с
мультфильмами, книгами… Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
В уголках выставляют рекомендуемые игры и игрушки с краткой справкой воспитателей о том, для какого возраста они подходят, какое имеют воспитательное значение, развитию какого умения способствуют и пр.