РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Выступление на семинаре классных руководителей
К сожалению, в наше время существует тенденция такого мнения: отдали ребенка в школу, пусть его там воспитывают. Конечно, школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Ежедневно:
1288 детей остаются без одного из родителей;
30 малышей передаются в дом младенца (ребенка);
132 – под опеку и усыновление.
В первую очередь за воспитание ребенка отвечают и отец, и мать, те, кто дал ему жизнь. Они задаются вопросом, как вырастить ребенка здоровым, жизнерадостным, выносливым? Как воспитать ребенка, чтобы вырос настоящий человек с большим, благородным сердцем?–
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания в семьях, где бытуют пьянство, иждивенчество, родители ведут полукриминальный образ жизни.
В нормативно – правовой литературе неоднократно указывается, что ответственность родителей очень велика. (Конституция РФ – ч. 2, ст. 38, Семейный Кодекс – гл.2, ст. 63, 65, Уголовный Кодекс – ст. 56. ). Но, несмотря на это, как показывает практика, родители нарушают права детей.
– Вопрос для обсуждения: кто виноват, что многие наши дети растут без любви, в окружении жестокости и унижения?
Как быть с такими родителями? Что делать с детьми?
– Вот видите, очень трудно найти верный вариант даже нам, взрослым. А представьте, что чувствуют дети, какие раны появляются в их душе!
Каждый родитель должен помнить:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутсва люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каятся потом.
С.Брандт
– Обратите внимание на мудрые слова Януша Корчака, пусть они найдут место в ваших сердцах: “Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь”.
Я классный руководитель, имею большой опыт, поэтому осознаю, что классный руководитель должен работать в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».
Первый этап. Осознаю, что для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Прежде чем выработать систему работы с родителями изучила индивидуальные особенности каждого ребенка, получила информацию о родителях, составила социальный паспорт класса. Провела родительское собрание, на котором организовала анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследование. И лишь после опроса и знакомства с родителями разработала систему работы.
Считаю очень важным опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первое и решающее условие положительно направленного взаимодействия - доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникали интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Родители готовятся и выступают на родительских собраниях.
Второй этап. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Причем в их успешной реализации должны быть заинтересованы обе стороны. Перед родителями был поставлен вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Результаты опроса:
1) Высокий уровень образования – 83%.
2) Сохранение психологического и физического здоровья детей - 79%.
3) Повышение культуры – 53%.
Ответы характеризуют уровень родителей.
Моя задача, как классного руководителя, - прислушаться к мнению родителей, но на «повышение культуры учащихся» все же акцент будет сделан, так как дети наше будущее, ученики должны быть высоконравственными и культурными, а перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач.
Задачи:
- информирование родителей о результатах учебы детей;
- психолого-педагогический всеобуч родителей;
-организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;
- повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни.
Формы работы:
- тематические родительские собрания с привлечением медицинских работников;
- организация работы родительского комитета;
- хочу провести круглый стол «Вечер трудных вопросов» и праздник «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
Третий этап. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Почему бы нам в школе не открыть «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. Родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.
Взаимодействие учителя с родителями должно строиться на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения.
Стараюсь использовать современные информационно-коммуникационные средства в общении с родителями и учащимися. Выяснила, что 19 семей класса активные пользователи сети. Участвую в программе реализации электронного дневника. В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями, как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи). Изучила материальное состояние, моральный климат каждой семьи, даю советы, рекомендации по воспитанию детей. Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения. Работа с родителями ведётся в соответствии с планом воспитательной работы в классе.
Следует творчески подходить к планированию и проведению родительских собраний, используя новинки педагогической литературы, например собрание на тему «Поощрения и наказания в воспитании ребенка» прошло в форме диспута.
В классе избран и работает родительский комитет. Школа и родители как союзники совместно решают задачи.
Четвертый этап. Реализация поставленной цели и задач.
В детстве закладываются традиции семейного воспитания.
«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).
Следовательно, дети должны жить расти и развиваться в любви и взаимопонимании.
Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Параллельно с воспитанием детей следует регулярно проводить педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру. Для этого провожу консультации по запланированным темам:
1. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.
2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.
3. Как помочь ребёнку учиться?
4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?
5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье.
6. Семейные конфликты и способы их разрешения.
7 .Воспитывай не слово, а делом.
8. Проблема полового воспитания в семье.
9. Трудовое воспитание в семье.
10. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.
11. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?
Вот несколько правил семейной жизни, которые создают благоприятный климат в семье:
1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.
Этих правил больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает.
Для детей также могут быть сформулированы некоторые правила поведения. Вот, например.
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.
6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.
7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствующие ему правила:
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.
4. Не допускать проявления у детей чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями.
Как общаться с родителями ваших учеников?
1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
В заключение хочется подчеркнуть: способность к общению — профессиональное качество учителя.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, любить их, не предавать, любоваться ими.
Демокрит в свое время писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим». Эти слова - мой девиз.