СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
разработан план работы с родителями на год, Имеется разработка собраний, приложен протокол.
Практический материал для папок передвижек в родительский уголок.
РАННЕГО ВОЗРАСТА
В ГРУППЕ
С РОДИТЕЛЯМИ
РАБОТА
План работы с семьей
Срок проведения мероприятия |
Форма проведения |
Тема |
Сентябрь | -Составление социально- демографического паспорта семьи -Родительские собрания (Карточка №2)
-Консультация для родителей (Физическое развитие).
(Социально-коммуникативное раздел. Безопасность) (карточки № 4, 5, 6)
-Анкетирование (карточка №7)
Конкурсы (Осенние причуды) | (карточка №1)
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка» (карточка №3) Информационные листовки, папки -передвижки о пожарной и дорожной безопасности. «Правила перевозки детей в автомобилях»
Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Изготовление поделок из овощей и фруктов |
Октябрь | Анкетирование (карточка №8)
Беседа с родителями (карточка №9) Фотоконкурсы Мастер-класс (Речевое развитие) (Карточка №10) | «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Сенсорное воспитание детей
«Моя золотая осень»
«Пальчиковые игры» Развиваем речевую активность ребёнка. |
Ноябрь | Фотовыставка «рядом с мамочкой»
Информация для родителей (Физическое развитие. ЗОЖ) (Карточка №11) |
Физическое воспитание. Советы родителям. |
Декабрь | Конкурс «Новогодняя мозаика»
-Информация для родителей (Безопасность. Правила безопасности в период новогодних праздников)
Беседа (Карточка №13) | Изготовление новогодних игрушек для украшения участка
Безопасность ребенка в новогодние праздники. (Карточка №12)
Как научить ребенка одеваться самостоятельно. |
Январь | -Консультация для родителей (Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность)
Консультация для родителей. (Социально-коммуникативное развитие. Трудовое воспитание) (Карточка №15)
Информация для родителей (Карточка №16)
Профилактика гриппа, ОРВИ, ОКИ (Карточка №17) | Экспериментальная деятельность в раннем возрасте. (Карточка №14)
«Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста».
Зимние игры малышей.
Тематические листовки |
Февраль | Конкурс для пап (лучшая поделка, коллаж, альбом и т.д.)
Информация для родителей (Карточка №18) | (выставка поделок к празднику)
Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста. |
Март | Фотовыставка «Очень маму я люблю»
Консультация (Художественно- эстетическое развитии. Народно- прикладное творчество). (Карточка №19) | «Мамины помощники»
«Тестопластика-занятие интересное и полезное». |
Апрель | Информация для родителей (Безопасность. Тематическая папка- передвижка) (Карточка №20)
Консультация (Карточка №21) | «Об опасности пластиковых окон».
«Безопасность ребенка в ваших руках» |
Май | Развлечение. (Карточка №22)
Итоговое родительское собрание (Карточка №23)
Тематическая папка-передвижка (Безопасность) (Карточка №24) | «Вот какие мы большие, всё умеем сами…»
«Чему мы научились за год в детском саду»
Безопасность детей летом. |
Карточка № 2
Родительское собрание«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.
Задачи:
Установить контакт между родителями и педагогами.
Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада.
Разработать совместно с родителями рекомендации, направленные
на их помощь ребенку в адаптации к ДОУ.
Вызвать у родителей потребность к психолого-педагогическим знаниям.
Знакомить родителей с программой адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Кроха», режимом работы центра игровой поддержки.
Оборудование: презентация на тему адаптации, бейджики с именами и отчествами родителей, клубок ниток, маркеры, листы бумаги.
Ход собрания
Знакомство с родителями.
Родителям предлагается представиться и коротко рассказать о своем ребенке.
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …». (Сказать, чем любит заниматься родитель с ребенком.)
Психолог передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители отматывают, говорят и передают дальше.
Психолог начинает первым: «Никто из вас не знает, что я люблю читать сказки внучке и рассматривать иллюстрации к сказке».
Психолог: Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая будет связывать всех нас на протяжении нескольких лет. Эта нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Хочу начать с высказывания В.М. Бехтерева «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…»
И поэтому считаю важным вопрос адаптации ребенка к ДОУ. При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне.
А какие ассоциации вызывает у вас слово «адаптация»? Упражнение «Ассоциации».
Родители называют, какие ассоциации вызывает у них слово
«адаптация», как они его понимают.
Психолог: Известно, что адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
16 - 32 дней – адаптация средней тяжести от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
Лёгкая адаптация
Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Физиологические критерии:
Здоровье
В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
Аппетит
В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
Сон
В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон
У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников), однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат, как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям. Бодрое, заинтересованное настроение может сочетаться с утренним плачем.
Поведение
В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого.
Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
Заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса. (Признаки психического стресса: ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штанишки или кровать, избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролирующие вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, нервные движения). Физиологические критерии:
Здоровье
Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.
Аппетит
Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Сон
Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне.
Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное: плачь, крик при расставании и
встрече.
Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно эмоциональное
состояние нормализуется. Поведение
Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжелая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
так и психическое истощение организма. Физиологические критерии:
Здоровье
Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
Аппетит
Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
Сон
Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна
наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
Восстанавливается примерно к 60 дню. Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон
Реакции ребенка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно- разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Поведение
Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Нервная система ребенка порой оказывается не в силах самостоятельно справиться с переживанием чего-то непонятного и страшного (в восприятии самого ребенка), и как следствие, это может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка.
Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик-дайте на улице покричать ребенку. Старайтесь, чтобы ребенок хотя бы несколько часов в день проводил в тишине наедине с книгой или тихими традиционными играми. Чаще разговаривайте с ребенком, обнимайте.
В адаптационный период возможны невротические реакции: рвота;
энурез; тики;
бесконтрольный стул; заикание;
пристрастие к личным вещам; наличие страхов; неуправляемость в поведении;
стремление спрятаться от взрослых; истерические реакции.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
состояние здоровья; уровень развития;
личностные особенности;
умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму детского сада; сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков; готовность родителей к пребыванию ребенка в массовом дошкольном учреждении;
компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду, он будет негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребёнок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, а с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней, малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок
«несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.
Как вы думаете, какова ваша роль в том, чтобы помочь ребенку
успешно адаптироваться к условиям детского сада?
Психолог предлагает в подгруппах составить рекомендации родителям: что могут сделать родители для того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада.
Команды родителей по очереди предлагают свои варианты решения данной проблемы.
Чем может помочь мама
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не
прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Не делайте ошибок
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Помощь нужна еще и маме!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже
«рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы- то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей
перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
Заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие
«ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад.
Психолог: Уважаемые родители! Чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки.
Психолог: скажите, пожалуйста, была ли тема нашей встречи для вас познавательной, и если да, то, что вы взяли для себя из полученной информации. Скажите свои пожелания.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. 2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть
в щечку , помахать рукой),а также ритуал встречи.
По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь
то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье.
На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест,
цирка, театра.
Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу.
Не скупитесь на похвалу.
Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!
Карточка №3
Карточка №4
Карточка №5
Карточка №6
Карточка №7
Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Уважаемые родители!
Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того
чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.
Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка
Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой
поддержки ребенка?
Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?
Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
да;
нет;
скорее нет, чем да.
С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?
с хорошим;
со слезами;
по-разному;
отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.
Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?
да;
не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
скорее да, чем нет.
Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?
да, легче идет на контакт только с одним воспитателем;
нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
нет, общается одинаково трудно.
Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?
повышенную подвижность;
стеснительность;
обидчивость;
упрямство;
двуязычие;
затрудняюсь ответить.
Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?
стал более самостоятельным, организованным;
стал более общительным;
стал скованным;
чаще плачет, капризничает;
ничего не изменилось.
Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?
да;
нет;
периодически.
На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня
психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?
педагог-психолог;
учитель-логопед;
социальный педагог;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре;
медицинская сестра;
Другой специалист
.
Спасибо за сотрудничество!
Карточка №8
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
да;
нет;
не знаю.
Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
считаю нужным;
не считаю нужным;
затрудняюсь ответить.
Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
да;
нет;
не знаю.
Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
информация отсутствует;
есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
я не обращаю внимание на информацию;
информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
наглядная информация интересна и полезна для меня.
Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
высокий;
средний;
низкий.
Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
да;
нет;
не знаю.
В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет
дома?
Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Карточка №9
Карточка №10
Мастер – класс для родителей на тему «Пальчиковые игры»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
Задачи:
показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста;
поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;
способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Участники: родители.
Форма проведения: мастер-класс.
Материал: массажные мячи, карандаши, прищепки.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Пальчиковые игры». Сегодня мы с вами являемся его участниками.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Пальчиковые игры очень эмоциональны,
увлекательны. Однако пальчиковые игры – это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная
деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
На кончиках пальцев много нервных окончаний, поэтому работа рук способствует психическому успокоению, так порой необходимому нашим детям.
Предлагаю вам выполнить 2 очень простых упражнения.
Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее 10 раз большим пальцем. Поменяйте руки и повторите упражнение.
Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
Если ваш ребенок устал и капризничает, а вы очень заняты, посадите его рядом и предложите ему поиграть грецкими орехами.
Я предлагаю вам несколько упражнений для пальчиковых игр вашего ребенка.
Возьмите 2 орешка. Вспомните китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи – это является хорошим успокоительным массажем.
Покатайте их между ладонями.
Попробуйте прокатить один орешек между пальцами
Растопырьте пальцы ведущей руки. Вставьте между ними орешки. Попробуйте их удержать.
- Работа рук способствует возникновению успокаивающего
эффекта. Потрите свои ладони просите об этом своих детей, когда они моют руки, когда у них холодные ладошки на прогулке.
Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока- белобока».
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо! Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени. Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с - правой, то с - левой ручкой.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо! Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с - правой, то с - левой ручкой.
Пальчиковые игры с предметами;
Активные игры со стихотворным сопровождением;
Игры - манипуляции;
Пальчиковые игры на основе сказок;
Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали Карандашик я возьму-
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру коллеги мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Наши пальчики».
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»: Этот пальчик – Сонечка,
Этот пальчик - Тонечка, По середочки - Сергей,
Рядом с братцем - Алексей,
А этот - Гришка, пальчик - шалунишка! Ать, два, ать, два,
Было пять, осталось - два. Ну-ка, ну-ка, посмотри
Было пять, осталось, три!
Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать! Этот пальчик - Сонечка,
Этот пальчик - Тонечка, По середочки - Сергей,
Рядом с братцем - Алексей,
А этот - Гришка, пальчик - шалунишка!
Следующий вид пальчиковых игр – это игры - манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки»,
«Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин»,
«Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т.п.) Молодцы, спасибо большое, правильно!
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Например:
Пальчиковая игра «Крышки»:
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд) И пошли по переулку
На весёлую прогулку (пальчики шагают). Игра с палочками
Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать):
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики (поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок, (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени)
Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой) Другой ножкой топ-топ, (левой)
На головку сели, песенку запели (ставим палочки на голову, стучим
друг об дружку)
Игры с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику).
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю, (правой ладонью катаю мячик по левой) Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком - ёжиком:
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош, (катаем мячик - ёжик по столу правой рукой) Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).
Также можно использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т.п.). Для повышения интереса у детей туда можно поместить мелкие игрушки. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках и дома.
Вот неполный перечень того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.
На заключительном этапе мастер - класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение
что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.
Рекомендация родителям:
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
Игра не должна строиться на принуждении.
Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо за внимание!
Карточка №11
Карточка №12
Карточка №13
Карточка №14
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить.
Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств
предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и
непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить
обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при
ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего
возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и
экспериментов способствует формированию у детей познавательного
интереса, развитию наблюдательности и
эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.
Также можно проводить опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями,
бумагой, магнитами. Зимой поэкспериментировать со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне.
При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому:
- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и
экспериментам постоянно возвращаемся. За один раз предлагаем рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Благодаря целенаправленной работе по опытно
экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.
Закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой". Здесь у нас работает осязание. Что получится, если смешать холодную и горячею воду ( теплая ).
Используем разноцветную гуашь.
тренируем дыхательный аппарат.
Наливаем воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась.
Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».
Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.
6 . «Веселые пузыри».Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
«Тонет- не тонет»
Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.
Ребенку предлагается опускать в воду разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными.
Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному
двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой.
В емкости находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом
маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом
«Игра - забава заводными игрушками для воды ».
Игры на поверхности сухого песка.
1«Здравствуй, песок! (Знакомство с песком).
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в
песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней,
затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
2. « Песочный дождик»Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3. «Угадай, что спрятано в песке». (используются мелкие игрушки).
4. «Цветные заборчики» (цветные счетные палочки). Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик
синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
4. «Необыкновенные следы».«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Карточка №15
Карточка 16
Карточка №17
Карточка №18
Карточка №19
Консультация для родителей.
ТЕСТОПЛАСТИКА – ЗАНЯТИЕ ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ .
Дети раннего возраста имеют особенности поведения, которые следует учитывать в ходе игрового
взаимодействия. Во-первых, малыши не способны длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности, уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. Кроме того, у детей возникает соблазн
попробовать окружающие предметы на вкус, бросить, смять, разорвать и т.д. Учесть эти трудности в поведении
игры с детьми раннего возраста позволяет
ТЕСТОПЛАСТИКА. Правильно подготовленное соленое тесто является наиболее безопасным материалом для игр с детьми раннего возраста. Его можно опробовать на вкус,
растянуть, разорвать, на мелкие кусочки, размазать, что приводит малышей в восторг и вызывает большой интерес. Работа с ним является приятной и наименее травматичной.
Кроме того, техника работы с соленым тестом не требует значительных денежных затрат, не занимает много
времени и не нуждается в специальном оборудовании. Навыки работы с пластичным материалом усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Нужно только заинтересовать малышей, показать, как правильно действовать. Игры с тестом несут в себе огромный потенциал доля развития детей раннего возраста.
Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в игру, активно самостоятельно действовать, гармонизируя
эмоциональное состояние. Даже необщительный и замкнутый малыш может реализовать себя, проявив изобретательность и фантазию. В увлекательной игре,
находясь на пике эмоций, малыш способен усвоить много новых слов и выражений.
При действии с кусочками теста у ребенка развивается тактильно-мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными
материалами обогащает сенсорный опыт детей; формирует представление о форме, свойствах и возможностях,
применения пластичных материалов; стимулирует познавательную активность; способствует развитию воображения. Абстрактного мышления, творчества.
Игровые сеансы лепки из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками – они помогают
ему почувствовать себя творцом.
Несмотря на то, что для малышей важен не результат, а сам процесс игры, творчества, особое внимание следует уделять готовым работам. Поделки детей нужно внимательно рассмотреть, одобрить, маленького автора похвалить за старание. Это стимулирует творческую активность и желание достичь результата.
РЕЦЕПТ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Необходимо смешать в миске два стакана муки с одним стаканом мелкой соли и добавить немного воды (лучше недосолить, чем пересолить), хорошо вымесить. Тесто должно быть мягким и очень пластичным.
ХРАНЕНИЕ ТЕСТА
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше положить его в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить тесто несколько дней,
то поместить его в холодильник.
ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
доски, упаковочная пленка, скалки для раскатывания
теста;
салфетки бумажные и тканевые;
различные стеки и предметы их заменяющие (ручки, карандаши, палочки, пластиковые ножи);
инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста (печатки и штампики, колпачки фломастеров,
пробки, камушки, крупные пуговицы, ракушки и т.д.);
формочки для теста, формочки для игр с песком;
трафаретки для печенья, пластиковые крышки от
аэрозолей;
соединительные детали (соломинки для коктейля, использованные стержни от ручек, палочки);
природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, желуди, зерна, травинки, семена, косточки и
т.д.)
бросовый материал (пробки, пенопласт, кусочки ткани,
нитки и т.д.);
пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНИЕ ИГРОВЫЕ СЕАНСЫ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое,
поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать колбаски в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткой по времени. Ведь ее задача - пробудить
интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так,
чтобы они разворачивалась от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте
совместить тесто вместе с другими материалами (горохом, фасолью, соломкой, вермишелью и т.д.).
Сделайте шары, колбаски, блины и т.д. Покажите малышу, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество
слишком часто и не ждите немедленных результатов.
Оказывайте ребенку всяческую поддержку и чаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одну его работу.
Постоянно разговаривайте с детьми, отвечайте им на вопросы. Не забывайте хвалить за удачи, не
переживайте, если что-то не получается сразу.
На первых этапе ребенок учится контролировать
движения пальцев рук; постепенно этот навык
переходит в умение, и малыш учится ловко управляться
с более мелкими предметами, затем идет
совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в
прямой зависимости от степени и тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы ребенок не уставал, не успевал
соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда не обрывайте их, дайте возможность
закончить начатое!
Научите работать детей аккуратно и убирать за собой
после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребенка соблюдению культуры труда.
Постарайтесь сделать так, изделия малыша не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или
игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Вероятно, мы убедили Вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!
Комочек соленого теста – Лепить из него интересно! Комочек из
теста мягкий, На ощупь приятный
и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слоненка слепить или мишку, Картинку, что видела в
книжке. Смотрю на него и гадаю, Слепить из него что – я не знаю.
Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки. И вместе отправимся в сказку!
И.Ю. Глебова
Карточка №20
Карточка №21
Карточка №22
Ведущий:
Развлечение в ясельной группе детского сада «Вот какие мы большие, всё умеем сами…»
Уважаемые родители! Разрешите поздравить с первым
выпуском ваших деток. Выпуск - значит взрослые. А наши детки уже заметно повзрослели. Вы согласны? Сегодня мы с вами посмотрим, чему научились они в ясельной группе и готовы ли к переходу в детский сад. Мы покажем мастер-класс,
удивительный для вас! И так Вашему вниманию мастер - класс
по сценической речи:
Стихотворения детей
Мы собрались сегодня в зале Чтобы шутить, смеяться и плясать
Мы дорогих гостей позвали Весёлый праздник отмечать Есть на свете чудо - Сад.
В этот сад идти я рад. Здесь и летом и зимой Все мои друзья со мной Детский сад у нас хорош Лучше сада не найдешь. И споём мы вам о том.
Как же весело живём Хорошо живётся тут И в саду у нас растут
Не черешни и не груши, Даши, Поли и Танюши. Детский сад у нас хорош. Лучше сада не найдёшь. И споём мы вам о том Как мы весело живём Вот какие мы большие.
Всё умеем сами.
Вот какие мы большие.
Помогаем маме.
Вот какие мы большие Кашу можем кушать Вот какие мы большие Сказки можем слушать
Я умею одеваться, Если только захочу
Я и маленького братца Одеваться научу
Вот какие мы большие Кукол спать уложим. Вот какие мы большие Укачать их сможем.
Меня кормили с ложки. Но я подрос немножко Смотрите-ка, скорее!
Я кушать сам умею Вот какие мы большие Песни петь умеем
Вот какие мы большие Пляску мы затеем.
Умываемся мы быстро Вытираемся мы чисто. Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Правда, я уже большой, Сам ботинки надеваю И холодною водой
Сам ладошки умываю И не плакал я с утра
Может в садик мне пора?
Ведущий: С музыкантом нашим мы петь готовы до зари. Полонезы и кадрили, польки тоже не забыли.
Стихотворение ребёнка:
Я – красавица - матрёшка! Посмотрите как мила!
Сегодня к вам на праздник Подружек привела!
Ведущий:
Для вас исполняется песня-танец» Матрёшки» Исполняют дети:
Мы Весёлые матрёшки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых ладушки, ладушки, Мы похожи словно сёстры ладушки, ладушки.
Нарядились мы в платочки ладушки, ладушки, Раскраснелись наши щёчки ладушки, ладушки.
Ведущий:
А теперь, детвора, поиграть пришла пора.
Игра «Ёжик» Ведущий:
Мы пели, играли, но ещё не танцевали. Танец» Колечки»
Поздравление ребёнка:
Было в группе уютно, красиво! В садик утром мы радостно шли.
Говорим вам всем дружно: Спасибо, и поклон вам до самой земли!»
Ведущий:
А, теперь, переходим к не менее важному вопросу: Награждение родителей. Каждый родитель получает почётную грамоту за успешное воспитание своего ребёнка.
Карточка № 23
Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы
научились за год в детском саду».
Цель: подведение итогов образовательной деятельности.
Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей; напомнить технику безопасности в летний период.
Повестка собрания:
Вступительное слово воспитателя.
Показ презентации «Итоги ……… учебного года».
Безопасность в летний период.
Вручение памяток для родителей.
Минута откровений «Зажгу свечу».
Заключительное слово воспитателя.
ХОД
Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рады новой встрече с вами!
Эта встреча проходит в конце года, давайте вместе подведём итоги, подумаем о
работе над проблемами, отметим достижения, оценим результаты.
Ваши дети, целый год ходили в сад. Они пришли такими маленькими, беззащитными: всего боялись и плакали, и, конечно же, звали маму. Вспомните, как это все было, как привыкали, кто-то сразу привыкал, а кто–то долго. А теперь посмотрите, какими они стали, разве скажешь, что они плаксы и капризульки. Конечно же, нет. Они у нас совсем большие и многому научились за год.
Чему же научились наши детки?
Научились уделять внимание непосредственно образовательной деятельности (занятиям).
Научились самостоятельно одеваться и раздеваться (некоторые дети при небольшой помощи взрослого).
Наводить порядок в группе, убирать игрушки.
Соблюдают очередь при умывании.
Мять руки с мылом.
При напоминании следить за своим внешним видом.
Помогать друг другу.
Правильно держать ложку.
После еды говорить спасибо, задвигать стульчики за собой.
Правильно держать кисть и карандаш.
Научились различать цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Научились делать простейшие постройки из строительного материала.
Научились лепить.
Научились здороваться и прощаться.
Называть воспитателей и няню по имени и отчеству.
Просмотр презентации «Итоги учебного года».
Мое выступление будет сопровождаться презентацией, на слайдах которой вы увидите некоторые интересные моменты из жизни детей нашей группы. Как росли и развивались дети в детском саду, какие формы и методы мы использовали в своей работе для всестороннего развития детей.
Слайд 1. Добро пожаловать в «Сказку».
Слайд 2.
Наш девиз:
Это наша группа «Сказка», Наш волшебный сад.
Это наше царство, Царство для ребят. Это наша радость, Наш любимый дом.
Подрастаем все мы в нём.
Слайд 3.
День начинается с утренней гимнастики. Комплексы гимнастики расписаны на каждый месяц в игровой стихотворной форме.
Слайд 4.
В течение дня играем в подвижные игры, проводим физкультминутки, уделяем внимание дыхательной и пальчиковой гимнастике. Очень любят наши малыши играть в подвижные игры, где их кто-то догоняет «У медведя во бору», «Лиса и
зайцы» и т. д.
Слайд 5.
Проводим оздоровительную работу перед сном (босохождение, воздушные ванны, согласно температурному режиму. Ходьба по массажным дорожкам перед сном и после сна. В теплое время года - сон без маечек.
Слайд 6.
Гимнастика в постели после пробуждения.
Слайд 7.
Два раза в неделю с малышами проводится занятия по развитию движений. На конец года стоит отметить, что дети физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились выполнять действия с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания с большим желанием, вступают в игровые действия.
Необходимо продолжить закаливающие мероприятия в дошкольном учреждении и в домашних условиях, чаще гуляйте с малышами.
Слайд 8. Культурно-гигиенические навыки.
В течение года сформировались у детей простейшие культурно-гигиенические навыки. Дети научились самостоятельно мыть руки: намыливать их мылом, смывать, отжимать, делая замочек и вытирать полотенцем, а также пользоваться носовым платком. Все дети знают свое полотенце и горшок.
Слайд 9.
Во время приёма пищи дети держат ложку (в нашем возрасте можно и в кулачке), приучаем их кушать аккуратно (правда не всегда получается, пользоваться салфеткой и благодарить после еды.
Слайд 10.
При небольшой помощи взрослых умеют раздеваться (снимать колготки, обувь) и складывать одежду на стул. Одевание дается нам чуть сложнее, но мы ещё учимся.
Слайд 11. Образовательная деятельность.
В образовательной деятельности учились группировать предметы по цвету (красный, желтый, зелёный, синий, по размеру (большой, маленький, по форме (шар, куб). Называть один и много предметов.
Малыши знают и называют некоторых домашних животных и диких животных, их детёнышей. Различают некоторые овощи, фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Научились слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. Самостоятельно рассматривать иллюстрации в книжках. Знают короткие стихотворения, потешки. С помощью настольного театра сами играют и отображают знакомую сказку.
Слайд 12. Развитие детского творчества.
Дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Учились проводить горизонтальные, вертикальные и округлые линии, передавать в рисунке образы.
Малыши познакомились с пластилином, умеют раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями. Лепят несложные фигуры.
Слайд 13. В музыкальной деятельности:
Которое ведет музыкальный руководитель-Бисерова М. В. малыши активно включаются в совместную деятельность, воспроизводят танцевальные движения (хлопают, притоптывают, передают образы животных: медведя, зайца). Познакомились с музыкальными инструментами. Малыши эмоционально реагируют на знакомые детские песни.
Слайд 14. В конструктивной деятельности:
В процессе игр с настольным и напольным строительным материалом дети познакомились с деталями (кубик, кирпичик, пластина, умеют сооружать элементарные постройки по образцу (предметы мебели, домики, заборчики и т. д.) и с удовольствием обыгрывают их.
Слайд 15. Игры с дидактическим материалом:
Дети с удовольствием играют в дидактические, развивающие игры. Складывают пирамидку, матрёшку, собираю вкладыши, мозайку. Знают, где находятся настольные игры, что играть с ними надо за столом. А потом убрать на место.
Слайд 16. Игровая деятельность:
Овладели начальными навыками сюжетно - изобразительной игры. Малыши переносят знакомые действия в игру. Врач - лечит, шофёр - водит машину, парикмахер - подстригает, начинают использовать в игровой деятельности предметы- заместители. Необходимо и поддерживать и развивать игровую
инициативу, чаще играть с детьми.
Слайд 17. Спасибо за внимание.
Безопасность в летний период.
Впереди - долгожданное лето, и конечно, большую часть времени дети будут проводить на свежем воздухе. Лето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших отпусков. Родителям же остается быть чрезмерно внимательными, поскольку в местах отдыха могут таиться всякого рода опасности. Поэтому ознакомление с правилами безопасности на летних каникулах чрезвычайно важно для всех мам и пап. Кстати, не помешает рассказать о них и детям. И речь идет не только о безопасности дошкольников летом. Многие ученики средних и старших классов во время отдыха делают много глупостей и наносят вред организму.
Помните!
Не всё, что выглядит привлекательно, является съедобным.
Летняя пора- очень подходящее время, чтобы помочь детям изучить названия растений, плодов и ягод. Информацию можно подчерпнуть из интернета, детских энциклопедий, так же вам помогут собственные знания. Это должно стать правилом: ничто незнакомое в рот не брать.
Купание под присмотром взрослого.
Обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте из виду, даже если он уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, или жилет, или использует надувной круг.
Не оставляйте окна открытыми, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребёнка или искалечить его навсегда. Объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения. Не используйте москитные сетки без соответствующей защиты окна.
Обязательно учите ребёнка переходу по светофору, расскажите об опасности, которую несёт автомобиль.
Расскажите детям о том, как правильно себя вести на детской площадке, в частности, катанию на качелях. К ним нужно подходить сбоку; садиться и вставать, дождавшись полной остановки; крепко держаться при катании.
Важно научить и правилам пожарной безопасности в летний период. Не позволяйте разводить костры без присутствия взрослых. Поясните опасность огненной стихии в быстром распространении на соседние объекты.
Соблюдайте питьевой режим, чтобы не допустить обезвоживания. Давайте ребёнку очищенную природную воду без газа.
Во избежание укуса таких насекомых как шмели, осы, пчелы, расскажите, что нужно оставаться недвижимым, когда они поблизости.
Следование простым рекомендациям поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка и позволит провести летние каникулы с максимальным удовольствием.
Вручение памяток для родителей «Памятка для родителей об опасностях открытого окна», «Безопасность в летний период».
«Зажги свечу» - Минута откровений о тех моментах, которые были
памятны в этом первом году в детском саду.
Вот и закончился год. Каким он был для вашей семьи? Что вас порадовало, а что огорчило?
Просим рассказать интересные истории и поделиться переживаниями по поводу воспитания малыша и его достижениями за время нахождения в детском саду. (Родители, передавая свечу, под музыкальное сопровождение, высказывают свои истории из жизни малыша, пожелания.)
Заключительное слово воспитателя.
Предметная среда нашей группы позволяет решить конкретные образовательные задачи, вовлечь детей в процесс познания, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Всё групповое пространство распределено на развивающие центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Вот и подошло к концу наше родительское собрание. Хочу выразить родителям благодарность за помощь и сотрудничество в течение года. За помощь приобретение игрушек для группы. Очень рада, что пришли к нам на итоговое собрание и надеюсь порадовались за малышей, увидели результаты и их маленькие достижения. Всего вам доброго!
Карточка №24