СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о том, что именно школа должна воспитывать детей. Да, несомненно, школа может помочь родителям в вопросах воспитания детей, но конкурировать с семьёй она не может, да и не должна. Именно семья - мощное средство в формировании личности ребёнка. Объединив усилия школы и семьи можно много сделать для наших детей.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Выступление на семинаре классных руководителей


К сожалению, в наше время существует тенденция такого мнения: отдали ребенка в школу, пусть его там воспитывают. Конечно, школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Ежедневно:

  • 1288 детей остаются без одного из родителей;

  • 30 малышей передаются в дом младенца (ребенка);

  • 132 – под опеку и усыновление.

В первую очередь за воспитание ребенка отвечают и отец, и мать, те, кто дал ему жизнь. Они задаются вопросом, как вырастить ребенка здоровым, жизнерадостным, выносливым? Как воспитать ребенка, чтобы вырос настоящий человек с большим, благородным сердцем?–


Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания в семьях, где бытуют пьянство, иждивенчество, родители ведут полукриминальный образ жизни.

В нормативно – правовой литературе неоднократно указывается, что ответственность родителей очень велика. (Конституция РФ – ч. 2, ст. 38, Семейный Кодекс – гл.2, ст. 63, 65, Уголовный Кодекс – ст. 56. ). Но, несмотря на это, как показывает практика, родители нарушают права детей.

– Вопрос для обсуждения: кто виноват, что многие наши дети растут без любви, в окружении жестокости и унижения?

Как быть с такими родителями? Что делать с детьми?

– Вот видите, очень трудно найти верный вариант даже нам, взрослым. А представьте, что чувствуют дети, какие раны появляются в их душе!

Каждый родитель должен помнить:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутсва люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каятся потом.
С.Брандт


– Обратите внимание на мудрые слова Януша Корчака, пусть они найдут место в ваших сердцах: “Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают всю жизнь”.


Я классный руководитель, имею большой опыт, поэтому осознаю, что классный руководитель должен работать в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».

 

Первый этап. Осознаю, что для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Прежде чем выработать систему работы с родителями изучила индивидуальные особенности каждого ребенка, получила информацию о родителях, составила социальный паспорт класса. Провела родительское собрание, на котором организовала анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследование. И лишь после опроса и знакомства с родителями разработала систему работы.

Считаю очень важным опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первое и решающее условие положительно направленного взаимодействия - доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникали интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Родители готовятся и выступают на родительских собраниях.

 

Второй этап. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Причем в их успешной реализации должны быть заинтересованы обе стороны. Перед родителями был поставлен вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Результаты опроса:

1)        Высокий уровень образования – 83%.

2)         Сохранение психологического и физического здоровья детей - 79%.

3)         Повышение культуры – 53%.

Ответы характеризуют уровень родителей.

Моя задача, как классного руководителя, - прислушаться к мнению родителей, но на «повышение культуры учащихся» все же акцент будет сделан, так как дети наше будущее, ученики должны быть высоконравственными и культурными, а перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач.

 Задачи:

- информирование родителей о результатах учебы детей;

- психолого-педагогический всеобуч родителей;

-организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;

- повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;

- пропаганда  здорового образа жизни.

 Формы работы:

- тематические родительские собрания с привлечением медицинских работников;

- организация работы родительского комитета;

- хочу провести круглый стол «Вечер трудных вопросов» и праздник «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).


Третий этап. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Почему бы нам в школе не открыть «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. Родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.

Взаимодействие учителя с родителями должно строиться на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения.

Стараюсь использовать современные информационно-коммуникационные средства в общении с родителями и учащимися. Выяснила, что 19 семей класса активные пользователи сети. Участвую в программе реализации электронного дневника. В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями, как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи). Изучила материальное состояние, моральный климат каждой семьи, даю советы, рекомендации по воспитанию детей. Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения. Работа с родителями ведётся в соответствии с планом воспитательной работы в классе.

Следует творчески подходить к планированию и проведению  родительских собраний, используя новинки педагогической литературы, например собрание на тему  «Поощрения и наказания в воспитании ребенка» прошло в форме диспута.

 В классе избран и работает родительский комитет. Школа и родители как союзники совместно решают задачи.

Четвертый этап. Реализация поставленной цели и задач.

В детстве закладываются традиции семейного воспитания.

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).

 

Следовательно, дети должны жить расти и развиваться в любви и взаимопонимании.

Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Параллельно с воспитанием детей следует регулярно проводить  педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру.  Для этого провожу консультации по запланированным темам:

1. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.

2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.

3. Как помочь ребёнку учиться?

4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?

5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7 .Воспитывай не слово, а делом.

8. Проблема полового воспитания в семье.

9. Трудовое воспитание в семье.

10. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.

11. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?

 

Вот несколько правил семейной жизни, которые создают благоприятный климат в семье:

1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.

2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.

3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.

4. Почитать старших и помогать младшим.

5. Чередовать труд и отдых.

6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.

7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.

Этих правил больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает.

Для детей также могут быть сформулированы некоторые правила поведения. Вот, например.

1. Почитай мать и отца.

2. Проявляй к родителям внимание.

3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.

4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.

5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.

6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.

7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.

8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.

 

В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

 

Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

 Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

 

Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствующие ему правила:

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявления у детей чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

 В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями.

Как общаться с родителями ваших учеников?

1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

 В заключение хочется подчеркнуть: способность к общению — профессиональное качество учителя.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, любить их, не предавать, любоваться ими.


Демокрит в свое время писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим». Эти слова - мой девиз.