1
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
WORK WITH PARENTS RAISING A SPECIAL CHILD
Хапейшвили София Тенгизовна
Аннотация. Статья содержит описание психологической работы с родителями особых детей. Эта работа проводится в виде консультаций, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер особых детей. Также имеются консультации с использованием сказкотерапии (авторских сказок), для родителей, которые представляют истории для своих детей.
Annotation. The article has a description of psychological work with parents of their special children. This work holds consultations, which held to develop special children' cognitive, emotionally strong-willed and personal spheres. Also there are consultations which use fairy tale therapy (author's tales) for parents, who present tales for their children.
Ключевые слова. Особый ребенок, консультация, познавательная, эмоционально-волевая, личностная сферы, сказкотерапия.
Kea words. Special child, consultation, cognitive, emotionally strong-willed and personal spheres, fairy tale therapy.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время низко выражена компетентность и культура родителей по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и поэтому требуется психологическое сопровождение таких родителей.
Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий, направленных на повышение компетентности и культуры родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Перечислим основные задачи.
Обучение родителей различным приемам, важным для проведения занятий.
Формирование доверительных отношений с ребенком.
Помощь в придании уверенности в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.
Формы работы – индивидуальные и групповые консультации.
Новизной работы является то, что она впервые комплексно освещает деятельность педагога-психолога с родителями особых детей.
Работа направлена на повышение компетентности и культуры родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями; выработку благоприятного взаимодействия со своими детьми и образовательной средой.
Результатом консультаций с родителями особых детей является предоставление им психологических рекомендаций.
Перечень рекомендаций приведен ниже.
Примеры рекомендаций родителям по развитию у особых детей познавательной сферы.
Следует давать детям корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в тексте. Выполнение этих заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля. Для их проведения потребуются любые тексты, карандаши и ручки. Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (или другие): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора [2].
Полезны пальчиковые игры (несколько приводятся ниже). «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика [1].
Проводите настольные игры (шашки, шахматы, лото, домино и т.п.) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования.
В ходе занятия важны физкультминутки, снимающих утомление, а также надо использовать небольшие игры, что способствует усвоению материала.
Примеры рекомендаций родителям по развитию эмоционально-волевой и личностной сфер детей с особыми образовательными потребностями . Цель - оказание психологической помощи родителям (законным представителям) в развитии данных сфер детей с особыми образовательными потребностями.
Хвалите детей за старание выполнения заданий, а не только за результативность.
Познакомьте детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
Учите детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
Давайте детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные.
Полезно проводить следующие игры для развития воли.
Игра «Хочукалки». Родитель кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же ответ, а, преодолев «хочу выкрикивать», дождаться команды ведущего и букву сказать шепотом.
Игра «Человек с сильной волей». Родитель предлагает ребенку нарисовать человека с сильной волей [3].
Примеры рекомендаций родителям по уменьшению уровня стресса и тревожности у детей с особыми образовательными потребностями. Цель - оказание психологической помощи родителям (законным представителям) в решении данной проблемы. Перечень рекомендаций представлен ниже.
Научите детей сокращать моменты, которые могут привести к стрессу и тревожности. В жизни их может быть много: это и плохая погода, и машина, запачкавшая грязью, и замечания учителей, и плохие оценки на уроках и т.п. Хотя, бывает, таких событий трудно избежать, можно уменьшить их число: например, если вдруг пошел дождь, нужно взять зонтик или даже найти в этом радость, сказав себе: дождь – это хорошо, он освежает воздух.
Научите детей принять ту, ситуацию, которую они не в силах изменить с мужеством и терпением.
Научите детей обращайтесь со стрессом как с вызовом.
Научите детей действовать так, что, если у них возникла какая-то проблема, думать о ее решении, не застревать на самих себе, на прошлых неудачах или на плохих мыслях о будущем.
Научите детей жить настоящим. Конечно, нужно ставить перед собой цель и планировать свой день, но сильный страх перед будущем мешает полноценно жить: ведь любая минута драгоценна и никогда не вернется снова.
Если ребенок проявляет неуспех или небрежность в учебе, разберитесь, в чем причина. Объясните ему непонятное.
Не следует говорить ребенку: «Ты дурак», «У тебя нет никаких способностей», «Ты ничего не добьешься».
Помогайте ребенку находить положительные моменты в каких-либо для него трудных или неинтересных ситуациях [4].
В ходе консультаций с родителями применяется метод сказкотерапии. Им предлагаются сказки, написанные автором статьи на различные темы (например, о благодарности, о дружбе, о доброте, об истории возникновения праздников, о человечности), которые затем сами родители читают своим детям и вместе обсуждают их.
Результаты бесед, наблюдений, тестирования с классными руководителями, учителями-предметниками, родителями, с детьми показали эффективность работы автора статьи с родителями и особыми детьми за 10 лет в должности «Педагог-психолог» в сфере школьного образования. Она выражается в следующем:
- повышается развитие познавательной сферы особых детей;
- школьники с особыми образовательными потребностями чувствуют себя более комфортными в классах, у них снижается тревожность, формируется раскованность в общении, уверенность в себе;
- у родителей повышается психолого-педагогическая культура, они начинают лучше понимать особенности развития своих детей.
Все это говорит об эффективности работы.
Список литературы
Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр [Текст] / О.А. Новиковская. – М.: Астрель, 2010. – 224 с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Евгений Рогов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.
Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] / О.В.Хухлаева М.: Академия, 2004. – 208 с.
Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В.Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.