СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями младших школьников по формированию читательского интереса и развитию традиций семейного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия - технология,помогающая родителям младших школьников стать активными участниками образовательного процесса, не мешая, а помогая учителю.Как педагогу можно с помощью родителей формировать читательскую компетентность учащихся с использованием приёмов осмысленного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями младших школьников по формированию читательского интереса и развитию традиций семейного чтения»

Работа с родителями младших школьников

по формированию читательского интереса

и развитию традиций семейного чтения

Чудинова М.А., учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска»

Сегодня, когда большинство семей заняты решением экономических проблем, а иногда и физического выживания, наблюдается самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители порой осуществляют воспитание наугад, интуитивно, так как не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. На это наслаиваются проблемы личностного характера самих родителей. А школа остается одним из важнейших социальных институтов, проводящих просветительскую работу среди родителей, направленную на корректировку психологических проблем, как родителей, так и детей, успешное осуществление учебно-воспитательного процесса.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание. Согласно требованиям ФГОС в настоящее время родители должны стать активными участниками образовательного процесса, поэтому изменилась методика проведения родительских собраний. Я провожу родительские собрания c использованием обучающих технологий, позволяющих привлечь внимание родителей не только в оказании помощи в освоении образовательной программы, но и в воспитании.

Современное общество заинтересовано в грамотном читателе, так как мы живем в условиях огромного изобилия информации. И умение извлекать нужную информацию из различных источников становится одним из главных качеств успешного делового человека.

Я хочу представить вашему вниманию технологии, помогающие родителям стать активными участниками образовательного процесса с опорой на читательскую компетентность. По новым ФГОСам  под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Сказкотерапия. Об этом методе заговорили сравнительно недавно. Он набирает огромную популярность, потому что сказкотерапия, в первую очередь, выступает как метод психологической помощи, которой так часто не хватает. Благодаря сказкам, человек обретает душевную свободу от собственных страхов, навязчивых мыслей, негативных установок. Сказки помогают понять, какие жизненные ценности являются главными для человека и как жить в мире с самим собой. Сказки – это способ принять верное решение, стать полноценной частью общества. С их помощью человек избавляется от многих своих недостатков (ненависти, зависти, жадности и т.д.). Сказкотерапия помогает нормализовать или построить отношения с окружающими людьми. Освобождение своего «я» от всего лишнего, наносного - главное преимущество сказкотерапии.

Мое знакомство с методом сказкотерапии произошло после приобретения удивительной книги Ирины Константиновны Семиной «Сказки Эльфики. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком». У неё есть и свой сайт «Все сказки Эльфики», который включает в себя разные рубрики. Это рубрики: «Дети и родители», «Калейдоскоп», «Отношения», «Здоровье», «Линия жизни», «Счастье», «Любовь», «Изданные книги».

В своей книге автор представляет нашему вниманию удивительные истории, рассказанные талантливыми сказочницами-феями.
Совершив путешествие из сказки в сказку вместе с девушкой Ликой и Волшебным Перышком, мы встречаемся с самыми необычными героями и узнаем много нового: как с помощью шляпок узнать свои скрытые возможности; что такое Пожар Любви, зачем марионеткам Точка Опоры и почему даже в трех соснах легко заблудиться.
Эти сказки написаны для взрослых. Но детям они нравятся ничуть не меньше! Ведь дети в сказке живут, а мы - ищем туда позабытую дорогу.

Автор дает «методические рекомендации» по работе с книгой, описывает технологию работы с терапевтической сказкой, помещает Тематический навигатор, который включает в себя показания к применению каждой сказки. Поэтому использовать данную книгу может как педагог, так и родитель. Книга оказывает неоценимую помощь и в работе психолога.

Технология работы с терапевтической сказкой

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для данного читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

Следует отметить, что возникновение любых эмоций указывает на то, что сказка отозвалась в сердце человека, а зашифрованные в ней смыслы актуальны для его развития и разрешения текущих жизненных уроков. Бывает, сказка вызывает у читателя слезы. Так на бессознательно-символическом уровне происходит очищение, освобождение от напряжения, через которые к человеку приходит подлинное понимание смысла событий его жизненного опыта. При работе с терапевтической сказкой можно встретиться с сопротивлением и несогласием читателя. Чаще всего это свидетельство проявления некой отрицаемой или вытесняемой им проблемы.

Выбор сказки на том или ином собрании обуславливается теми вопросами, которые требуют безотлагательного решения. И говорить о них можно как напрямую, так и в иносказательной форме, с помощью сказки. Тогда понимание приходит быстрее, четче, конкретнее. Это и проблемы в воспитании детей, и проблемы в общении с родителями, и очень тонкие воспитательные моменты, касающиеся самих родителей. Ведь мы ведем просветительскую работу, в первую очередь, среди них, взрослых людей.

Большинство родителей очень проникновенно отнеслись к прочитанным мною сказкам. Мои рекомендации привели к тому, что родители сами стали больше читать, искать не только сказки, но и новые произведения различных жанров, делиться на собраниях своими впечатлениями о прочитанных книгах.

Родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером. И их бережное отношение к домашней библиотеке, собранной годами бабушками и дедушками, повторное прочитывание любимых книг, когда вся семья вечерами собирается за одним столом, рассказы о том, как та или иная книга попала в дом – это все очень ценно.

Огромное влияние на формирование читательского интереса оказывает старшее поколение, у которого сохранились традиционные домашние библиотеки. Чтение и рассматривание старых книг семейной библиотеки вместе с бабушкой или с дедушкой, возможно, с пометками мамы или папы, оказывает мощное воспитательное воздействие. Это и формирование духовно-нравственных ценностей, и воспитание уважения к старшим, и успешная социализация детей, и осознание представителей старшего поколения своей нужности, и сохранение преемственности поколений.

Особый ритуал – это и поход в библиотеку. Выбор книги, беседа с библиотекарем – все эти действия, совершенные вместе с родителями, формируют и культуру чтения.

Дети не остались равнодушными к семейным чтениям, стали рисовать рисунки, приносить их в школу, рассказывать интересные эпизоды одноклассникам, обсуждать прочитанные книги. Мы стали устраивать выставки рисунков по любимым книгам.

Так, слушание сказок на родительском собрании послужило толчком к расширению круга семейного художественного чтения.

Кроме того, творческий посыл родителей и детей нашёл выход в призовых местах интеллектуальных конкурсов различного уровня.

Таким образом, использование данного приёма помогает родителям не только в решении психологических проблем, но и в формировании читательской компетентности с использованием приемов осмысленного чтения. Взрослые являются активными участниками учебно-воспитательного процесса. В семьях возобновляется читательский интерес, по-новому звучат традиции семейного чтения, помогая ученикам преодолеть нежелание читать. Семейное чтение оказывает мощное воспитательное воздействие, как на детей, так и их родителей, сохраняет преемственность поколений. Кроме того, творческий потенциал читающих семей нашего класса находит свое проявление в различных конкурсах, сближая всех членов семьи.